Что такое сахарный диабет?
Сахарный диабет - это такое состояние организма, при котором он не может вырабатывать достаточное количество инсулина. Инсулин (гормон) – вырабатывается особыми клетками поджелудочной железы и циркулирует в крови, воздействуя на множество различных тканей организма. У здорового человека поджелудочная железа вырабатывает такое количество инсулина, которое необходимо для усвоения пищи, поступаемой в виде глюкозы в кровь. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышен. Лишний сахар разрушает мелкие кровеносные сосуды и нервы различных органов в организме, поэтому его нужно контролировать!
Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жизни ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения. Важнейшее место здесь, конечно же, принадлежит школе; поэтому школьный учитель должен иметь необходимую информацию об этом заболевании и его течении (можно попросить книгу у мамы или классного руководителя).
Дети есть дети, и даже самые старшие из них - учащиеся последних классов школы - нуждаются в ненавязчивом, осторожном присмотре. Эта информация дается не для того, чтобы дети с диабетом стали объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет о некоторой дополнительной заботе о них, вызванной теми критическими ситуациями, в которых они могут оказаться из-за болезни.
Критические ситуации при диабете.
Ситуация при высоком уровне сахара крови - не так страшна, как "гипо", но также требует особого внимания. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет. Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников.
Гипогликемия ( "гипо") - значительное понижение уровня сахара крови.
"Гипо" может развиться, если ребенок: 1) сделал себе инъекцию инсулина, выбрав слишком большую дозу; 2) пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало; 3) получил значительную физическую нагрузку без дополнительного приема углеводов.
Допускать возникновения и развития "гипо" очень опасно для жизни ребенка! Нельзя ждать, что это пройдет само собой!
Симптомы "гипо":
· чувство слабости
· повышенные нервозность, волнение, агрессивность
· сильная потливость
· тошнота
· обидчивость, смущение
· плаксивость, смятение
· ухудшение зрения и слуха
· нарушение координации движений
· дрожание рук и озноб
· возможная потеря сознания и судороги (тяжелая гипо)
Почти каждый ребенок заранее чувствует приближение "гипо". В этом случае ему нужно срочно, вне зависимости от того, где он находится, выпить сладкий фруктовый сок (0,5 стакана) или съесть три кусочка сахара (конфеты), или печенье, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов. (Все необходимое есть в рюкзаке)
Действия учителя:
1. НЕ пугаться! Действовать решительно!
2. При первых симптомах "гипо" разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. (При этих действиях состояние "гипо" может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок через 15 минут еще раз проверил сахар и если нужно еще что-нибудь поел.) Нет необходимости отправлять ребенка домой, состояние "гипо" обычно проходит буквально через 1 0 - 1 5 минут. Запасной Сок находится в кабинете классного руководителя.
3. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать "скорую помощь" и срочно связаться с родителями. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сладкий чай или иную жидкость - он может захлебнуться. Нужно положить ребенка набок и втирать сахар или мёд во внутреннюю поверхность щёк. У мед. работника есть глюкагон на такой случай.
Пожалуй, "гипо" - единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель может столкнуться. Вот почему учитель должен знать, как важно школьнику с диабетом вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможность выполнить все необходимые процедуры.
Физические нагрузки и спорт
(рекомендации для учителя физкультуры, тренера спортивной секции)
Ребенок с диабетом получает от врача наставления и советы по вопросу о том, как ему вести себя при физических нагрузках.
Они не запрещены ребенку, напротив, в умеренных объемах и под контролем спорт и физические упражнения ему показаны. Во всем мире существует масса примеров того, как профессиональные спортсмены, будучи больны диабетом, не меняют своего образа жизни из-за болезни, умело рассчитывая физическую нагрузку, режим и инсулинотерапию.
Физические упражнения заставляют организм "сжигать" сахар быстрее, чем в обычной обстановке. Учителю физкультуры необходимо иметь в виду, что дети с диабетом перед занятиями должны обязательно поесть или в крайнем случае съесть что-то сладкое (например, шоколадку).
Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы "гипо" во время занятий физкультурой, ему необходимо срочно дать что-то сладкое, а затем отправить поесть. Особенно внимательно следует наблюдать за ребенком в плавательном бассейне, так как вода и плавание сильно снижают уровень сахара крови.
Если же ребенок принимает участие в спортивном мероприятии, например, в соревновании, кроссе или футбольном матче, у него должен быть в кармане сахар, а у организаторов соревнования - "пепси" или другой сладкий напиток. Они могут потребоваться срочно в ситуации с "гипо" и ее следует обязательно иметь в виду именно взрослым, поскольку ребенок может о ней забыть.
Итак, о чем должен помнить учитель физкультуры или тренер, имея в своей группе ребенка с диабетом:
• перед началом занятий и после них следует убедиться, что ребенок не только успел переодеться, но и поесть;
• если уроки физкультуры сдвоенные или вы выходите из спортивного зала на улицу (например, зимой на лыжах), следует убедиться, что у ребенка с собой (или у учителя) есть сладости (сахар, конфеты, печенье, "пепси", сок) и дополнительная еда (бутерброд, фрукты и т.д.);
• если у ребенка все же возникло состояние "гипо" и вы сумели с ним справиться, но решили отправить ребенка в школу с занятий на улице или в класс из спортивного зала, найдите ему сопровождающего;
• если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание, контролируя его состояние.
Помогите! Я болен диабетом!
- Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
- Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
- Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать "скорую помощь".
- Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать "скорую помощь".
- Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
- ФИО и телефон родителей
- ФИО и телефон врача
- Типы и дозы получаемого инсулина