1. Методы управления функциональными подсистемами организации. Первое направление связано со структурой организации, в которой имеются функциональные подсистемы управления маркетингом, инновациями, производством, финансами, персоналом ит. п. Методы управления, применяемые здесь, отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения. Они детально рассматриваются в конкретных дисциплинах, посвященных функциональному аспекту управления организациями.
2. Методы выполнения общих функций управления. Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, связаны с выполнением общих функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому, несмотря на специфику каждой функциональной подсистемы организации, в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организовывание, координация, контроль и мотивация. Этот подход заложен в основу второго направления классификации методов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется.
Специалисты по планированию, осуществляющие разработку прогнозов, используют в своей работе методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, дельфийский метод, метод факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и т. д.
Выполнение функции организовывания базируется на методах, учитывающих закономерности функционирования и развития организаций социально-экономического типа. Среди них методы: проектирования организаций и структур управления; реструктуризации; организации производства, труда и управления и др.
|
Методы мотивации включают все виды и формы побуждения людей к труду: оплаты труда, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и т.д.
Осуществление функции координации в первую очередь возложено на руководителей разного уровня, которые должны обеспечить непрерывность и эффективность протекания всех процессов производства и управления в организации. Это требует использования методов коммуникации, в составе которых выделяются группы методов межличностных коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации.
Методы, применяемые при выполнении функции контроля, зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций. Статистический учет базируется на методах сбора, обработки и интеграции данных за определенный период времени. Методы контроля за деятельностью организации характеризуются большим разнообразием в связи с тем, что сама функция контроля охватывает практически все операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей.
3. Методы решения проблем. Методы принятия управленческих решений - третье направление классификации, которое базируется на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей. В соответствии с этим выделяют группы методов, связанных с постановкой проблем; выявлением причин их возникновения, разработкой и выбором решения, а также организацией выполнения. Все они в свою очередь включают различные модели решения проблем, которые требуют тщательного изучения и анализа.[4]
|
Заключение
Деятельность любой организационной системы требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.
Цель этой деятельности — создание и развитие потенциала, формирование и сохранение ценностей, постановка стратегических целей и организация всех видов текущих и оперативных работ и процессов, мотивация людей, контроль за ходом реализации планов, обеспечение эффективности и многое другое, что связано с нормальной работой любой организации. С методами и моделями управления организационными системами должны быть знакомы все менеджеры, вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых функций. Только в этом случае организация будет функционировать, и развиваться как единое, целостное образование.
Список используемой литературы
1. Латфуллин Г.Р. Теория организации - СПб.: Питер, 2004. - 394 с.
2. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. - М.: Физматлит, 2007. - 584 с.
3. Подлесных В. И. Теория организации СПб.: Бизнес-Пресса, 2006. - 328 с.
4. Рогожин С.В. Теория организации - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.
5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2007. - 304 с.
6. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991. - 111 с.
7. Шеметов П.В. Теория организации - М.: Омега-Л, 2006. - 282 с.
[1] 1. Латфуллин Г.Р. Теория организации - СПб.: Питер, 2004. - 394 с.
[2] Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. - М.: Физматлит, 2007. - 584 с.
[3] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2007. - 304 с.
[4] Шеметов П.В. Теория организации - М.: Омега-Л, 2006. - 282 с.