Человек как духовное существо




Раздел «ЧЕЛОВЕК»

Человек как биосоциальное существо

БИО – сходства Ч и Ж   СОЦ – отличия Ч и Ж
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА Инстинкты Природные потребности[1]   Социальные потребности Духовные[2] потребности[3] Сознание ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
Главный – самосохранение - в питании (пища, вода, воздух, энергия Солнца, радиация); - в отдыхе; - в защите; - в размно-жении   - быть в группе; - занимать определенное место в группе; - в общении; - в труде - в познании; - в творчестве; - в общении; - в труде Доказательст-ва наличия: А) целе-полагание; Б) само-осознание (в зеркале); В) твор-чество; Г) речь
    Носят «ненасыщаемый» характер (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн)    
Антропосоциогенез –это длительный системный процесс развития человека в обществе и общества вместе с человеком

Индивид – единичные представитель рода Homo Sapiens, человек с внешними признаками (человек с русыми волосами высокого роста).

Индивидуальность – человек с внутренними качествами характера (человек веселый, говорливый, тихий).

Личность – человек как субъект отношений, активный участник сознательно-познавательной деятельности, обладающий социально обусловленными, социально значимым качествами, чертами и свойствами, Т. Е. находящийся в обществе среди других личностей, а значит, вступающий с ними в отношения и в результате ими же оцениваемый на основе установленных социальных норм (человек добрый / злой, хороший / плохой, красивый / некрасивый).

Индивидом и Индивидуальностью рождаются, Личностью становятся в процессе социализации – процесс вхождения человека в общество через приобщение его к нормам, ценностям, идеалам данного общества, результатом чего является его становление как Личности.

Агенты С. – то, что помогает человеку стать Личностью: семья, друзья, различные социальные институты (школа, работа, церковь и т. п.).

Стадии С.: 1) адаптация (присмотримся к правилам поведения);

2) индивидуализация (покажем себя);

3) интеграция (станем частью группы);

4) и 5) трудовая и посттрудовая (сохранение и передача полученного соц. опыта).

Постепенно у человека формируется мировоззрение – система общих, устойчивых взглядов человека на мир, на его место в этом мире и формирующиеся на этой основе его понятия, ценности, убеждения, отношения...

В конечном итоге складывается картина мира – то, каким мы видим этот мир.

Человек как духовное существо

Сознание Бессознательное
Разум Чувства Инстинкты
А) Знание – доказанная информация; А) положительные (радость, любовь); Потребности
Б) Вера – недоказанная информация Б) отрицательные (печаль, ненависть)  
В) Нравственность – личные нормы поведения, сформиро-ванные на основе общей морали    
Г) Идеалы – образец, высшая цель
Д) Духовные ценности – оценка реальности, отношение к миру, др. людям, самому себе

Исторические типы МВЗ: (каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, проблемы, ценности и т. п.)

1) Мифологическое: мир = природа, человек – часть природы, надо беречь её!

2) Религиозное: мир, человек – всё создано Богом, всё в его власти!

3) Научное: мир = механизм, мастерская, человек – мастер, всё делает, как хочет!

4) Философское: мир – система, человек – её элемент, всё тесно взаимосвязано!

5) Обыденное (житейское): элементы предыдущих типов + собств. практ. опыт чел.

Уровни МВЗ:

1) Мироощущение: эмоциями, чувствами, переживаниями…;

2) Миропредставление: практическим повседневным опытом;

3) Миропонимание: разумом, абстрактно-понятийным мышлением.

Функции МВЗ: 1) Познавательная: МВЗ накапливает, систематизирует и вырабатывает методы познания Природы и Общества;

2) Оценочная: с помощью МВЗ происходит оценка человеком окружающей реальности;

3) Социальная: с помощью МВЗ происходит формирование целостного взгляда человека на общественные процессы и его место в них;

4) Прогностическая: с помощью МВЗ можно сформулировать прогноз развития мира и человечества;

5) Интегративная: МВЗ объединяет в единство представления, убеждения, веру человека и на этом строится его жизнь.

Деятельность – форма взаимодействия человека и мира, система сознательных действий человека, в ходе которой он изменяет реальность и изменяется сам.

Характерные черты человеческой Д.:

 

1) Не приспособление, НО преобразование окружающего мира;

 

2) Не инстинкты, НО сознательно поставленная цель;

 

3) Возможна только при наличии различных форм взаимодействия людей.

 

Характер человеческой Д.:

 

1) Сознательный – человек сознательно ставит цель и предвидит результат;

 

2) Продуктивный – Д. направлена на получение результата, продукта труда;

 

3) Орудийный – человек создает и использует орудия труда для осуществления Д.;

 

4) Преобразующий – человек в ходе Д. изменяет и окружающий мир, и самого себя (способности, привычки, качества);

 

5) Общественный – в процессе Д. человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми;

 

6) Конкретно-исторический – обусловленность Д. объективными соц. предпосылками.

Структура человеческой Д. (по А. Н. Леонтьеву):

Субъект – активный «деятель».

 

Объект – на что / кого направлено действие субъекта.

В обществе каждая Личность – и субъект, и объект одновременно!!!

Причина (мотив) – «почему», «смысл Д.», удовлетворение какой-либо потребности.

Цель – «ради чего», осознанный образ предвосхищаемого результата Д.

 

Средства – с помощью чего совершается Д.

 

Действие – отдельный акт всей системы Д., её составной элемент.

 

Результат (продукт) – итог Д. (блага, формы общения, соц. условия и отношения, ЗУНы человека).

Виды Д.:

1) Игровая (подготовка к обучению в детстве) /

Учебная (обучение ЗУНам в юности) /

Трудовая (достижение практически полезного результата в зрелости) /

Общение (установление и развитие отношений и контактов во все возраста) /

Познавательная (в рамках любого вида деятельности);

 

2) Практическая – Внешняя (строим дом) / Духовная – Внутренняя (пишем книгу);

 

3) Созидательная / Разрушительная;

 

4) Прогрессивная / Реакционная (регрессивная);

 

5) Законная – Противоправная (незаконная) / Моральная – Аморальная;

 

6) Коллективная (Массовая) / Индивидуальная;

 

7) Однообразная (шаблонная, монотонная) / Творческая (инновационная, изобретательская);

 

8) Экономическая / Политическая / Социальная / Духовная.


[1] Они же биологические, витальные, врожденные, естественные, органические, физиологические.

[2] Они же идеальные, культурные.

[3] Экзистенциальные потребности ( Э. Фромм ) – с их помощью индивид соединяется с внешним миром и формирует характер. К ним относятся потребности в установлении связей, в преодолении себя, в укорененности в мире, в самоидентичности, в системе ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: