Соколова Виктория Андреевна, группа ЗНО - 116




Фрагмент урока по методике преподавания математики.

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.9 № 4

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

В конструкторе 54 детали. Из 12 деталей Юра сделал электровоз, а из остальных – вагоны. Сколько получилось вагонов, если на каждый пошло по 7 деталей?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задача на нахождение остатка.

В конструкторе 54 детали. Из 12 деталей Юра сделал электровоз, а из остальных – вагоны. Сколько деталей пошло на вагоны?

2 вид простой задачи: Задачи на деление по содержанию.

Юра делал вагоны из 42 детали. Сколько получилось вагонов, если на каждый пошло по 7 деталей?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   Школьники сделали 16 кормушек. 8 кормушки они повесили в школьном саду. Сколько кормушек им осталось повесить? - О чем говорится в задаче? Что они делали? -Сколько кормушек всего сделали школьники? (16) -Сколько кормушек они повесили в школьном саду? (8) -Чтобы узнать, сколько кормушек им осталось повесить, какое действие нужно выполнить? (вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получится? 16-8=8(к.)-осталось повесить школьникам. -Мы ответили на вопрос задачи?(да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее:   Каждая бригада школьников окопала по 8 яблонь, а всего школьники окопали 24 яблони. Сколько всего бригад школьников выполняли эту работу? -О ком говорится в задаче? Что они делали? -Сколько всего яблонь окопали школьники? (24) - Сколько яблонь окопала одна бригада? (8) -Что нужно найти?(Сколько всего бригад школьников выполняли эту работу) Составим схему: Чтобы узнать, сколько всего бригад школьников выполняли эту работу, какое действие необходимо выполнить? (деление) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 24:8=3 (бр.) – школьников выполняли работу. -Что мы напишем в ответе? (3 бригады школьников выполняли работу) -Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу: «У Маши 60 рублей, она купила мороженое за 25 рублей». -Можно ли этот текст назвать задачей?(нет) -Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос) -Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько денег осталось у Маши?) -Составим схему к задаче: -Молодцы. Давайте решим эту задачу. -Сколько денег было у Маши? (60 рублей) -Сколько стоило мороженое? (25 рублей) -Каким действием можно узнать, сколько денег осталось у Маши? (вычитанием) -Какое выражение получим? 60-25=35(р.) – осталось у Маши. -Какой будет ответ?(35 рублей осталось у Маши.) -Верно!   Схему рисуем на доске   Схема на доске
1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. · Построение модели задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 9 и прочитайте «про себя» задачу под № 4. В конструкторе 54 детали. Из 12 деталей Юра сделал электровоз, а из остальных – вагоны. Сколько получилось вагонов, если на каждый пошло по 7 деталей? -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (о том, как Юра собирает из конструктора) -Сколько всего деталей в конструкторе? (54 детали) -Из скольких деталей Юра сделал электровоз? (из 12 деталей) - Что еще нам известно в задаче? (ка каждый вагон пошло по 7 деталей) -Что нам нужно узнать? (Сколько у Юры получилось вагонов) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько деталей ушло на все вагоны) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, предлагаю составить краткую запись. Как вы думаете, какая запись подходит под условие задачи?     (Подойдет 1 запись) -Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы? (Потому что на второй записи показано, что неизвестно, сколько электровозов, а по условию задачи нам известно, здесь перепутаны электровозы и вагон. На третьей записи не показано, что нужно найти, а также перепутаны электровозы и вагоны) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по записи, сохраняя все существенные подробности. (Всего 54 детали. Из 12 деталей сделали электровоз, а из остальных – вагоны. Сколько получилось вагонов, если на каждый пошло по 7 деталей?)     Записи на доске.
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения.   - Каков главный вопрос задачи? (Сколько получилось вагонов?) -Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько деталей потребовалось всего и сколько их нужно на 1 вагон) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество деталей на 1 вагон. Их 7) А какое число мы пока что не знаем? (Количество деталей, которые всего потребовалось для того, чтобы собрать вагоны) -Но что нам известно о количестве деталей, которые потребовались Юре на сборку вагонов? (все, которые остались после сбора электровоза) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество сколько деталей нужно для сбора вагонов? (Всего в конструкторе 54 деталей, из 12 сделали электровоз) -Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем, что на 1 вагон нужно 7 деталей. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Сначала узнаем, сколько деталей нужно для того, чтобы собрать вагоны? (Для этого из общего количества деталей вычтем детали, которые ушли для сбора электровоза) -Когда это число будет известно, найдем количество вагонов. Что для этого нужно сделать? (Число деталей, которые остались после сбора электровоза разделить на количество деталей, которые ушли на 1 вагон)   На доске «Дерево рассуждений»
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 54-12=42 -42 чего? (детали) Какое пояснение будет? (на все вагоны) 1) 54-12=42 (д.)- на все вагоны. -Что мы нашли в первом действии? (Количество деталей, необходимые для сбора вагонов) -Верно. -Какое будет второе действие? 2) 42:7=6 (в.) – собрал Юра. -Сколько получилось? (6) -Что мы нашли во втором действии? (Количество вагонов, которые собрал Юра) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (54-12):7 Б) (54+12):7 В) 54-12:7 Запишите верное выражение в тетрадь: (54-12):7=6 (в.) – собрал Юра. На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую краткую запись, изменив условие и вопрос:   54 д.   -По схеме составьте текст обратной задачи: «Всего в конструкторе 54 детали. Юра собрал 6 вагонов, потратив по 7 деталей на каждый, из остальных он сделал электровоз. Сколько деталей потребовалось на электровоз? -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего в конструкторе 54 детали) -Прочитаем задачу дальше, что нам известно? (Что Юра собрал 6 вагонов, на каждый потребовалось по 7 деталей) -Что нам нужно узнать? (Сколько деталей потребовалось на электровоз) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно, сколько деталей нужно на вагоны) -Что мы можем найти, зная, что всего Юра сделал 6 вагонов, потратив по 7 деталей на каждый? (Количество деталей, из которых Юра собрал вагоны) -Зная общее количество деталей и то, сколько деталей ушло на вагоны, что мы можем найти? (сколько деталей потребовалось на электровоз) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 7*6 = 42 (д.) – потребовалось на все вагоны. 2) 54-42=12 (д.) Ответ: 12 деталей потребовалось на электровоз -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 12 деталей, что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ:6 вагонов получилось у Юры.     Запись на доске   На доске «Дерево рассуждений»     На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями   На доске написано решение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: