Характеристика и способы противодействия угрозам




Задание по МДК 02.01. на 9.12.20.

Тема занятия: «Характеристика угроз для объектов транспортной инраструктуры и транспортных средств».

Внимательно прочитайте материал.

Изучив главу, вы будите:

Знать:

• особенности угроз АНВ для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

• современные способы и технологии выявления потенциально опасных лиц, используемые в целях на транспортной безопасности;

• роль и место профайлинга в концепции комплексной защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от АНВ

уметь:

• давать краткую характеристику объектам транспорта с точки зрения их потенциальной опасности совершения АНВ;

• выделять различные категории потенциально опасных лиц в соответствии с угрозами АНВ;

• давать определение потенциально опасным лицам с точки зрения обеспечения транспортной безопасности.

Характеристика и способы противодействия угрозам

Транспортные объекты являются потенциально опасными с точки зрения возможности совершения противоправных действий, в том числе террористической направленности. Это обусловлено тем, что транспорт является наиболее социально значимым объектом для государства. С транспортом связаны такие значимые сферы жизнедеятельности, как туризм, экономические контакты, политические и деловые связи. В силу необходимости каждодневного использования транспортных услуг транспортные объекты становятся особо уязвимыми для нанесения террористических атак. Значительное скопление людей на некоторых транспортных объектах, таких как «залы ожидания» в аэропортах и на вокзалах, вагоны и станции метро и др., также потенциально провоцирует возникновение террористической угрозы. Произведенные теракты на транспорте порождают в обществе психологическое напряжение, сеют панику и провоцируют отказы от некоторых видов транспорта.

Необходимо учитывать, что транспорт используется криминальными и террористическими структурами для транспортировки запрещенных предметов и веществ, перевоза потенциально опасных лиц (например, террористов-смертников), для подготовки терактов и других противоправных действий и т.д. Транспорт также используется лицами, находящимися в федеральном розыске и/или совершившими правонарушения для скрытия от правоохранительных структур.

В силу многих факторов транспортные объекты рассматриваются как зоны, требующие применения повышенных и особых мер безопасности.

Обеспечение безопасности на транспорте в плане защиты от АНВ должно базироваться на достоверной оценке и анализе степени угрозы для транспортных объектов с учетом внутренней, региональной и международной обстановки. Так согласно ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения АНВ.

В настоящее время рассматриваются следующие основные потенциальные угрозы совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).

1. Угроза захвата ОТИ и ТС — возможность захвата и установления над ними контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ).

4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов[1] опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС.

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ).

8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС.

Следует выделить потенциально опасные с точки зрения проведения терактов (особенно суицидальных) места и зоны на транспортных объектах:

• транспортные средства;

• различные места транспортной инфраструктуры (здание аэропорта, залы ожидания, вокзалы);

• остановки общественного транспорта.

Угрозы АН В также подразделяются на потенциальные, непосредственные и прямые, степень защищенности от которых определяет уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом первый уровень безопасности (потенциальные угрозы), если не объявлен другой, действует постоянно.

Для каждого транспортного объекта в отдельности наличие такой угрозы, как взрыв или захват ОТИ и/или ТС, может варьироваться по степени выраженности от «потенциального» до «прямого». Соответственно меры по обеспечению транспортной безопасности должны быть обусловлены как характеристикой потенциальных угроз, так и определенными уровнями безопасности на транспортном объекте.

Меры по обеспечению транспортной безопасности могут быть усилены (изменены) в соответствии с установлением на территории России одного из трех уровней террористической опасности — повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный»).

Таким образом, защита транспортных объектов и мероприятия по обеспечению безопасности обусловливаются характеристикой актуальных угроз АНВ. Так в ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности трактуется как «реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения АНВ».

При рассмотрении актуальных угроз для транспортных объектов необходимо также отметить явно прослеживаемую в настоящее время тенденцию усиления связи террористической деятельности с криминальными структурами. В результате такие противоправные действия, как теракты, в том числе и суицидальные, захват заложников и объектов, похищение и торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков и т.д., могут быть совокупным продуктом деятельности криминально-террористических структур.

Поэтому угрозы безопасности следует рассматривать комплексно — как криминально-террористические. Любые формы противоправной деятельности могут быть связаны с терроризмом, и наоборот. Например, незаконный провоз оружия может быть обусловлен как общекриминальными, так и конкретно террористическими целями. Предъявляемый фальшивый паспорт может быть свидетельством принадлежности к террористическим группировкам или же указывать на нахождение человека в федеральном розыске.

И еще раз сделаем акцент на основных факторах, характеризующих транспортные объекты с позиции возможных угроз и соответственно обеспечения транспортной безопасности:

• транспортные объекты рассматриваются как особо уязвимые с точки зрения террористической угрозы;

• транспорт может активно использоваться лицами в криминальных целях, а также лицами, находящимися в федеральном розыске, скрывающимися от правоохранительных структур и т.д.;

• транспортные объекты характеризуются, как правило, значительным скоплением людей в относительно небольшом пространстве.

При этом необходимо отметить, что значительное скопление пассажиров (посетителей) на транспортном объекте можно рассматривать как самостоятельную угрозу для безопасности объекта, так и как дополнительный осложняющий фактор при мероприятиях по транспортной безопасности.

Таким образом, при обеспечении безопасности на объектах транспорта следует учитывать проблему предотвращения возможных попыток или проведения АН В, а также любых других противоправных действий, нарушающие функционирование транспортного объекта и общественную безопасность.

Для предотвращения угроз АН В необходимо определить возможную схему действий потенциального правонарушителя, то есть представить каким образом может быть произведено АНВ или другое противоправное действие. Анализ произведенных АНВ и попыток их совершения, показывает, что при их подготовке и исполнении были каким-либо образом прямо или косвенно задействованы пассажиры или их багаж, вещи, находящиеся при них, а также посетители аэровокзального комплекса и персонал. Поэтому можно считать, что основой комплекса мероприятий по предотвращению угроз для транспортных объектов является выявление потенциально опасных лиц (пассажиров, посетителей, персонала) и ситуаций, которые характеризуются как опасные или угрожающие, возможно связанные с багажом или другими предметами, находящимися на транспортном объекте.

Таким образом, можно дать следующее определение потенциально опасным лицам с точки зрения рассматриваемых угроз.

Потенциально опасные лица это пассажиры, посетители или персонал транспортного объекта, возможно связанные с подготовкой и проведением АН В на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и/или имеющие намерения использовать объект транспортной инфраструктуры и/или транспортное средство в криминальных целях.

Своевременное обнаружение потенциально опасных лиц и ситуаций является достаточно сложной задачей. Поэтому для решения этого вопроса следует использовать комплексные методики, учитывающие возможности и особенности применения технических средств для выявления опасных предметов и веществ, технологии контроля и досмотра, традиционно применяемые на транспортных объектах, а также профессиональную подготовку и психологические возможности работников подразделений транспортной безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: