Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.




Методическая мастерская по направлению

«Художественно-эстетическое развитие

Детей дошкольного возраста»

(в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Курска)

Мастер – класс:

«Воспитание речевой и музыкально – двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».

 

Подготовила:

музыкальный руководитель

Сухих Е. В.

 

Курск 2021г.

«…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

А.М. Горький.

Игра – это увлекательное средство познания мира, это сосуд, из которого ребенок черпает знания об этом мире и в то же время вкладывает свой небольшой, но уже опыт; где он учится творить, общаться, чувствовать, действовать, сопереживать.

Музыка окружает нас с самого раннего детства, она способна регулировать наше настроение, улучшать самочувствие, воздействовать на наш духовный мир.

Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей.

Тема: «Воспитание речевой и музыкально – двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Задачи:

1. Развивать речевую активность и способности детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

2. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, память, выразительность, воображение, фантазию.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Согласовывать движения со словами и музыкальным

сопровождением.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 

 

Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ является создание оптимальной среды для формирования у детей социально – нормативных возрастных характеристик через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.

Музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.

Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе пальчиковых упражнений под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.

Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.

Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.

Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с детьми:

• Перед игрой с детьми обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.

• Начиная с нескольких упражнений, постепенно добавляйте новые, наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию детей. В пальчиковые игры можно и нужно играть с детьми уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

Представляю несколько упражнений и музыкальных пальчиковых игр для занятий с детьми.

Обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения. «Колечко» - э то упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола.

«В море плавает дельфин» В море плавает дельфин, Много рыб, он не один. Вот растёт трава морская, И ракушки в ней сияют. Пять медуз в волнах играют, Солнца лучик пригревает. Веселится вся земля, Дружат в мире ты и я.
«Оркестр» Мы сейчас будем в оркестре играть. Пальчики будем свои разминать. Громко в ладошки мы будем стучать, Ритм свой задорный всем задавать. (ритмично хлопают) 1. Пальчики играют на рояле, Пальчики играют от души. На рояле пальчики играют, До чего же пальцы хороши. 2. А теперь на дудочке играют Пальчики быстрей, быстрей, быстрей. Пальчиками все перебирают, Чтоб играть на дудочке своей. 3. И в ладошки все мы ударяем, На литаврах мы играем, класс! Ударяем мы в свои литавры, Чтобы громче слышно было нас. 4. Мы сейчас играем на гитаре, Мы играем вместе от души. Струны пальцами перебираем, Гитаристы наши хороши! 5. На барабанах весело играем И по ножкам мы стучим – стучим. Мы по барабану ударяем, Ритм свой задорный зададим. 6. Звонко зазвенели колокольчики, Колокольчики звенят – звенят. Мы сейчас играли все в оркестре На пальчиках у маленьких ребят! (дети выполняют движения по тексту игры)
«Солнечные лучики» 1. Солнышко проснулось, На небо потянулось, Лучики расправило И деткам улыбнулось. Солнышко сияет, Греет над землей, Лучики бросает – Нам тепло с тобой! 2. Этот большой лучик – Всем покажет «класс». Этот указательный – В путь отправит нас. Этот самый длинный – Средний озорник, И с большим он лучиком Поиграть привык. Этот безымянный – Откуда он возник? Этот самый маленький – Помирит, подружит. И они польются Солнечным дождем, В небе станут радугой Потом. 3. Лучики все дружат И любят поиграть, Весело побегать И зайчиков пускать. Вместе собирутся Друг друга обнимать, Немножко повернутся И ложатся спать.
«Наши пальчики» 1. Этот пальчик большой – Его зовут Андрюша. Вот указательный – Его зовут Ванюша. Средний пальчик По имени Алеша, А безымянный По имени Антоша, Мизинчик – Сережка, Это наша крошка! 2. Пальчик большой – Девочка Танюша, А указательный – Лапочка Ксюша, Средний пальчик – Умничка Маша, А безымянный – Красавица Наташа, Мизинчик – Иришка, Наша малышка! На правой ручке – пять, И на левой ручке – пять! Маленькие пальчики – Девочки и мальчики!

«Паучина»

Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.

Пау-паучина паутину сшил.

(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать.

(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)

Пау-паучина трудится опять!

(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)

Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: