Самостоятельная работа №11




Содержание задания и рекомендации по выполнению:

Задание 1. Заполните таблицу, конкретизируя представленные группы факторов психического развития; напишите, что к ним относится.
Таблица

 

^ Факторы психического развития
Социальный фактор Биологический фактор Внутренний фактор
1. 1. 1.

 

Задание 2. Охарактеризуйте значение и влияние биологического и социального факторов на психическое развитие человека, используя данный пример. Что повлияло на особую линию развития представительницы племени гуайкилов?
Французский этнограф Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое — что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи — меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару так же, как многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами — они поспешно уходили при прибли­жении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, забытая впопыхах двухлетняя девочка. Виллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этногра­фом, владеющим тремя языками.


Задание 3. Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?
В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четверень­ках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна примерно восьми, другая — полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая — Амала — умерла через год. Старшая — Камала — прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела — с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов.

 

 

Заданиеа 4. Доказательством каких важнейших предпосылок развития психики человека является опыт, проведенный зоопсихологом Н.Н.Ладыгиной-Котс?

Советский зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разно­образные человеческие вещи и игрушки, и приемная «мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировали в дневнике.

Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения.

При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освобо­дить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правиль­ному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако, он -то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую «практику», Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — американскими супругами Келлог.

Задание 5. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?
Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».
Задание 6. Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития?
Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».
Задание 7.Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?
Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».
Задание 8. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились?

Задание 9. Какая эпоха и периоды детского развития (по Д.Б.Эльконину) описаны в отрывке из книги Л.Ф.Обуховой Возрастная психология?
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период … возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой орга­низации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельнос­тью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

Задание 10. Охарактеризуйте развитие ребенка в младенческом возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), вид общения (по Лисиной), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Таблица

 

Возраст ной период Хронологические рамки Ведущая потребно сть возраста   Социаль ная ситуация развития Ведущий вид деятель ности Вид обще ния Психологи ческие новообразо вания
             
             

Задание 11. Темы творческих работ

 

    1. Критерии периодизации психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
    2. Кризисы психического развития и их значение для становления личности.
    3. Развитие идей Л.С.Выготского в работах его последователей.

Список рекомендуемой литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999.
2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М., 2004.
3.Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1984.

4.Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984. С. 244-269.
5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
6.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
8. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. №5. С.30-38
9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
11. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
13. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.
14. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2004. С. 138.

16. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избранные психологические труды. М., 1989.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: