Раздел «ЧЕЛОВЕК»
Человек как биосоциальное существо
БИО – сходства Ч и Ж | СОЦ – отличия Ч и Ж | ||||||
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА | Инстинкты | Природные потребности[1] | Социальные потребности | Духовные[2] потребности[3] | Сознание | ПРЯМОХОЖДЕНИЕ | |
Главный – самосохранение | - в питании (пища, вода, воздух, энергия Солнца, радиация); - в отдыхе; - в защите; - в размно-жении | - быть в группе; - занимать определенное место в группе; - в общении; - в труде | - в познании; - в творчестве; - в общении; - в труде | Доказательст-ва наличия: А) целе-полагание; Б) само-осознание (в зеркале); В) твор-чество; Г) речь | |||
Носят «ненасыщаемый» характер (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн) | |||||||
Антропосоциогенез –это длительный системный процесс развития человека в обществе и общества вместе с человеком |
Индивид – единичные представитель рода Homo Sapiens, человек с внешними признаками (человек с русыми волосами высокого роста).
Индивидуальность – человек с внутренними качествами характера (человек веселый, говорливый, тихий).
Личность – человек как субъект отношений, активный участник сознательно-познавательной деятельности, обладающий социально обусловленными, социально значимым качествами, чертами и свойствами, Т. Е. находящийся в обществе среди других личностей, а значит, вступающий с ними в отношения и в результате ими же оцениваемый на основе установленных социальных норм (человек добрый / злой, хороший / плохой, красивый / некрасивый).
Индивидом и Индивидуальностью рождаются, Личностью становятся в процессе социализации – процесс вхождения человека в общество через приобщение его к нормам, ценностям, идеалам данного общества, результатом чего является его становление как Личности.
|
Агенты С. – то, что помогает человеку стать Личностью: семья, друзья, различные социальные институты (школа, работа, церковь и т. п.).
Стадии С.: 1) адаптация (присмотримся к правилам поведения);
2) индивидуализация (покажем себя);
3) интеграция (станем частью группы);
4) и 5) трудовая и посттрудовая (сохранение и передача полученного соц. опыта).
Постепенно у человека формируется мировоззрение – система общих, устойчивых взглядов человека на мир, на его место в этом мире и формирующиеся на этой основе его понятия, ценности, убеждения, отношения...
В конечном итоге складывается картина мира – то, каким мы видим этот мир.
Человек как духовное существо
Сознание | Бессознательное | |
Разум | Чувства | Инстинкты |
А) Знание – доказанная информация; | А) положительные (радость, любовь); | Потребности |
Б) Вера – недоказанная информация | Б) отрицательные (печаль, ненависть) | |
В) Нравственность – личные нормы поведения, сформиро-ванные на основе общей морали | ||
Г) Идеалы – образец, высшая цель | ||
Д) Духовные ценности – оценка реальности, отношение к миру, др. людям, самому себе |
Исторические типы МВЗ: (каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, проблемы, ценности и т. п.)
1) Мифологическое: мир = природа, человек – часть природы, надо беречь её!
2) Религиозное: мир, человек – всё создано Богом, всё в его власти!
3) Научное: мир = механизм, мастерская, человек – мастер, всё делает, как хочет!
4) Философское: мир – система, человек – её элемент, всё тесно взаимосвязано!
|
5) Обыденное (житейское): элементы предыдущих типов + собств. практ. опыт чел.
Уровни МВЗ:
1) Мироощущение: эмоциями, чувствами, переживаниями…;
2) Миропредставление: практическим повседневным опытом;
3) Миропонимание: разумом, абстрактно-понятийным мышлением.
Функции МВЗ: 1) Познавательная: МВЗ накапливает, систематизирует и вырабатывает методы познания Природы и Общества;
2) Оценочная: с помощью МВЗ происходит оценка человеком окружающей реальности;
3) Социальная: с помощью МВЗ происходит формирование целостного взгляда человека на общественные процессы и его место в них;
4) Прогностическая: с помощью МВЗ можно сформулировать прогноз развития мира и человечества;
5) Интегративная: МВЗ объединяет в единство представления, убеждения, веру человека и на этом строится его жизнь.
Деятельность – форма взаимодействия человека и мира, система сознательных действий человека, в ходе которой он изменяет реальность и изменяется сам.
Характерные черты человеческой Д.:
1) Не приспособление, НО преобразование окружающего мира;
2) Не инстинкты, НО сознательно поставленная цель;
3) Возможна только при наличии различных форм взаимодействия людей.
Характер человеческой Д.:
1) Сознательный – человек сознательно ставит цель и предвидит результат;
2) Продуктивный – Д. направлена на получение результата, продукта труда;
3) Орудийный – человек создает и использует орудия труда для осуществления Д.;
4) Преобразующий – человек в ходе Д. изменяет и окружающий мир, и самого себя (способности, привычки, качества);
|
5) Общественный – в процессе Д. человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми;
6) Конкретно-исторический – обусловленность Д. объективными соц. предпосылками.
Структура человеческой Д. (по А. Н. Леонтьеву):
Субъект – активный «деятель».
Объект – на что / кого направлено действие субъекта.
В обществе каждая Личность – и субъект, и объект одновременно!!!
Причина (мотив) – «почему», «смысл Д.», удовлетворение какой-либо потребности.
Цель – «ради чего», осознанный образ предвосхищаемого результата Д.
Средства – с помощью чего совершается Д.
Действие – отдельный акт всей системы Д., её составной элемент.
Результат (продукт) – итог Д. (блага, формы общения, соц. условия и отношения, ЗУНы человека).
Виды Д.:
1) Игровая (подготовка к обучению в детстве) /
Учебная (обучение ЗУНам в юности) /
Трудовая (достижение практически полезного результата в зрелости) /
Общение (установление и развитие отношений и контактов во все возраста) /
Познавательная (в рамках любого вида деятельности);
2) Практическая – Внешняя (строим дом) / Духовная – Внутренняя (пишем книгу);
3) Созидательная / Разрушительная;
4) Прогрессивная / Реакционная (регрессивная);
5) Законная – Противоправная (незаконная) / Моральная – Аморальная;
6) Коллективная (Массовая) / Индивидуальная;
7) Однообразная (шаблонная, монотонная) / Творческая (инновационная, изобретательская);
8) Экономическая / Политическая / Социальная / Духовная.
[1] Они же биологические, витальные, врожденные, естественные, органические, физиологические.
[2] Они же идеальные, культурные.
[3] Экзистенциальные потребности ( Э. Фромм ) – с их помощью индивид соединяется с внешним миром и формирует характер. К ним относятся потребности в установлении связей, в преодолении себя, в укорененности в мире, в самоидентичности, в системе ценностей.