Требования по этапам обучения




Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:

младший хор:1-3 классы средний хор: 4-5 классы старший хор: 6- 8(9) классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

 

Цель и задачи учебного предмета «Хор»

 

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

- формирование умений и навыков хорового исполнительства;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

Обоснование структуры учебного предмета «Хор»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

-наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

-применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор»

Для реализации программы учебного предмета «Хор» имеются в наличии материально-технические условия, которые включают в себя:

-концертный зал с роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;

-учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (роялем или пианино);

- библиотека с нотным и методическим материалом.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Распределение по годам обучения
Класс                  
Продолжительность учебных занятий (в неделях)                  
Количество часов на аудиторные занятия в неделю                  
Общее количество часов на аудиторные занятия    
 
Количество часов на внеаудиторныезанятия в неделю                  
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам                  
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия    
 
Максимальноеколичество часов занятий в неделю                  
Общее максимальное количество часов по годам                  
Общее максимальное количество часов на весь период обучения    
 

 

 

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях идр.

 

Требования по этапам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе хорового отделения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

младшая и средняя группы - 14-16;

старшая группа - 16-18.

 

Основные принципы подбора репертуара:

1.Художественная ценность произведения.

2.Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

3.Решение учебных задач.

4.Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).

5.Создание художественного образа произведения, выявление идейно - эмоционального смысла.

6.Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.

7.Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.

 

Младший хор, 1 полугодие

1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя.

2. Певческое дыхание: прием костно-абдоминального дыхания. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения.

3. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре.

4. Развитие диапазона: головное резонирование.

5. Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf.

6. Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.

7. Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

8. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли.

9. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой.

 

Младший хор, 2 полугодие

1. Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины.

2. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней лада.

3. Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. Первоначальная работа над цепным дыханием.

4. Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов non legato.

5. Метроритм: использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы.

6. Исполнительские задачи: работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.

7. Понятия куплет, фраза, мотив.

 

Примерный репертуарный список

1. А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»

2. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

3. Ц. Кюи «Под липами»

4. Е. Птичкин, сл. М.Пляцковский «Если улыбаются веснушки»

5. Ц.Кюи «Христос воскресенье»

6. Французская народная песня «Большой олень»

7. А. Пенегин «Зимняя сказка»

8. В. Шаинский, сл. Внукова «Снежинки»

9. А. Николаев «Бим-бом»

10. Я.Жабко «Дождинки осени»

11. Р.Паулс «Неразумное желание»

12. В.Калинников «Киска»

13. А. Журбин «Веселый лягушатник»

14. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»

15. Рус. нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе»

16. Рус. нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка»

17. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят»

18. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна»

19. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»

20. А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»

21. М.Ипполитов-Иванов «Коза и детки»

22. В.Калинников «Киска»

23. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

24. Э.Григ «Детская песенка»

25. Б.Барток «Лиса»

26. П.Хиндемит Детская опера – игра «Мы строим город»: №1

27. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты»

28. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет»

29. Е.Подгайц «Goodnight»

30. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

 

Требования к контрольным урокам

При переходе учащихся из младшего хора в средний преподавателю необходимо руководствоваться оценкой индивидуального овладения вокально-хоровыми навыками каждого ребенка на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года в виде контрольного урока. Следует учитывать текущую работу ученика на протяжении всего обучения в данном хоровом коллективе. К моменту перехода ребенка из младшего в средний хор преподаватель, прослушивая каждого учащегося, должен обратить внимание на хоровые умения и знания, которыми он должен овладеть в младшем хоре:

1.Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя. 2.Овладение первичными навыками интонирования. 3.Начальное овладение цепным дыханием.

4. Начальное использование звуковедения legato.

 

Средний хор, 1 полугодие

1. Закрепление начальных певческих навыков. Певческая установка: положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения.

2. Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание»; понимание начальных основ, на которых базируется дальнейшее обучение учащихся.

3. Певческое дыхание. Дыхательные упражнения перед началом пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное - в медленных).

4. Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса.

5. Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как структурной ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным фразам – по принципу «как можно раньше учить «цепному дыханию».

6. Работа над интонацией. Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. Развитие начальных навыков «слушания себя со стороны». Устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. Исполнение произведений в удобной тесситуре и ограниченном диапазоне.

7. Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

8. Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках. Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене.

9. Ритм и пульсация. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения.

 

10. Владение нюансами (филировка звука). Упражнения на активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и diminuendo.

 

Средний хор, 2 полугодие

1. Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

2. Темп. Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах. Развитие ритмического мышления. Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. На примере распевания знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Пение по слогам попевок с вслушиванием в паузы между слогами. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей.

3. Продолжение работы над интонированием, совершенствование цепного дыхания. Пение несложных двухголосных песен с сопровождением.

4. Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным голосам, соединение двух голосов, пропевание отдельными интервалами по вертикали. Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Динамические оттенки. Штрихи.

5. Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения.

6. Двухдольный и четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в вокальной мелодии и стихотворном тексте. Ознакомление с куплетной формой, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Запев, припев, сочетание запевов солиста или группы солистов с хором.

7. Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые. Понимание дирижерского жеста.

8. Пение a cappella. Совершенствование навыков пения без сопровождения на более сложном репертуаре.

Примерный репертуарный список

 

1. Рус. нар. песня, обр. А.Луканина «Как у наших у ворот»

2. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»

3. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу»

4. Рус. нар. песня, обр. С.Прокофьева «На горе-то калина»

5. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Я на камушке сижу»

6. Швед. нар. песня, обр. Г.Хэгга «Речной царь»

7. Швейц. нар. песня, обр. Р.Гунд «Кукушка»

8. Словац. нар. песня, обр. И.Ильина «Учёная коза»

9. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня»

10. Индонез. нар. песня, обр. Е.Верника «Прогулка с отцом»

11. Англ. нар. песня, обр. Г.Саймона «Lovesomebody»

12. Спиричуэл, обр. Г.Саймона «Колыбельная песня»

13. Ю.Тугаринов, сл. П.Синявского «Если б не было хвостов»

14. В.Семёнов «Звездная река»

15. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

16. Е.Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»

17. Е.Подгайц, сл. Вл. Степанова «Происшествие»

18. Г.Пёрселл «Strike the viol»

19. Й.Гайдн, рус. текст Я.Серпина «Пастух»

20. Дж.Гершвин, сл. А.Гершвина «Clap your hands!»

21. Э.Григ, сл. А.Мунка «Заход солнца»

22. С.Соснин, сл. В.Степанова «Лунный зайчик»

23. Г.Струве, сл. Н.Соколова «Лягушка-попрыгушка»

24. Я.Дубравина, сл. Е.Руженцева «Родная земля»

25. М.Славкин, сл. В.Орлова «Почему сороконожки опоздали на урок»

26. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Лягушонок»

27. Ф.Шуберт, обр. Д.Мура «Sanctus»

28. Д.Тухманов, сл. Ю.Энтина «Зачем мальчишкам карманы»

29. М.Славкин, сл. Е.Коргановой «Баба-Яга»

30. В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама»

31. Е.Зарицкая, сл. Н.Шумилина «Под Новый год»

32. А.Гурилев, сл. Н.Огарёва «Внутренняя музыка»

33. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

 

Требования к контрольным урокам

 

При переходе учащихся из среднего в старший хор преподаватель также в индивидуальной форме определяет готовность данного ребенка петь в старшем хоре. Основными критериями перевода учащегося на следующую ступень являются:

1.Единство звукообразования.

2.Овладение «высокой вокальной позицией».

3.Умение свободно петь двухголосные произведения.

4.Овладение навыками интонирования произведений без сопровождения.

5.Сформированное пение legato и non legato.

6.Развитая певческая дикция.

7.Расширение диапазона голоса.

 

Старший хор, 1 полугодие

1. Певческая установка. Закрепление навыков, полученных в среднем хоре. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании».

2. Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Совершенствование навыка пения a cappella. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса.

3. Совершенствование ансамбля и строя. Закрепление навыков, полученных в среднем хоре. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

4. Многоголосие. Развитие навыка интервального, аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении.

5. Продолжение работы над освоением музыкальной формы. Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.). Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления учащихся со стилем отдельных композиторов разных эпох.

 

Старший хор, 2 полугодие

 

1. Развитие исполнительских навыков. Свободное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат.

2. Анализ интонационных трудностей произведения. Вычленение и проработка трудных интонационных моментов.

3. Ритмические трудности. Проработка сложных ритмических рисунков с тактированием. Пение одного предложения с выразительным тактированием. Пение с дроблением более мелкими длительностями. Особое внимание следует уделять «звучащим» паузам.

4. Навыки работы над произведением в целом. Пение а cappella. Грамотное чтение партитур с тактированием, пульсацией. Сольфеджирование музыкального текста, далее - с произнесением слов. Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоциональногосмысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.

Примерные репертуарные списки

1. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»

2. Рус. нар. песня, обр. А.Новикова «Ой, да ты, калинушка»

3. Рус. нар. песня, обр. М.Анцева «Ленок»

4. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Ай, на горе дуб, дуб»

5. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Мои ветры»

6. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

7. Укр. нар. песня, обр. Р.Скалецкого «Журавель»

8. Албан. нар. песня, обр. Т.Попатенко «Цветок»

9. Итал. нар. песня, обр. А.Свешникова, рус. текст А.Машистова «В путь»

10. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

11. П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весна»

12. Ц.Кюи, сл. Ф.Тютчева «Весна»

13. А.Гречанинов, сл. И.Крылова «Музыканты»

14. Г.Пёрселл «Sing, sing ye Muses»

15. Г.Ф.Гендель, рус. текст Н.Авериной «Звуки ангелов»

16. Й.Брамс, рус. текст Н.Авериной «Как нежно льются звуки»

17. Ф.Мендельсон, рус. текст Н.Авериной «Осенняя песня»

18. М.Мусоргский, сл. А.Пушкина «Стрекотунья-белобока»

19. А.Рубинштейн, сл. А.Пушкина «Туча»

20. С.Танеев, сл. М.Лермонтова «Сосна»

21. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой «Сирень», «Весенние воды»

22. Р.Глиэр, сл. Ф.Тютчева «Сияет солнце», «Вечер»

23. А.Гречанинов, сл. И.Белоусова «Пришла весна»

24. Р.Бойко, сл. С.Есенина «Утро»

25. В.А.Моцарт «Ave verum corpus»

26. Ф.Шуберт, рус. текст Г.Шохмана «Альпийский охотник»

27. К.Сен-Санс «Ave Maria»

28. Г.Форе «Agnus Dei»

29. Б.Бриттен, рус. текст Н.Авериной «Кукушка»

 

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Хор», являются следующие знания, умения, навыки:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

- знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

- обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

- владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;

- знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;

- навыки чтения с листа.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

- высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно- массовых мероприятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: