Гай Валерий Катулл (Gaius Valerius Catullus) - единственный из поэтов-неотериков, чьи произведения уцелели. Катулл родился примерно в 84 г. до н. э., или прожил не 30 лет, а больше. В середине 60-х гг. до н. э. отец послал юношу в Рим для завершения образования. В Риме Катулл встретил и полюбил женщину, которую в стихах называет Лесбией. Как сообщает Апулей, ее настоящее имя - Клодия («Апология», 10). Скорее всего, это была жена Цецилия Метелла Целера, наместника Предальпийской Галлии, в 60 г. до н. э.
В 57 г. до н. э. Катулл сопровождал в Вифинию сенатора Гая Меммия. Присоединение к свите наместника провинции было одним из способов поправить свои денежные дела. Однако весьма сомнительно, чтобы в Вифинии Катуллу удалось разбогатеть. Не исключено, что его отъезд из Италии был вызван разочарованием в любви и стремлением навсегда забыть Клодию, которая стала для него источником непрестанных страданий.
Все сведения о жизни Катулла мы извлекаем из его сочинений, собранных в одной книге, рукопись которой была обнаружена в Вероне в 1300 г. и вскоре вновь утрачена. К счастью, с нее успели сделать копии. В книге Катулла различаются три части: небольшие стихотворения - «полиметры», написанные различными лирическими размерами (1-60), затем большие произведения - «ученые поэмы» (carmina docta): эпиллии, эпиталамии, элегии, послание (61-68); и наконец, «эпиграммы», короткие стихотворения в элегических двустишиях (69-116).
Следуя поэтическому идеалу Каллимаха, Катулл стремился писать свои поэмы по типу александрийских эпиллиев и элегий: небольших по размеру, совершенных по форме, ученых по содержанию. У Катулла полимеры - это небольшие стихотворения, написанные на различные темы. Многие из них представляют собой инвективы, обличение реальных личностей, и имеют характер резкого, часто непристойного, поношения. На своих личных врагов и литературных недоброжелателей Катулл обрушивается со всей страстностью души, как правило, не стесняясь в выражениях. Объектом его нападок становятся и видные политические деятели, например Юлий Цезарь. Начало одного из стихотворений, направленных против Цезаря и его приспешника Мамурру, звучит следующим образом:
|
В чудной дружбе два подлых негодяя:
Кот Мамурра и с ним - похабник Цезарь!
(57. Перевод А. Пиотровского)
Некоторые стихотворения этого раздела имеют характер шутки, причем иногда столь изощренной, что трудно решить, оскорбление это или похвала; характерный пример - восхваление Цицерона, впрочем, вероятно, все же ироническое.Наряду с ругательными стихотворениями есть и другие - обращенные к друзьям. В них Катулл предстает нежным, деликатным, сентиментальным человеком, изливающим свои самые сокровенные чувства,поэт не прочь поиронизировать и над самим собой. Сюда относятся приглашение Фабулла на скромный обед (13), обращение к другу-стихотворцу Цецилию (35), послание к Лицинию (50).Ни у одного римского поэта нет такого количества стихотворений о дружбе, как у Катулла.
Возлюбленной поэта Лесбии в этой части сборника посвящено с десяток стихотворений, в которых отражены разные этапы их любовных отношений: счастье и размолвки, ссоры и примирения. Всепоглощающая любовь с ее горькими разочарованиями и краткими мгновениями радости вдохновила Катулла на лирические стихи, исполненные страсти, нежности, сомнения, отчаяния. Например, рассказ о ручном воробье любимой (2; 3) или ликование поэта, вызванное ответной любовью (5 - «Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!»; 7 - «Спросишь, Лесбия, сколько поцелуев // Милых губ твоих страсть мою насытят?»). В ряде стихотворений звучит отчаяние поэта, вызванное изменами подруги Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности
Составляющие центральную часть книги «ученые поэмы» представляют собой 8 больших стихотворений, в которых поэт демонстрирует свою эрудицию и владение александрийской поэтической техникой.Стихотворение 63 - эпиллий о юноше Аттисе, который посвятил себя фригийской богине плодородия Кибеле, отождествляемой с Великой матерью богов. В Риме ее культ был официально признан в 204 г. до н. э.; в честь ее справлялись ежегодные Мегалесийские игры. Культ Кибелы сопровождался неистовыми оргиями и отличался экстатическим характером. В этом эпиллии использован редкий стихотворный размер, разработанный александрийскими поэтами, - галлиямб.
В стихотворении 64 трактуется популярный греческий миф о свадьбе смертного Пелея с богиней Фетидой. Это самое большое произведение Катулла; оно состоит из 408 стихов и является наиболее показательным из «ученых поэм». Пронизанное мифологической ученостью, оно имеет сложную, типичную для александрийских эпиллиев, структуру. Катулл использует все доступные ему средства. Отмеченные печатью авторской личности, традиционно греческие темы, мотивы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у римского поэта по-новому. Катулл использует все доступные ему средства. Его стилистическая палитра необычайно разнообразна и часто представляет собой причудливое смешение патетики и сарказма, лиричности и гротеска.
|
|
Различия между полиметрами и эпиграммами минимальны и заметны разве что в метрике: первые написаны в самых разных размерах, вторые - только в элегических двустишиях.
.В конечном счете, поэзия Катулла отражала жизнь и интересы его дружеского кружка. Пирушки, любовные похождения, розыгрыши и перебранки, чтение стихов, споры о поэзии и политике составляли обычное времяпрепровождение римской столичной молодежи. В атмосфере юношеского кружка даже будничные события приобретали значимость, поскольку они затрагивали жизнь всех его членов. И нет ничего удивительного в том, что стихотворения Катулла изобилуют намеками на конкретные факты и обстоятельства кружковой жизни, понятными для друзей поэта и, как правило, уже недоступными для современного читателя.
Билет 35