Задание по МДК 02.01. на 9.12.20.
Тема занятия: «Характеристика угроз для объектов транспортной инраструктуры и транспортных средств».
Внимательно прочитайте материал.
Изучив главу, вы будите:
Знать:
• особенности угроз АНВ для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• современные способы и технологии выявления потенциально опасных лиц, используемые в целях на транспортной безопасности;
• роль и место профайлинга в концепции комплексной защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от АНВ
уметь:
• давать краткую характеристику объектам транспорта с точки зрения их потенциальной опасности совершения АНВ;
• выделять различные категории потенциально опасных лиц в соответствии с угрозами АНВ;
• давать определение потенциально опасным лицам с точки зрения обеспечения транспортной безопасности.
Характеристика и способы противодействия угрозам
Транспортные объекты являются потенциально опасными с точки зрения возможности совершения противоправных действий, в том числе террористической направленности. Это обусловлено тем, что транспорт является наиболее социально значимым объектом для государства. С транспортом связаны такие значимые сферы жизнедеятельности, как туризм, экономические контакты, политические и деловые связи. В силу необходимости каждодневного использования транспортных услуг транспортные объекты становятся особо уязвимыми для нанесения террористических атак. Значительное скопление людей на некоторых транспортных объектах, таких как «залы ожидания» в аэропортах и на вокзалах, вагоны и станции метро и др., также потенциально провоцирует возникновение террористической угрозы. Произведенные теракты на транспорте порождают в обществе психологическое напряжение, сеют панику и провоцируют отказы от некоторых видов транспорта.
|
Необходимо учитывать, что транспорт используется криминальными и террористическими структурами для транспортировки запрещенных предметов и веществ, перевоза потенциально опасных лиц (например, террористов-смертников), для подготовки терактов и других противоправных действий и т.д. Транспорт также используется лицами, находящимися в федеральном розыске и/или совершившими правонарушения для скрытия от правоохранительных структур.
В силу многих факторов транспортные объекты рассматриваются как зоны, требующие применения повышенных и особых мер безопасности.
Обеспечение безопасности на транспорте в плане защиты от АНВ должно базироваться на достоверной оценке и анализе степени угрозы для транспортных объектов с учетом внутренней, региональной и международной обстановки. Так согласно ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения АНВ.
В настоящее время рассматриваются следующие основные потенциальные угрозы совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).
1. Угроза захвата ОТИ и ТС — возможность захвата и установления над ними контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
|
3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ).
4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов[1] опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС.
7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ).
8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС.
Следует выделить потенциально опасные с точки зрения проведения терактов (особенно суицидальных) места и зоны на транспортных объектах:
• транспортные средства;
• различные места транспортной инфраструктуры (здание аэропорта, залы ожидания, вокзалы);
• остановки общественного транспорта.
Угрозы АН В также подразделяются на потенциальные, непосредственные и прямые, степень защищенности от которых определяет уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом первый уровень безопасности (потенциальные угрозы), если не объявлен другой, действует постоянно.
|
Для каждого транспортного объекта в отдельности наличие такой угрозы, как взрыв или захват ОТИ и/или ТС, может варьироваться по степени выраженности от «потенциального» до «прямого». Соответственно меры по обеспечению транспортной безопасности должны быть обусловлены как характеристикой потенциальных угроз, так и определенными уровнями безопасности на транспортном объекте.
Меры по обеспечению транспортной безопасности могут быть усилены (изменены) в соответствии с установлением на территории России одного из трех уровней террористической опасности — повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный»).
Таким образом, защита транспортных объектов и мероприятия по обеспечению безопасности обусловливаются характеристикой актуальных угроз АНВ. Так в ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности трактуется как «реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения АНВ».
При рассмотрении актуальных угроз для транспортных объектов необходимо также отметить явно прослеживаемую в настоящее время тенденцию усиления связи террористической деятельности с криминальными структурами. В результате такие противоправные действия, как теракты, в том числе и суицидальные, захват заложников и объектов, похищение и торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков и т.д., могут быть совокупным продуктом деятельности криминально-террористических структур.
Поэтому угрозы безопасности следует рассматривать комплексно — как криминально-террористические. Любые формы противоправной деятельности могут быть связаны с терроризмом, и наоборот. Например, незаконный провоз оружия может быть обусловлен как общекриминальными, так и конкретно террористическими целями. Предъявляемый фальшивый паспорт может быть свидетельством принадлежности к террористическим группировкам или же указывать на нахождение человека в федеральном розыске.
И еще раз сделаем акцент на основных факторах, характеризующих транспортные объекты с позиции возможных угроз и соответственно обеспечения транспортной безопасности:
• транспортные объекты рассматриваются как особо уязвимые с точки зрения террористической угрозы;
• транспорт может активно использоваться лицами в криминальных целях, а также лицами, находящимися в федеральном розыске, скрывающимися от правоохранительных структур и т.д.;
• транспортные объекты характеризуются, как правило, значительным скоплением людей в относительно небольшом пространстве.
При этом необходимо отметить, что значительное скопление пассажиров (посетителей) на транспортном объекте можно рассматривать как самостоятельную угрозу для безопасности объекта, так и как дополнительный осложняющий фактор при мероприятиях по транспортной безопасности.
Таким образом, при обеспечении безопасности на объектах транспорта следует учитывать проблему предотвращения возможных попыток или проведения АН В, а также любых других противоправных действий, нарушающие функционирование транспортного объекта и общественную безопасность.
Для предотвращения угроз АН В необходимо определить возможную схему действий потенциального правонарушителя, то есть представить каким образом может быть произведено АНВ или другое противоправное действие. Анализ произведенных АНВ и попыток их совершения, показывает, что при их подготовке и исполнении были каким-либо образом прямо или косвенно задействованы пассажиры или их багаж, вещи, находящиеся при них, а также посетители аэровокзального комплекса и персонал. Поэтому можно считать, что основой комплекса мероприятий по предотвращению угроз для транспортных объектов является выявление потенциально опасных лиц (пассажиров, посетителей, персонала) и ситуаций, которые характеризуются как опасные или угрожающие, возможно связанные с багажом или другими предметами, находящимися на транспортном объекте.
Таким образом, можно дать следующее определение потенциально опасным лицам с точки зрения рассматриваемых угроз.
Потенциально опасные лица — это пассажиры, посетители или персонал транспортного объекта, возможно связанные с подготовкой и проведением АН В на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и/или имеющие намерения использовать объект транспортной инфраструктуры и/или транспортное средство в криминальных целях.
Своевременное обнаружение потенциально опасных лиц и ситуаций является достаточно сложной задачей. Поэтому для решения этого вопроса следует использовать комплексные методики, учитывающие возможности и особенности применения технических средств для выявления опасных предметов и веществ, технологии контроля и досмотра, традиционно применяемые на транспортных объектах, а также профессиональную подготовку и психологические возможности работников подразделений транспортной безопасности.