Период | Подпериод (этап) | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложения | Грамматстрой | Существ | Глагол | Прилагат | Местоимен. Наречие | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословное предложение | 1 год 3 мес | Отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (22 слова) | Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту» | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет | Нет |
Предложение из двух слов корней | 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2 лице ед.числа повелит. наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов | хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цык | ||
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов | 1 год 10 мес 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые граматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграматично | Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит с окончанием –у, именит мн.ч с окончанием –ы, и (фонетически всегда –и), иногда предлож с окончанием –е; суффиксы уменьшительности | Первые граммат формы у 18 глаголов: повелительного наклонения 2 лица ед.числа, инфинитив, настоящее время 3 лица ед.числа. Часто опускаются приставки | Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в И.п. ед.числа мужского и женского рода | Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо), не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3 лице) | Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да, то, не | В трехсложных все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохранятся количество слов в четырехсложных словах | К 2 годам твердые: н, т, д | Большинство стечений замещаются одним звуком | Нет |
Усвоение флексой системы языка | 2 года 2 года 6 мес | дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами | Дальнейшее морфологические членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам», «сипут». Суффиксы: -ок, -чик и др. | Усваивается дательный и творит падежи. усваивается «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой.Во мн.числе –ы (фонетически –и) | Усваивается число в изъявительном наклонеии, изменение по лицам (кроме 2 лица мн.числа). Настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. | 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляются после сущ., мн.число только в И.П. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки | Твердые: с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно | Нет | |
Усвоение служебных частей речи | 2 года 6 мес 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –овна другие склонения:«Стулов». Начинаются усваиваться другие падежные окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возрастных глаголов и большинство приставок, на месте дних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело»; «унификация» приставок | С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ в косвен падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Нарушается редко, главным образом в маознакомых словах | Ч, ш, ж, щ, твердый ц | заканчивается усвоение групп согласных | Нет | |
3 года 4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения. Например: ов, ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы | Продолжается влияние окончания –овна другиесклонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваивается сравнительные степени прилагательных | Усваивается сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица бы при условном наклонении | Звуковая сторона речи усвоена | После 3 лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов | ||||
Усвоение морфологической системы русского языка | 4 года 6 лет | Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Усваиваются все частные грамматические формы | Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвен падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена | С 4 лет 6 мес попытка объяснить слова на основе их значения («Детские этимологии») с 5 лет размышления по поводу рода сущ., наблюдения над синонимами |