Предмет и задачи психолого-педагогического практикума в ДОУ
Целью психолого-педагогического практикума являетс формирование содержательно-процессуальной сферы специалиста по дошкольному образованию.
Задачи:
1.Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов о проблеме целостного развития личности ребенка дошкольника.
2.Развивать диагностические, аналитические и проектировочные умения в рамках психолого-педагогической подготовки будущих специалистов по дошкольному воспитанию.
3.Способствовать формированию готовности студента к реализации функций воспитания и обучения детей в системе дошкольного образования.
Психолого-педагогический практикум включает в себя 3 блока: педагогический, обще-методический, теорию и методику экологического образования дошкольников.
Гигиенические требования к нагрузке на детей в образовательном процессе ДОУ
Установленная учебная нагрузка
•максимальное допустимое количество учебных занятий в первую половину дня не должно превышать
младшая и средняя группа – 2 занятия
старшая и подготовительная группы – 3 занятия
•их продолжительность
младшая и средняя группы – 10-15 мин.
старшая группа – 20-25 мин.
подготовительная группа – 25-30 мин.
•Наличие в середине занятия физкультминутки
•Перерывы между занятия ми не менее 10 мин.
•Занятия детей старшего дошкольного возраста во вторую половину дня могут проводиться не чаще 2-3 раз в неделю
•Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, количество не более 2 в неделю, максимальная продолжительность – 20-25 мин.
Баланс разных видов активности детей
• Умственной и физической
• Преобладающее значение игры над другими видами детской деятельности
• Занятия по наиболее трудным предметам (математика, развитие речи,
иностранный язык) должны проводиться только в первую половину дня.
4 Использование интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности
5 Наличие занятий с использование компьютера
• Длительность не более 10 мин.
• Количество занятий – 2 раза в неделю
• Соответствие мебели росту ребенка, обеспечение оптимального
освещения
6 Учет индивидуальных особенностей детей при регулировании нагрузки
(организация занятий по подгруппам, систематическое наблюдение за ребенком на предмет выявления признаков утомляемости)
Личность ребенка глазами воспитателя
Образовательный процесс в ДОУ как среда развития субъектности ребенка дошкольника
Часть 1 Наблюдение за деятельностью детей. На примере трудовой деятельности.
Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников.
1 – отсутствие свойства
2 – низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого)
3 - средний уровень (требуется подсказка или небольшая помощь воспитателя)
4 – высокий уровень
• Умение ставить цель деятельности
Спросите у ребенка, зачем он выполняет то или иное действие (поливает цветы, и т.д.), видит ли конечный результат своей деятельности, имеет ли значение эта деятельность для группы, для воспитателя.
• Наличие мотива выполняемой деятельности.
Поинтересуйтесь, с охотой ли ребенок выполняет действия, что им движет при этом: ожидание похвалы, забота о ближнем, стремление быть хорошим, желание обратить на себя внимание, что-то другое.
• Умение выбирать средства деятельности
Понаблюдайте, самостоятельно ли ребенок выбирает себе инструменты для предстоящей деятельности, соответствуют ли они ее цели и содержанию. Не спешите в выводах, если инструментарий подобран не стандартно, проанализируйте ответы ребенка, как можно использовать тот или иной инструментарий с его точки зрения.
• Качественная оценка содержания деятельности
Умеет ли ребенок осуществлять действия для достижения поставленной цели, самостоятельны ли его действия, владеет ли он необходимыми операциями, доводит ли дело до конца.
• Самоанализ
Умеет ли ребенок оценивать результаты своей деятельности, определять причину неудачи, выделять в деятельности самые интересные, увлекательные и самые неприятные моменты.
Понаблюдайте за деятельностью воспитателя при организации труда дошкольников.
• Всегда ли сообщает детям цель той или иной деятельности, обсуждает ли этапы ее организации
• Предоставляет ли ребенку право выбора орудий деятельности
• Участвует ли в самом ходе деятельности, какова его роль, % соотношение участия воспитателя и детей в деятельности.
• Обращает ли внимание на результат деятельности, обсуждает возможные затруднения, причины ошибки.