Методическая мастерская по направлению
«Художественно-эстетическое развитие
Детей дошкольного возраста»
(в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Курска)
Мастер – класс:
«Воспитание речевой и музыкально – двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».
Подготовила:
музыкальный руководитель
Сухих Е. В.
Курск 2021г.
«…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
А.М. Горький.
Игра – это увлекательное средство познания мира, это сосуд, из которого ребенок черпает знания об этом мире и в то же время вкладывает свой небольшой, но уже опыт; где он учится творить, общаться, чувствовать, действовать, сопереживать.
Музыка окружает нас с самого раннего детства, она способна регулировать наше настроение, улучшать самочувствие, воздействовать на наш духовный мир.
Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей.
Тема: «Воспитание речевой и музыкально – двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Задачи:
1. Развивать речевую активность и способности детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
2. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, память, выразительность, воображение, фантазию.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Согласовывать движения со словами и музыкальным
сопровождением.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ является создание оптимальной среды для формирования у детей социально – нормативных возрастных характеристик через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.
|
Музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.
Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.
|
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе пальчиковых упражнений под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.
|
Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с детьми:
• Перед игрой с детьми обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
• Начиная с нескольких упражнений, постепенно добавляйте новые, наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию детей. В пальчиковые игры можно и нужно играть с детьми уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
Представляю несколько упражнений и музыкальных пальчиковых игр для занятий с детьми.
Обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения. «Колечко» - э то упражнение хорошо выполнять под вальс. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола.
«В море плавает дельфин» В море плавает дельфин, Много рыб, он не один. Вот растёт трава морская, И ракушки в ней сияют. Пять медуз в волнах играют, Солнца лучик пригревает. Веселится вся земля, Дружат в мире ты и я. |
«Оркестр» Мы сейчас будем в оркестре играть. Пальчики будем свои разминать. Громко в ладошки мы будем стучать, Ритм свой задорный всем задавать. (ритмично хлопают) 1. Пальчики играют на рояле, Пальчики играют от души. На рояле пальчики играют, До чего же пальцы хороши. 2. А теперь на дудочке играют Пальчики быстрей, быстрей, быстрей. Пальчиками все перебирают, Чтоб играть на дудочке своей. 3. И в ладошки все мы ударяем, На литаврах мы играем, класс! Ударяем мы в свои литавры, Чтобы громче слышно было нас. 4. Мы сейчас играем на гитаре, Мы играем вместе от души. Струны пальцами перебираем, Гитаристы наши хороши! 5. На барабанах весело играем И по ножкам мы стучим – стучим. Мы по барабану ударяем, Ритм свой задорный зададим. 6. Звонко зазвенели колокольчики, Колокольчики звенят – звенят. Мы сейчас играли все в оркестре На пальчиках у маленьких ребят! (дети выполняют движения по тексту игры) |
«Солнечные лучики» 1. Солнышко проснулось, На небо потянулось, Лучики расправило И деткам улыбнулось. Солнышко сияет, Греет над землей, Лучики бросает – Нам тепло с тобой! 2. Этот большой лучик – Всем покажет «класс». Этот указательный – В путь отправит нас. Этот самый длинный – Средний озорник, И с большим он лучиком Поиграть привык. Этот безымянный – Откуда он возник? Этот самый маленький – Помирит, подружит. И они польются Солнечным дождем, В небе станут радугой Потом. 3. Лучики все дружат И любят поиграть, Весело побегать И зайчиков пускать. Вместе собирутся Друг друга обнимать, Немножко повернутся И ложатся спать. |
«Наши пальчики» 1. Этот пальчик большой – Его зовут Андрюша. Вот указательный – Его зовут Ванюша. Средний пальчик По имени Алеша, А безымянный По имени Антоша, Мизинчик – Сережка, Это наша крошка! 2. Пальчик большой – Девочка Танюша, А указательный – Лапочка Ксюша, Средний пальчик – Умничка Маша, А безымянный – Красавица Наташа, Мизинчик – Иришка, Наша малышка! На правой ручке – пять, И на левой ручке – пять! Маленькие пальчики – Девочки и мальчики! |
«Паучина»
Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.
Пау-паучина паутину сшил.
(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать.
(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)
Пау-паучина трудится опять!
(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.