Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)




 

Период Подпериод (этап) Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложения Грамматстрой Существ Глагол Прилагат Местоимен. Наречие Служебные части речи Звуки Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1 год 3 мес Отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту» А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь Нет Нет
Предложение из двух слов корней 1 год 8 мес Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2 лице ед.числа повелит. наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай» Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цык  
Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1 год 10 мес 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые граматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграматично Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит с окончанием –у, именит мн.ч с окончанием –ы, и (фонетически всегда –и), иногда предлож с окончанием –е; суффиксы уменьшительности Первые граммат формы у 18 глаголов: повелительного наклонения 2 лица ед.числа, инфинитив, настоящее время 3 лица ед.числа. Часто опускаются приставки Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в И.п. ед.числа мужского и женского рода Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо), не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3 лице) Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да, то, не В трехсложных все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохранятся количество слов в четырехсложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Большинство стечений замещаются одним звуком Нет
Усвоение флексой системы языка 2 года 2 года 6 мес дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами Дальнейшее морфологические членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам», «сипут». Суффиксы: -ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит падежи. усваивается «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой.Во мн.числе –ы (фонетически –и) Усваивается число в изъявительном наклонеии, изменение по лицам (кроме 2 лица мн.числа). Настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляются после сущ., мн.число только в И.П. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки Твердые: с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно Нет
Усвоение служебных частей речи 2 года 6 мес 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –овна другие склонения:«Стулов». Начинаются усваиваться другие падежные окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности Усваиваются все формы возрастных глаголов и большинство приставок, на месте дних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело»; «унификация» приставок С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ в косвен падежах. Появляются краткие причастия Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в маознакомых словах Ч, ш, ж, щ, твердый ц заканчивается усвоение групп согласных Нет
    3 года 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения. Например: ов, ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы Продолжается влияние окончания –овна другиесклонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «на коне» Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваивается сравнительные степени прилагательных Усваивается сравнительные степени наречий Предлоги по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица бы при условном наклонении Звуковая сторона речи усвоена После 3 лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов
Усвоение морфологической системы русского языка   4 года 6 лет Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который Усваиваются все частные грамматические формы Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвен падежах Употребляется одно деепричастие сидя   Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях Звуковая сторона речи усвоена С 4 лет 6 мес попытка объяснить слова на основе их значения («Детские этимологии») с 5 лет размышления по поводу рода сущ., наблюдения над синонимами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: