Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.




Пояснение.

1) убий­ство Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го — 1174 г.

2) окон­ча­тель­ный рас­пад еди­ной хри­сти­ан­ской церк­ви на ка­то­ли­че­скую и пра­во­слав­ную — 1054 г.

3) пе­ре­нос мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ры из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву — около 1326.

 

Ответ: 213.

Ответ: 213

2. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
A) ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан Б) Нев­ская битва B) издание указа о «вольных хлебопашцах» Г) вхож­де­ние Ка­за­ни в со­став России     1) 1240 г. 2) 1552 г. 3) 1549 г. 4) 1989 г. 5) 1803 г. 6) 1979

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Пояснение.

A) ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан — 1979 г.;

Б) Нев­ская битва — 1240 г.;

B) из­да­ние указа о «воль­ных хле­бо­паш­цах» — 1803 г.;

Г) вхож­де­ние Ка­за­ни в со­став Рос­сии — 1552 г.

 

Ответ: 6152.

Ответ: 6152

3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к СССР 1920–1930-х гг.

 

1) червонец; 2) «Дело врачей»; 3) Коминформбюро;
4) «Большой террор»; 5) нэпман; 6) челюскинцы.

 

Найдите и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра терминов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му периоду.

Пояснение.

Лишние:

2) «Дело врачей» — процесс протекал в 1951-1953 гг.

3) Коминформбюро — организация учреждена в 1947 г.

 

Ответ: 23.

Ответ: 23

4. Запишите термин, о ко­то­ром идёт речь.

 

Созданные в пе­ри­од пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I уве­се­ли­тель­ные собрания-балы в домах рос­сий­ской знати, в ко­то­рых было раз­ре­ше­но участ­во­вать женщинам.

Пояснение.

Ответ: ассамблеи.

Ответ: ассамблеи

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)   ФАКТЫ
А) реформы Александра I Б) реформы Избранной рады В) создание СССР Г) политическая раздробленность русских земель   1) провозглашение Всеволода III Большое Гнездо великим князем Владимирским 2) созыв I Съезда народных депутатов СССР 3) убийство князей Бориса и Глеба 4) отмена кормлений 5) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 6) создание первых министерств

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Пояснение.

А) реформы Александра I — создание первых министерств.

Б) реформы Избранной рады — отмена кормлений.

В) создание СССР — разработка И. В. Сталиным плана «автономизации».

Г) политическая раздробленность русских земель — провозглашение Всеволода III Большое Гнездо великим князем Владимирским.

 

Ответ: 6451.

Ответ: 6451

6. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ

 

А) «Да так-то с пол­го­да жил, да вижу, яко цер­ков­ное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, на­пи­сав царю многонько-таки, чтоб он ста­рое бла­го­че­стие взыс­кал и мати нашу, общую свя­тую церковь, от ере­сей обо­ро­нил и на пре­стол бы пат­ри­ар­ше­ский пас­ты­ря пра­во­слав­но­ва учи­нил вме­сто волка и от­ступ­ни­ка Никона, зло­дея и еретика. <...> А власти, яко козлы, пыр­скать стали на меня и умыс­ли­ли паки со­слать меня с Москвы, по­не­же раби Хри­сто­вы мно­гие при­хо­ди­ли ко мне и, ура­зу­мев­ше истину, не стали к прелес-ной их служ­бе ходить. И мне от царя вы­го­вор был: "власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссыл­ку опять". Ска­зы­вал бо­ярин Петр Ми­хай­ло­вич Салтыков. Да и по­вез­ли на Мезень, на­да­ва­ли было кое-чево во имя Хри­сто­во люди доб­рые много, да все и оста­ло­ся тут; токмо с женою и детьми и с до­мо­чад­цы повезли. А я по го­ро­дам паки людей бо­жи­их учил, а их, пест­ро­об­раз­ных зверей, обличал. И при­вез­ли на Мезень».

Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким пред­ло­гом не мог яв­лять­ся нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, до­ро­га и не­удоб­на для по­сто­ян­но­го ношения; затем нам сказали, что офи­це­рам вос­пре­ща­ет­ся ез­дить в за­кры­тых экипажах, а доз­во­ля­ет­ся толь­ко ез­дить верхом, либо в санях или дрожках. В до­вер­ше­нии того, был издан ряд по­ли­цей­ских приказов, пред­пи­сы­ва­ю­щих вся­ко­му но­сить пудру, косичку... и за­пре­ща­ю­щих но­ше­ние круг­лых шляп, вы­со­ких сапог, панталон, а также за­вя­зок на баш­ма­ках или culottes; и тут и там сле­до­ва­ло но­сить пряжки, во­ло­сы сле­до­ва­ло за­че­сы­вать назад, а от­нюдь не на лоб; эки­па­жам и пе­ше­хо­дам было ве­ле­но оста­нав­ли­вать­ся на ули­цах при встре­че с им­пе­ра­тор­скою фамилиею; си­дя­щие в эки­па­жах долж­ны были выходить, чтобы от­ве­сить свой поклон».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Современником ав­то­ра тек­ста был А.Л. Ордин-Нащокин.

2) Во время событий, опи­сы­ва­е­мых в тексте, пра­вил царь Петр I.

3) Автор дан­но­го тек­ста был оп­по­нен­том дей­ству­ю­ще­го патриарха.

4) Данные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли после смер­ти Екатерины II.

5) Данные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в прав­ле­ние Павла I.

6) Дворянское со­об­ще­ство по­ло­жи­тель­но оце­ни­ва­ло про­ис­хо­дя­щие изменения.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

Пояснение.

Первый текст на­пи­сан про­то­по­пом Аввакумом.

Вто­рой до­ку­мент от­но­сит­ся ко вре­ме­ни Павла I.

1) Со­вре­мен­ни­ком ав­то­ра тек­ста был А. Л. Ордин-На­що­кин — да, верно, от­но­сит­ся к до­ку­мен­ту А.

2) Во время со­бы­тий, опи­сы­ва­е­мых в тек­сте, пра­вил царь Петр I — нет, неверно.

3) Автор дан­но­го тек­ста был оп­по­нен­том дей­ству­ю­ще­го пат­ри­ар­ха — да, верно, от­но­сит­ся к до­ку­мен­ту А.

4) Дан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли после смер­ти Ека­те­ри­ны II — да, верно, от­но­сит­ся к до­ку­мен­ту Б.

5) Дан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в прав­ле­ние Павла I — да, верно, от­но­сит­ся к до­ку­мен­ту Б.

6) Дво­рян­ское со­об­ще­ство по­ло­жи­тель­но оце­ни­ва­ло про­ис­хо­дя­щие из­ме­не­ния — нет, неверно.

 

Ответ: 1345.

Ответ: 1345

7. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII—XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) Пётр I

2) гетман Мазепа

3) Борис Годунов

4) Богдан Хмельницкий

5) Иван Болотников

6) Пётр III

Пояснение.

1) Пётр I — ДА, верно, поэма «Полтава»

2) гетман Мазепа — ДА, верно, поэма «Полтава»

3) Борис Годунов — ДА, верно, трагедия «Борис Годунов»

4) Богдан Хмельницкий — НЕТ, неверно.

5) Иван Болотников — НЕТ, неверно.

6) Пётр III — НЕТ, неверно.

 

Ответ: 123.

Ответ: 123

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

А) В ав­гу­сте _____________ СССР объ­явил войну ми­ли­та­рист­ской Японии.

Б) В 1941 г. впер­вые за время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны немцы были вы­нуж­де­ны пе­рей­ти вре­мен­но к обо­ро­не в ходе сра­же­ния под го­ро­дом _______________.

В) Летчиком, со­вер­шав­шем бо­е­вые вы­ле­ты на нож­ных протезах, был _______________________.

 

Пропущенные элементы:

1) А. П. Маресьев

2) 1943 г.

3) Смоленском

4) 1945 г.

5) Киевом

6) И. Н. Кожедуб

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В
     

Пояснение.

А) В ав­гу­сте 1945 г. СССР объ­явил войну ми­ли­та­рист­ской Япо­нии.

Б) В 1941 г. впер­вые за время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны немцы были вы­нуж­де­ны пе­рей­ти вре­мен­но к обо­ро­не в ходе сра­же­ния под го­ро­дом Смоленском.

В) Лет­чи­ком, со­вер­шав­шем бо­е­вые вы­ле­ты на нож­ных про­те­зах, был А. П. Ма­ре­сьев.

 

Ответ: 431.

Ответ: 431

9. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.

 

ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ   ДОЛЖНОСТИ
А) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин В) Л. Д. Троцкий Г) А. В. Луначарский   1) председатель Революционного военного совета 2) нарком просвещения 3) председатель Совета народных комиссаров 4) нарком по делам национальностей 5) нарком внутренних дел

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Пояснение.

А) В. И. Ленин — председатель Совета народных комиссаров в 1917−1924 гг.

Б) И. В. Сталин — нарком по делам национальностей.

В) Л. Д. Троцкий — председатель Революционного военного совета.

Г) А. В. Луначарский — нарком просвещения.

 

Ответ: 3412.

Ответ: 3412

10. Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и на­пи­ши­те про­пу­щен­ную в нём фамилию.

 

«Спор между ____________ и ка­ме­нев­ской оп­по­зи­ци­ей был спо­ром о жизни и смер­ти про­ле­тар­ской революции. Во­прос стоял так: дер­жать ли курс на пе­ре­рас­та­ние буржуазно-демократической ре­во­лю­ции в социалистическую… к чему при­зы­вал ____________, или огра­ни­чить за­да­чи пар­тии за­креп­ле­ни­ем буржуазно-демократической революции, ис­хо­дя из того, что Рос­сия для со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции ещё не созрела, как пред­по­ла­гал Каменев? Верны ли были ло­зун­ги _________: «Никакой под­держ­ки Вре­мен­но­му правительству!» и «Вся власть Советам!»...?

Не успе­ла от­крыть­ся Ап­рель­ская конференция, как жизнь во­рва­лась в дис­кус­сию не­ожи­дан­ны­ми событиями: на­ча­лом кри­зи­са Вре­мен­но­го правительства, мас­со­вы­ми вы­ступ­ле­ни­я­ми ра­бо­чих и сол­дат сто­ли­цы про­тив пе­чаль­но из­вест­ной ноты Милюкова… Нота Ми­лю­ко­ва об­на­жи­ла им­пе­ри­а­ли­сти­че­скую по­зи­цию Вре­мен­но­го правительства, под­твер­ди­ла пра­виль­ность ло­зун­га ___________: «Никакой под­держ­ки Вре­мен­но­му правительству!»

Дискуссия на кон­фе­рен­ции за­вер­ши­лась пол­ной по­бе­дой [позиции ____________].

Пояснение.

Ленин вы­дви­нул курс на за­во­е­ва­ние политической вла­сти и во­ору­жен­ное восстание.

 

Ответ: Ленин.

Ответ: Ленин|Ульянов

11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Республика СССР Год об­ра­зо­ва­ния в со­ста­ве СССР Столица республики
__________(А) 1922 г. г. Харьков
Таджикская ССР 1929 г. __________(Б)
Белорусская ССР __________(В) __________(Г)
Литовская ССР __________(Д) __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) 1922 г.

2) г. Душанбе

3) г. Вильнюс

4) Украинская ССР

5) г. Минск

6) 1940 г.

7) г. Тифлис

8) 1936 г.

9) Молдавская ССР

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

А) Украинская ССР всту­пи­ла в СССР в 1922 г., сто­ли­цей был г. Харьков.

Б) Таджикская ССР всту­пи­ла в СССР в 1929 г., сто­ли­цей был г. Душанбе.

В)−Г) Белорусская ССР всту­пи­ла в СССР в 1922 г., сто­ли­цей был г. Минск.

Д)−Е) Литовская ССР всту­пи­ла в СССР в 1940 г., сто­ли­цей был Вильнюс.

 

Ответ: 421563.

Ответ: 421563

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

 

«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.

Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.

2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.

3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии.

4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.

5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.

6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора.

Пояснение.

1) Автор вос­по­ми­на­ний до мо­мен­та своей смер­ти за­ни­мал выс­шие пар­тий­ные и го­су­дар­ствен­ные посты — НЕТ, неверно, его уволили раньше.

2) Го­во­ря о съез­де пар­тии, автор от­рыв­ка имеет в виду XX съезд КПСС — ДА, верно.

3) Автор вос­по­ми­на­ний был одним из ру­ко­во­ди­те­лей СССР во время упо­мя­ну­тых со­бы­тий в Че­хо­сло­ва­кии — НЕТ, неверно, уже был пенсионером.

4) Автор вос­по­ми­на­ний пишет, что его ра­бо­та по раз­об­ла­че­нию Ста­ли­на про­во­ди­лась ис­клю­чи­тель­но по мо­раль­но-нрав­ствен­ным со­об­ра­же­ни­ям — НЕТ, неверно, были и другие причины.

5) Автор утвер­жда­ет, что имен­но он был ав­то­ром идеи о не­об­хо­ди­мо­сти раз­об­ла­че­ния Ста­ли­на — ДА, верно, это воспоминания Хрущева.

6) В ходе упо­ми­на­е­мых в тек­сте со­бы­тий в Че­хо­сло­ва­кию были вве­де­ны вой­ска стран Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра — ДА, верно.

 

Ответ: 256.

Ответ: 256

13.

 

 

Назовите имя главнокомандующего войсками неприятеля в период боевых действий, изображённых на схеме.

Пояснение.

Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — 3, а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — 1.

 

Ответ: Наполеон.

Ответ: наполеон

14.

 

Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме.

Пояснение.

Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1». Время года — осень.

 

Ответ: осень.

Ответ: осень

15.

Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2» где состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.

Пояснение.

Это Отечественная война 1812 г., период когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1», «2» — это Фили.

 

Ответ: Фили.

Ответ: Фили

16.

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву.

2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион.

3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М. Б. Барклай-де-Толли.

4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.

5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев.

6) Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «3», сильно пострадал от пожара.

Пояснение.

Это Отечественная война 1812 г., период, когда Наполеон занял Москву — «3», а армия Кутузова восстанавливала силы в Тарутино — «1».

1) В ходе манёвра, обо­зна­чен­но­го на схеме, глав­ные силы рус­ских войск пе­ре­пра­ви­лись через р. Моск­ву — ДА, верно.

2) Среди участ­ни­ков во­ен­ных дей­ствий, обо­зна­чен­ных на схеме стрел­ка­ми, был П. И. Баг­ра­ти­он — НЕТ, неверно, был тяжело ранен в Бородинском сражении, больше не воевал.

3) В ходе обо­зна­чен­ных на схеме со­бы­тий глав­но­ко­ман­ду­ю­щим рус­ски­ми вой­ска­ми был М. Б. Барк­лай-де-Толли — НЕТ, неверно, Кутузов командовал.

4) Со­вре­мен­ни­ка­ми обо­зна­чен­ных на схеме со­бы­тий были М. М. Спе­ран­ский и А. А. Арак­че­ев — ДА, верно.

5) Глав­ные силы рус­ских войск на­хо­ди­лись в рай­о­не населённого пунк­та, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1», более трёх ме­ся­цев — НЕТ, неверно, около месяца.

6) Во время дан­ных со­бы­тий город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «3», силь­но по­стра­дал от по­жа­ра — ДА, верно.

 

Ответ: 146.

Ответ: 146

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) кар­ти­на «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон»   1) Автор — И. Е. Репин. 2) Про­из­ве­де­ние было на­пи­са­но в пе­ри­од ру­ко­вод­ства СССР Л. И. Брежнева. 3) Автор — свя­щен­ник Сильвестр. 4) Опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия про­изо­шли в XII в. 5) Ав­то­ру была при­суж­де­на Но­бе­лев­ская премия. 6) Сюжет ил­лю­стри­ру­ет со­бы­тия цер­ков­но­го раскола.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Пояснение.

А) «Слово о полку Иго­ре­ве» в 1185−1186 гг.

Б) «До­мо­строй» со­ста­вил Сильвестр.

В) кар­ти­на «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» по­свя­ще­на цер­ков­но­му расколу.

Г) роман «Тихий Дон» — Шо­ло­хо­ву при­су­ди­ли Но­бе­лев­скую премию.

 

Ответ: 4365.

Ответ: 4365

18. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задания

Какие суж­де­ния о дан­ном монументе яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Название мо­ну­мен­та — «Победа».

2) Этот мо­ну­мент стоит в Севастополе.

3) Название кургана, на ко­то­ром стоит монумент, — Ма­ла­хов курган.

4) Этот мо­ну­мент посвящен со­бы­ти­ям Великой Оте­че­ствен­ной войны.

5) Автор мо­ну­мен­та — скуль­птор Е. В. Вучетич.

Пояснение.

Под ру­ко­вод­ством скульптора Е. В. Ву­че­ти­ча на Ма­ма­е­вом кургане в Вол­го­гра­де воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Ста­лин­град­ской битвы» (1959−1967 гг.). От пло­ща­ди Скорби на­чи­на­ет­ся подъем на вер­ши­ну кургана к ос­но­ва­нию главного мо­ну­мен­та — «Родина-мать зовет!». Па­мят­ник посвящен ге­ро­ям Великой Оте­че­ствен­ной войны.

1) Название мо­ну­мен­та — «Победа» — НЕТ, неверно.

2) Этот мо­ну­мент стоит в Севастополе — НЕТ, неверно.

3) Название кургана, на ко­то­ром стоит монумент, — Ма­ла­хов курган — НЕТ, неверно.

4) Этот мо­ну­мент посвящен со­бы­ти­ям Великой Оте­че­ствен­ной войны — ДА, верно.

5) Автор мо­ну­мен­та — скуль­птор Е. В. Вучетич — ДА, верно.

 

Ответ: 45.

Ответ: 45

19. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задания

Какие мо­ну­менты по­свя­щены со­бы­ти­ям того же периода, что и изображённый выше? В от­ве­те за­пи­ши­те 2 цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Пояснение.

1) па­мят­ник со­вет­ско­му сол­да­ту в Пловдиве

2) па­мят­ник «Ты­ся­че­ле­тие Руси» в Новгороде

3) па­мят­ник та­чан­ке в Каховке

4) па­мят­ник со­вет­ско­му воину-освободителю в Берлине

Только па­мят­ник в Бер­ли­не по­свя­щен со­бы­тиям Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Под циф­рой 1) па­мят­ник со­вет­ско­му сол­да­ту в Болгарии, ле­ген­дар­ный «Алеша».

 

Ответ: 14.

Ответ: 14|41

20. В каком году про­изо­шли описываемые в тек­сте события? На­зо­ви­те царя, в прав­ле­ние которого про­ис­хо­ди­ли эти события. Ука­жи­те название эпохи в ис­то­рии России, когда про­изо­шли описанные события.

 

Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

 

«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.

 

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.

 

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...

 

И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»

Пояснение.

В от­ве­те должны быть указаны: год: 1606г; царь Ва­си­лий Шуйский; На­зва­ние эпохи: Смута.

21. Используя текст источника, укажите, что яви­лось решающим фак­то­ром в до­сти­же­нии победы «московитами». Вы­пи­ши­те из тек­ста фразу, с по­мо­щью которой автор по­ка­зал масштаб победы, одер­жан­ной «московитами». Какой по­сту­пок предводителя вос­став­ших автор счи­та­ет последствием по­бе­ды «московитов»?

 

Пояснение.

В от­ве­те должны быть указаны:

1) глав­ная причина победы: пе­ре­ход отряда Паш­ко­ва на сто­ро­ну царя;

2) мас­штаб победы:"там про­изо­шла неимоверная сеча, также и в плен за­хва­ти­ли до шести тысяч, так что в Москве все тем­ни­цы были полны..."

3) поступок Болотникова: отход к Калуге.

22. Как свя­зан поступок И. Пашкова, опи­сан­ный в тексте, с со­ци­аль­ным составом его войска? За кого вы­да­вал себя глав­ный предводитель повстанцев? На­зо­ви­те самозванца, в борь­бе с ко­то­рым прославился упо­мя­ну­тый в тек­сте «молодой бо­ярин Скопин».

 

Пояснение.

В от­ве­те должны быть указаны:

- в со­ста­ве отряда Паш­ко­ва было туль­ское дворянство, по­это­му он и пе­ре­шел на сто­ро­ну царя.

- Бо­лот­ни­ков выдавал себя за во­е­во­ду царевича "Дмитрия".

- Скопин-Шуйский нанес по­ра­же­ние Лжедмитрию II.

23. В.О. Клю­чев­ский охарактеризовал XVII в. как «новый пе­ри­од русской истории». Объясните, в чём со­сто­я­ли важнейшие социально-экономические из­ме­не­ния (приведите три объяснения).

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны следующие объяснения:

1) юри­ди­че­ски оформляется кре­пост­ное право;

2) по­яв­ля­ют­ся мануфактуры;

3) на­ча­ло формирования еди­но­го всероссийского рынка;

4) мел­ко­то­варн­ный характер ремесла.

Могут быть при­ве­де­ны другие объяснения.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

· разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.);

· началась реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных;

· прекратилась политика массовых репрессий;

· произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения);

· были предприняты меры по повышению материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников);

· началось оживление культурного обмена с зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов;

2) в опровержение, например:

· применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.);

· волюнтаристски решались вопросы развития культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.);

· усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ);

· проводилась политика администрирования культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т. Твардовского);

· медленно ликвидировалась система ГУЛАГа;

· в отношении инакомыслящих продолжала использоваться

статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных мер подпадавшим под её действие людям.

Могут быть приведены другие аргументы

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1054–1132 гг.;

2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.;

3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В сочинении необходимо:

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Пояснение.

Если взять первую тему: Опорные моменты к сочинению.

1054Личности: Изяслав

Святослав

Всеволод

События-Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого

-Продолжение «Русской Правды». «Правда Ярославичей»

1068 – поражение от половцев

Причинно-следственные связи:-Из-за недостатков лествичного порядка престолонаследия начались усобицы между сыновьями Ярослава Мудрого

-В результате издания «Правды Ярославичей» была отменена кровная месть

-Междоусобные войны привлекали половцев на Русь, что ослабляло обороноспособность страны. Междоусобицы-войны между братьями за власть

Значение периода: Начало разделения Древнерусского государства, ослабление Руси в результате многочисленных междоусобиц.

1093-1125

Личности: Святополк Сребролюбивый

Владимир Мономах

События:1097-съезд князей в Любече

1111-поход против половцев

1113-Новый свод законов «Устав Владимира Мономаха»

-«Поучение детям»

1113-Восстание Киевлян после смерти Святополка

-1113-закончена «Повесть временных лет» Нестором.

Причинно-следственные связи:

-Т.к. Святополк помогал ростовщикам, подняв проценты на кредит до 80% было поднято восстание в Киеве.

-Из-за постоянных междоусобиц Владимир Мономах организовал Любеческий съезд князей.

- По «Уставу Владимира Мономаха» были снижены проценты до 20. Запрещено было превращать простых людей в холопов

Значение периода: Владимир Мономах смог собрать князей, чтобы разгромить половцев, приостановил усобицы. Издал новый свод законов, что также способствовало усилению государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: