1. Введение
1.1. Любой танк, а также какое-либо другое закрытое или незакрытое помещение, которое было изолировано от окружающей среды длительное время, следует рассматривать как помещение, представляющее опасность. Несоблюдение требуемых мер предосторожности при входе в такое помещение явилось причиной многочисленных несчастных случаев, приведших к серьезным заболеваниям, в том числе хроническим, и даже к смерти.
1.2. Войти в такое помещение могут только лица, проинструктированные капитаном судна или ответственным лицом из числа командного состава. Перед тем, как дать разрешение на вход в любое помещение, капитан судна или ответственное лицо должны получить информацию об опасностях, которые могут иметь место. Кроме того, им необходимо убедиться в том, что они предприняли все меры предосторожности и у входа установлено дежурство на период пребывания людей в данном помещении.
2. Потенциальные опасности
2.1. Закрытые помещения, изолированные от окружающей среды, включают грузовые трюмы, грузовые танки, цистерны пресной воды и балластные цистерны, междудонные килевые туннели, коффердамы, цистерны для топлива и смазочного масла, а также насосные отделения. В любом из таких помещений могут иметь место следующие опасные явления:
.1. Снижение содержания кислорода
Данное явление может иметь место в процессе окисления стали, например, в пустой цистерне пресной воды или балластной цистерне, которые длительное время были изолированы от окружающей среды. Содержание кислорода может уменьшиться также в помещении с грузом, склонным к самонагреванию и самовозгоранию. Снижение содержания кислорода особенно вероятно в случае перевозки грузов, склонных к самовозгоранию, грузов, относящихся к классу 4.2 согласно Кодексу МК МПОГ, а также других грузов, упомянутых в Кодексе ИМО. Возможно увеличение концентрации удушливых газов, в основном диоксидов азота и углерода, в случае реагирования с кислородом.
|
.2. Токсичные газы и пары
Токсичные газы и пары могут также выделяться в процессе, ферментации, гниения и разложения продуктов как животного, так и растительного происхождения.
Среди прочих к этим газам и парам относятся:
- монооксид углерода;
- пары нефти, бензина и бензола;
- пары веществ, предназначенных для дезинфекции и очистки, а также пары разбавителей;
- газы и пары, выделяемые из различных грузов и/или их примесей;
- болотный газ (метан).
Болотный газ (метан) может выделяться, например, при смешивании грязной балластной воды с остатками груза, содержащего растительные, животные или маслянистые вещества.
.3. Смеси воздуха с воспламеняющимися газами и парами
К ним относятся наряду с другими смеси воздуха с парами нефти, бензина и бензола. Эти пары, газы и смеси обладают не только ядовитым или удушающим действием: они могут воспламеняться и даже взрываться.
3. Материалы, которые могут вызвать снижение содержания кислорода
Известно, что перечисленные ниже материалы, способствуют снижению содержания кислорода. Однако данный список не является исчерпывающим. Снижение содержания кислорода могут вызвать также другие материалы животного или растительного происхождения, воспламеняющиеся или самовозгорающиеся материалы, а также материалы с высоким содержанием металла:
|
- зерно, зерновые продукты и остатки, получаемые в результате обработки зерна (отруби, дробленое зерно, дробленые солод или шрот), хмель, мякинная оболочка и отработанный солод;
- масляничные семена, а также продукты и отходы от масляничных семян (экспеллеры, плитки жирные и шрот, жмых);
- копра;
- лесоматериал, перевозимый в виде пакетированного лесного груза, кругляка, бревен, балансовой древесины, крепежного леса, древесной щепы, стружки, древесной массы в гранулах, древесных опилок;
- джут, пенька, лен, сизальская пенька, капок, хлопок и другие растительные волокна (испанский дерн "эспарто", сено, солома, бхуса), пустые мешки, отходы хлопка, животные волокна, животные и растительные изделия, шерстяные отходы и ветошь;
- рыбная мука и рыбные отходы;
- гуано;
- сернистые руды и рудные концентраты;
- древесный уголь, уголь и угольные продукты;
- железо, полученное методом прямого восстановления (ДРИ);
- сухой лед;
- металлические отходы и стружка, чугунная стружка, стальная стружка, а также расточная, сверлильная, строгальная и токарная стружка;
- металлолом.
4. Общие меры предосторожности
4.1. Никто не должен входить в помещение, которое было изолировано от окружающей среды длительное время, за исключением лиц, получивших разрешение на вход в такое помещение от капитана или ответственного лица командного состава. Разрешение на вход следует давать только после того, как капитан или ответственное лицо командного состава убедились в том, что были выполнены все мероприятия по контролю за безопасностью, перечисленные в разделе 6.
|
4.2. Атмосферные условия в любом из таких помещений могут оказаться недостаточными для поддержания человеческой жизни из-за нехватки кислорода или наличия воспламеняющихся или ядовитых газов. ЭТО ОТНОСИТСЯ ТАКЖЕ И К ЦИСТЕРНАМ, ЗАПОЛНЕННЫМ НЕЙТРАЛЬНЫМ ГАЗОМ.
4.3. Отверстия для доступа в грузовые трюмы должны быть все время закрыты, за исключением тех моментов, когда осуществляется погрузка или разгрузка. Детали запирающих приспособлений должны быть перечислены в судовом журнале.
4.4. Капитан или ответственное лицо командного состава должны обеспечить безопасность лиц, входящих в помещение, за счет выполнения следующих мероприятий:
.1. Обеспечить тщательное вентилирование помещения;
.2. Провести исследование атмосферы помещения на различных уровнях на содержание кислорода и вредных газов или паров, если имеется в наличии подходящее оборудование;
.3. Разрешать вход в указанное помещение в автономных дыхательных аппаратах, за исключением случаев, упомянутых в п. 5.1.
5. Специальные требования
5.1. В помещение, которое было изолировано от окружающей среды длительное время, не допускаются лица без автономных дыхательных аппаратов, если непосредственно перед посещением оно не было тщательно провентилировано и при исследовании с помощью газо- или пароанализаторов не было установлено, что в его атмосфере содержится достаточное количество кислорода и отсутствуют вредные пары.
5.2. Даже если было обнаружено, что предназначенное для посещения помещение является безопасным, следует установить над ним наблюдение на весь период пребывания в нем людей. У входа в него следует поставить дежурного, проинформированного о всех потенциальных опасностях, которые могут иметь место внутри. Опасность может возникнуть также при произвольном образовании газов в процессе измерения концентрации газа.
5.3. До сведения персонала следует довести правила обращения с данным оборудованием, которое необходимо тщательно соблюдать. Все замеры должно производить лицо, знакомое с применяемыми для измерений приборами.
5.4. Если в наличии имеется еще один автономный дыхательный аппарат, дежурный у входа в помещение должен держать его наготове вместе с другими спасательными средствами.
5.5. Все лица, входящие в подобное помещение, должны быть одеты в подходящую для данного случая одежду. Для обеспечения личной безопасности они должны использовать имеющееся на борту судна защитное оборудование. Ведущие в помещение лестницы, а также внутренние поверхности могут быть скользкими, поэтому следует надеть подходящую обувь. Спасательные каски обеспечивают защиту от падающих предметов, а в ограниченном пространстве защищают голову от повреждений. Не следует надевать свободную одежду, которая может зацепиться за выступающие предметы. При контакте с вредными химикатами необходимо обязательно соблюдать дополнительные меры предосторожности. Чтобы не упасть, следует надеть предохранительный пояс с лямками и страховочным концом.
6. Перечень мероприятий по контролю за безопасностью
Перед тем, как войти в помещение, которое было изолировано от окружающей среды длительное время, капитан или ответственное лицо командного состава, а также лицо, намеревающееся посетить данное помещение, должны ответить на вопросы, содержащиеся в нижеприведенном перечне мероприятий по контролю за безопасностью; в судовой журнал следует внести подтверждение о том, что на все вопросы в перечне был получен утвердительный ответ.
Раздел 1
Капитану или ответственному лицу командного состава надлежит поставить знак ¦V¦ в случае утвердительного ответа на следующие
вопросы:
1.1. Было ли проведено тщательное вентилирование +--+
помещения и было ли данное помещение исследовано с +--+
помощью испытательного оборудования, если таковое имелось
в наличии, на предмет безопасности?
1.2. Было ли дано распоряжение продолжить +--+
вентилирование во время пребывания людей в помещении и +--+
прекращалось ли оно во время перерывов?
1.3. Есть ли у входа в отсек спасательное +--+
снаряжение и реанимационное оборудование? +--+
1.4. Было ли дано распоряжение ответственному +--+
лицу о необходимости постоянного его присутствия +--+
у входа в помещение?
1.5. Была ли достигнута договоренность между +--+
дежурным у входа и находящимися внутри помещения +--+
относительно системы связи?
1.6. Достаточно ли освещен подход к помещению? +--+
1.7. Проверены ли переносные осветительные приборы +--+
и прочее оборудование? +--+
После того, как были выполнены все перечисленные в разделе 1 мероприятия, данную карточку следует передать для дальнейшего заполнения лицу, намеревающемуся войти в помещение
Раздел 2
Лицу, намеревающемуся войти в помещение, надлежит поставить
+-+
знак ¦V¦ в случае утвердительного ответа на следующие вопросы:
+-+
2.1. Давал ли капитан или ответственное лицо командного +--+
состава распоряжение или разрешение на вход в закрытый +--+
танк или отсек?
2.2. Заполнен ли раздел 1 в соответствии с +--+
предъявляемыми требованиями? +--+
2.3. Знаете ли вы, что вам необходимо немедленно +--+
покинуть помещение в случае неисправности вентиляционной +--+
системы?
2.4. Понимаете ли вы, какие меры были предприняты +--+
для того, чтобы наладить связь между вами и дежурным у +--+
входа?
Раздел 3
В случае применения дыхательного аппарата ответы на перечисленные в данном разделе вопросы должны быть даны как ответственным лицом командного состава, так и лицом, намеревающимся войти в помещение.
3.1. Знакомы ли вы с аппаратом, предназначенным для +--+
применения? +--+
3.2. Проверялся ли аппарат каким-либо из +--+
нижеперечисленных способов? +--+
(i) С помощью манометра или путем пропускной
способности воздуха
(ii) С помощью слышимого сигнального устройства
низкого давления
(iii) С помощью маски - на наличие подачи воздуха и
степени затяжки
3.3. Была ли достигнута договоренность относительно +--+
средств связи и аварийных сигналов? +--+
Если было дано указание относительно того, что у входа в отсек
должно находиться ответственное лицо, то лица, входящие в
помещение, должны показать этому ответственному лицу свои
заполненные карточки перед входом в помещение. Вход в помещение
разрешается только в том случае, если против каждого вопроса в
+-+
карточке стоит знак ¦V¦.
+-+