Пояснение.
1) убийство Андрея Боголюбского — 1174 г.
2) окончательный распад единой христианской церкви на католическую и православную — 1054 г.
3) перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву — около 1326.
Ответ: 213.
Ответ: 213
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ | |
A) ввод советских войск в Афганистан Б) Невская битва B) издание указа о «вольных хлебопашцах» Г) вхождение Казани в состав России | 1) 1240 г. 2) 1552 г. 3) 1549 г. 4) 1989 г. 5) 1803 г. 6) 1979 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
A) ввод советских войск в Афганистан — 1979 г.;
Б) Невская битва — 1240 г.;
B) издание указа о «вольных хлебопашцах» — 1803 г.;
Г) вхождение Казани в состав России — 1552 г.
Ответ: 6152.
Ответ: 6152
3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к СССР 1920–1930-х гг.
1) червонец; | 2) «Дело врачей»; | 3) Коминформбюро; |
4) «Большой террор»; | 5) нэпман; | 6) челюскинцы. |
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Пояснение.
Лишние:
2) «Дело врачей» — процесс протекал в 1951-1953 гг.
3) Коминформбюро — организация учреждена в 1947 г.
Ответ: 23.
Ответ: 23
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Созданные в период преобразований Петра I увеселительные собрания-балы в домах российской знати, в которых было разрешено участвовать женщинам.
Пояснение.
Ответ: ассамблеи.
Ответ: ассамблеи
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | ФАКТЫ | |
А) реформы Александра I Б) реформы Избранной рады В) создание СССР Г) политическая раздробленность русских земель | 1) провозглашение Всеволода III Большое Гнездо великим князем Владимирским 2) созыв I Съезда народных депутатов СССР 3) убийство князей Бориса и Глеба 4) отмена кормлений 5) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 6) создание первых министерств |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) реформы Александра I — создание первых министерств.
Б) реформы Избранной рады — отмена кормлений.
В) создание СССР — разработка И. В. Сталиным плана «автономизации».
Г) политическая раздробленность русских земель — провозглашение Всеволода III Большое Гнездо великим князем Владимирским.
Ответ: 6451.
Ответ: 6451
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько-таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. <...> А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелес-ной их службе ходить. И мне от царя выговор был: "власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссылку опять". Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».
Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку... и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Современником автора текста был А.Л. Ордин-Нащокин.
2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.
3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.
4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.
5) Данные события происходили в правление Павла I.
6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Пояснение.
Первый текст написан протопопом Аввакумом.
Второй документ относится ко времени Павла I.
1) Современником автора текста был А. Л. Ордин-Нащокин — да, верно, относится к документу А.
2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I — нет, неверно.
3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха — да, верно, относится к документу А.
4) Данные события происходили после смерти Екатерины II — да, верно, относится к документу Б.
5) Данные события происходили в правление Павла I — да, верно, относится к документу Б.
6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения — нет, неверно.
Ответ: 1345.
Ответ: 1345
7. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII—XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Пётр I
2) гетман Мазепа
3) Борис Годунов
4) Богдан Хмельницкий
5) Иван Болотников
6) Пётр III
Пояснение.
1) Пётр I — ДА, верно, поэма «Полтава»
2) гетман Мазепа — ДА, верно, поэма «Полтава»
3) Борис Годунов — ДА, верно, трагедия «Борис Годунов»
4) Богдан Хмельницкий — НЕТ, неверно.
5) Иван Болотников — НЕТ, неверно.
6) Пётр III — НЕТ, неверно.
Ответ: 123.
Ответ: 123
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В августе _____________ СССР объявил войну милитаристской Японии.
Б) В 1941 г. впервые за время Великой Отечественной войны немцы были вынуждены перейти временно к обороне в ходе сражения под городом _______________.
В) Летчиком, совершавшем боевые вылеты на ножных протезах, был _______________________.
Пропущенные элементы:
1) А. П. Маресьев
2) 1943 г.
3) Смоленском
4) 1945 г.
5) Киевом
6) И. Н. Кожедуб
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Пояснение.
А) В августе 1945 г. СССР объявил войну милитаристской Японии.
Б) В 1941 г. впервые за время Великой Отечественной войны немцы были вынуждены перейти временно к обороне в ходе сражения под городом Смоленском.
В) Летчиком, совершавшем боевые вылеты на ножных протезах, был А. П. Маресьев.
Ответ: 431.
Ответ: 431
9. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.
ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ | ДОЛЖНОСТИ | |
А) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин В) Л. Д. Троцкий Г) А. В. Луначарский | 1) председатель Революционного военного совета 2) нарком просвещения 3) председатель Совета народных комиссаров 4) нарком по делам национальностей 5) нарком внутренних дел |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
А) В. И. Ленин — председатель Совета народных комиссаров в 1917−1924 гг.
Б) И. В. Сталин — нарком по делам национальностей.
В) Л. Д. Троцкий — председатель Революционного военного совета.
Г) А. В. Луначарский — нарком просвещения.
Ответ: 3412.
Ответ: 3412
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в нём фамилию.
«Спор между ____________ и каменевской оппозицией был спором о жизни и смерти пролетарской революции. Вопрос стоял так: держать ли курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую… к чему призывал ____________, или ограничить задачи партии закреплением буржуазно-демократической революции, исходя из того, что Россия для социалистической революции ещё не созрела, как предполагал Каменев? Верны ли были лозунги _________: «Никакой поддержки Временному правительству!» и «Вся власть Советам!»...?
Не успела открыться Апрельская конференция, как жизнь ворвалась в дискуссию неожиданными событиями: началом кризиса Временного правительства, массовыми выступлениями рабочих и солдат столицы против печально известной ноты Милюкова… Нота Милюкова обнажила империалистическую позицию Временного правительства, подтвердила правильность лозунга ___________: «Никакой поддержки Временному правительству!»
Дискуссия на конференции завершилась полной победой [позиции ____________].
Пояснение.
Ленин выдвинул курс на завоевание политической власти и вооруженное восстание.
Ответ: Ленин.
Ответ: Ленин|Ульянов
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Республика СССР | Год образования в составе СССР | Столица республики |
__________(А) | 1922 г. | г. Харьков |
Таджикская ССР | 1929 г. | __________(Б) |
Белорусская ССР | __________(В) | __________(Г) |
Литовская ССР | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1922 г.
2) г. Душанбе
3) г. Вильнюс
4) Украинская ССР
5) г. Минск
6) 1940 г.
7) г. Тифлис
8) 1936 г.
9) Молдавская ССР
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) Украинская ССР вступила в СССР в 1922 г., столицей был г. Харьков.
Б) Таджикская ССР вступила в СССР в 1929 г., столицей был г. Душанбе.
В)−Г) Белорусская ССР вступила в СССР в 1922 г., столицей был г. Минск.
Д)−Е) Литовская ССР вступила в СССР в 1940 г., столицей был Вильнюс.
Ответ: 421563.
Ответ: 421563
12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.
Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора.
Пояснение.
1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты — НЕТ, неверно, его уволили раньше.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС — ДА, верно.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии — НЕТ, неверно, уже был пенсионером.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям — НЕТ, неверно, были и другие причины.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина — ДА, верно, это воспоминания Хрущева.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора — ДА, верно.
Ответ: 256.
Ответ: 256
13.
Назовите имя главнокомандующего войсками неприятеля в период боевых действий, изображённых на схеме.
Пояснение.
Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — 3, а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — 1.
Ответ: Наполеон.
Ответ: наполеон
14.
Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме.
Пояснение.
Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1». Время года — осень.
Ответ: осень.
Ответ: осень
15.
Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2» где состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.
Пояснение.
Это Отечественная война 1812 г., период когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1», «2» — это Фили.
Ответ: Фили.
Ответ: Фили
16.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву.
2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион.
3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М. Б. Барклай-де-Толли.
4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.
5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев.
6) Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «3», сильно пострадал от пожара.
Пояснение.
Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1».
1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву — ДА, верно.
2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион — НЕТ, неверно, был тяжело ранен в Бородинском сражении, больше не воевал.
3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М. Б. Барклай-де-Толли — НЕТ, неверно, Кутузов командовал.
4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев — ДА, верно.
5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев — НЕТ, неверно, около месяца.
6) Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «3», сильно пострадал от пожара — ДА, верно.
Ответ: 146.
Ответ: 146
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) картина «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон» | 1) Автор — И. Е. Репин. 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л. И. Брежнева. 3) Автор — священник Сильвестр. 4) Описываемые события произошли в XII в. 5) Автору была присуждена Нобелевская премия. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) «Слово о полку Игореве» в 1185−1186 гг.
Б) «Домострой» составил Сильвестр.
В) картина «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу.
Г) роман «Тихий Дон» — Шолохову присудили Нобелевскую премию.
Ответ: 4365.
Ответ: 4365
18. Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Название монумента — «Победа».
2) Этот монумент стоит в Севастополе.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, — Малахов курган.
4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны.
5) Автор монумента — скульптор Е. В. Вучетич.
Пояснение.
Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане в Волгограде воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959−1967 гг.). От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Памятник посвящен героям Великой Отечественной войны.
1) Название монумента — «Победа» — НЕТ, неверно.
2) Этот монумент стоит в Севастополе — НЕТ, неверно.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, — Малахов курган — НЕТ, неверно.
4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны — ДА, верно.
5) Автор монумента — скульптор Е. В. Вучетич — ДА, верно.
Ответ: 45.
Ответ: 45
19. Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие монументы посвящены событиям того же периода, что и изображённый выше? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
1) памятник советскому солдату в Пловдиве
2) памятник «Тысячелетие Руси» в Новгороде
3) памятник тачанке в Каховке
4) памятник советскому воину-освободителю в Берлине
Только памятник в Берлине посвящен событиям Великой Отечественной войны. Под цифрой 1) памятник советскому солдату в Болгарии, легендарный «Алеша».
Ответ: 14.
Ответ: 14|41
20. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события.
Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.
«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.
Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.
Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...
И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»
Пояснение.
В ответе должны быть указаны: год: 1606г; царь Василий Шуйский; Название эпохи: Смута.
21. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших автор считает последствием победы «московитов»?
Пояснение.
В ответе должны быть указаны:
1) главная причина победы: переход отряда Пашкова на сторону царя;
2) масштаб победы:"там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны..."
3) поступок Болотникова: отход к Калуге.
22. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».
Пояснение.
В ответе должны быть указаны:
- в составе отряда Пашкова было тульское дворянство, поэтому он и перешел на сторону царя.
- Болотников выдавал себя за воеводу царевича "Дмитрия".
- Скопин-Шуйский нанес поражение Лжедмитрию II.
23. В.О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) юридически оформляется крепостное право;
2) появляются мануфактуры;
3) начало формирования единого всероссийского рынка;
4) мелкотоварнный характер ремесла.
Могут быть приведены другие объяснения.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
· разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.);
· началась реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных;
· прекратилась политика массовых репрессий;
· произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения);
· были предприняты меры по повышению материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников);
· началось оживление культурного обмена с зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов;
2) в опровержение, например:
· применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.);
· волюнтаристски решались вопросы развития культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.);
· усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ);
· проводилась политика администрирования культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т. Твардовского);
· медленно ликвидировалась система ГУЛАГа;
· в отношении инакомыслящих продолжала использоваться
статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных мер подпадавшим под её действие людям.
Могут быть приведены другие аргументы
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1054–1132 гг.;
2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.;
3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.
В сочинении необходимо:
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Пояснение.
Если взять первую тему: Опорные моменты к сочинению.
1054Личности: Изяслав
Святослав
Всеволод
События-Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого
-Продолжение «Русской Правды». «Правда Ярославичей»
1068 – поражение от половцев
Причинно-следственные связи:-Из-за недостатков лествичного порядка престолонаследия начались усобицы между сыновьями Ярослава Мудрого
-В результате издания «Правды Ярославичей» была отменена кровная месть
-Междоусобные войны привлекали половцев на Русь, что ослабляло обороноспособность страны. Междоусобицы-войны между братьями за власть
Значение периода: Начало разделения Древнерусского государства, ослабление Руси в результате многочисленных междоусобиц.
1093-1125
Личности: Святополк Сребролюбивый
Владимир Мономах
События:1097-съезд князей в Любече
1111-поход против половцев
1113-Новый свод законов «Устав Владимира Мономаха»
-«Поучение детям»
1113-Восстание Киевлян после смерти Святополка
-1113-закончена «Повесть временных лет» Нестором.
Причинно-следственные связи:
-Т.к. Святополк помогал ростовщикам, подняв проценты на кредит до 80% было поднято восстание в Киеве.
-Из-за постоянных междоусобиц Владимир Мономах организовал Любеческий съезд князей.
- По «Уставу Владимира Мономаха» были снижены проценты до 20. Запрещено было превращать простых людей в холопов
Значение периода: Владимир Мономах смог собрать князей, чтобы разгромить половцев, приостановил усобицы. Издал новый свод законов, что также способствовало усилению государства.