Аналитическая корреспонденция




Журналисты российской прессы понятие «корреспонденция» употребляли уже в XVIII в. Однако надо иметь в виду, что доста­точно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, журналов (заметки, письма читателей, отчеты и т.д.). Лишь в конце XIX в. это понятие стало связываться с опре­деленным жанром. Сущность этого жанра становится понятной в результате выявления особенностей публикаций, «подводимых» под него17[1]. Предметом аналитической корреспонденции могут быть ка­кие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близ­ка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информаци­онная корреспонденция.

Однако аналитическая корреспонденция отличается от назван­ных жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов. Например, цель репортажа — дать наглядное, «жи­вое» отображение «предметного» события (поэтому репортер ис­пользует главным образом при сборе материала метод личного наблюдения; нет наблюдения — нет репортажа). Цель отчета — точ­но отобразить «информационное событие» (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходившее в точной последовательности (или даже проанализировав происходящее), используя при этом фрагменты выступлений или сообщений. Цель информационной корреспонденции — сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом (в отличие от репортажа) не столько «живое» наблюдение, сколько «свернутый» пересказ происходившего.

Цели аналитической корреспонденции иные. Она также содер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую коррес­понденцию от репортажа, отчета, информационной корреспон­денции.

Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о яв­лении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Но между аналитической корреспонденцией и ком­ментарием есть существенное различие.

Оно заключается в том, что «первоисточником» сообщения для аудитории о каком-то явлении, событии (которое затем истолко­вывается) в корреспонденции всегда является автор публикации. Именно он «корреспондирует» с места события, он же интерпре­тирует происшедшее, опираясь при этом на мнения участников и свидетелей события, на свои собственные непосредственные на­блюдения. Комментарий же всегда публикуется по следам уже из­вестного данной аудитории (например, из оперативного инфор­мационного сообщения) события. При комментировании истол­кование события основывается в большей мере на других известных фактах или относительно общих мнениях, предположениях, оцен­ках, которые чаще всего высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт.

Аналитическая корреспонденция отличается также и от ста­тьи.

Цель статьи — обосновать суждение (суждения) по поводу ка­кого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества, в каких-то сферах деятельности. Причем такие события, процессы, ситуации, как правило, имеют боль­шие последствия для общества, отдельных социальных групп. По­этому предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причинно-следственные отношения, которые порождают такие (обычно однородные) факты, события. В ходе доказательного рассуждения автор как раз и устанавливает связи между отдельными фактами, возникшими на «поверхности» жиз­ни, событиями, явлениями и теми закономерностями, теми при­чинами, которые их порождают и остаются скрытыми от прямого наблюдения.

При этом приводимые факты, обсуждаемые события, явле­ния служат аргументами в пользу общего суждения об их причи­нах, о закономерностях, их породивших. В аналитической же кор­респонденции речь идет о каком-то одном событии. Оно всесто­ронне обсуждается, выявляются его качества, ему выносится оценка, прогнозируется его развитие, указываются его причины.

Таким образом, центральным предметом аналитической кор­респонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материа­лом для его всестороннего освещения. Названные обстоятельства четко разграничивают жанр аналитической корреспонденции и жанр статьи. Присущие аналитической корреспонденции харак­терные признаки отличают ее и от других жанров.

Возникает вопрос: а нельзя ли в связи с этим отнести текст к разряду репортажа? Вероятно, подобное можно было бы сделать, если бы автор лично наблюдал все происходившее и ограничился бы при этом только описанием события, не углубляясь в причин­но-следственный анализ. Хотя следует сказать, что в практической журналистике не всегда обращают внимание на такие «тонкости» и живо написанные корреспонденции нередко публикуются под рубрикой «репортаж» (часто это происходит и в силу того, что настоящих репортажей изданиям обычно не хватает).

 

10 КОММЕНТАРИЙ
Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех фор­мах публикаций: в заметке — в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии — в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, на­пример, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно “комментируют” одна другую.
Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово “комментарий” стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, “комментировали” (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ан­самбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуаль­ным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выра­жает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.
Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй полови­не девятнадцатого — начале двадцатого века из широко распростра­ненного тогда краткого аналитического сообщения типа коррес­понденции. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И ком­ментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их. Современный комментарий преследует следую­щие цели:
— направлять внимание аудитории на важные новые факты, выхо­дящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
— ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
— формулировать прогноз развития комментируемого события;
— обосновывать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.
Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисо­вываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как мы уже замечали, комментарии могут быть превентив­ными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.
Функции жанра комментария неразрывно связаны с его пред­метом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к ака­демическим — он возникает из повседневной журналистской прак­тики. Определение цели будущего выступления предполагает яс­ность в определении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета- Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное ре­шение задач, на побуждение к действию. Бесконечное многообра­зие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы:
— об особенностях или новых качествах факта, его ценности;
— о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях;
—- о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта);
— о порядке развития комментируемого явления;
— о тенденциях, закономерностях развития общества, которые про­являются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта;

— о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.
Аналогично известным вопросам, присущим информационно­му сообщению: “что?”, “где?”, “когда?”, “как?”, комментарию при­сущи вопросы: “что действительно?”, “кто действительно?”, “при каких обстоятельствах?”, “почему?”, “кому выгодно?”, “какова си­туация?”, “что делать?”, “каклучше?”, “какие существуют различия, противоречия?”, “как проявляется направление развития, какова его стратегия и тактика?”.
Первым шагом при подготовке комментария, как и при подго­товке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор должен четко ответить себе на вопросы:
— какое явление я хочу осветить?

— что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему?

— какие чувства у него пробудить?

— какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть?

— какие могут возникнуть возражения у моего оппонента? Как их учесть в публикации?

Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о постановке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яснее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирается инфор­мация, тем глубже продумываются связи предмета, тем легче и уве­реннее в конце концов пишется материал.
При всей эластичности формы комментарий обладает относи­тельно прочной структурой. Комментарий представляет собой (за исключением кратких форм комментария) структуру доказательно­го рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Это предопределено содержанием, функциями, предметом жанра. В хо­де рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как пра­вило уже известными аудитории. Таким образом, осуществляются интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. Хороший комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение. Ком­ментируемые и комментирующие факты, их детали, подробности служат аргументами в пользу выдвигаемого автором тезиса или по­сылками его умозаключения.
Комментирование осуществляется с помощью следующих при­емов:
— разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);

— детализация комментируемых событий, восстановление подроб­ностей, признаков, которые важны для постановки вопросов (на­пример, можно обсудить заседание Городской Думы, подчерки­вая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения де­путатов);

— сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедента­ми; проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей акту­ального события (предмета), комментария;

— противопоставление, конфронтация различных или противопо­ложных способов осуществления обсуждаемых действий;

— интерпретация текста (разъяснение документов, “перевод” дово­дов оппонентов на ясный язык).

Эти и другие аналитические способы применяются по отдель­ности или комбинированно. Их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых во­просов- Независимо от того, какой способ используется, коммента­рии содержат ряд типичных структурных элементов (основных час­тей комментария): сообщение о комментируемом событии и поста­новка задачи комментария; формулирование возникших в связи с этим событием вопросов; изложение комментирующих фактов и мыс­лей, деталей; выявление тезисов, отражающих отношение автора к ос­вещаемому событию, изложение их или в начале текста, или непо­средственно вслед за постановкой вопросов, относящихся к ком­ментируемому явлению.
Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может ока­заться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (ком­ментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе, и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении общей точки зрения по поводу неких, неизвест­ных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда коммен­татор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментиро­ванию.
Ошибка в комментировании возникает и тогда, когда постанов­ка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не проявлена в тесте. В этом случае аудитории не ясна проблема, которую обсуждает автор, или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все структурные эле­менты, и тем самым включить аудиторию в активный мыслитель­ный процесс. Если же автор сам не понимает цели комментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что-то, а будет просто сообщать определен­ные факты.
Особую роль играют качество поставленных вопросов, их актуаль­ность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов, комментирующих мыслей, фактов. От качества комментирующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать не­посредственно из исходных фактов). Как правило в полновесных ком­ментариях комментирующие мысли и факты необходимы для оценки исходных фактов и основания заключений.
Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он от­сутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не улов­лена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от комментария к аудитории импульс будет слабым. Конечно, это не значит, что вывод должен быть изложен в дидактичной форме. Он может как бы сам по себе вытекать из логики размышлений автора и взаимосвязи приве­денных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответ­ствующей подготовке) самостоятельно сказать последнее слово: “Вывод очевиден” или “Комментарии излишние”.
В рассмотрение технологии комментария включается и характе­ристика признаков его заголовков. Хороший заголовок коммента­рия, как и заголовок любого иного текста, сигнализирует о характе­ре публикации. Он находится в тесной связи с построением и спосо­бом комментария. Часто при этом речь идет о кратком оформлении вопроса; характерным представляется частое использование вопро­сительных предложений или тезисов (выводов). Иногда заголовок включает в себя главный аргумент, реже — интересную деталь- Он может также проявлять один из главных способов комментирова­ния, примененный автором, например, противопоставление. Со­держательно заголовок комментария отражает прежде всего собы­тие или связанную с ним ситуацию, процесс, тенденцию, задачи, пути их решения, оценку. Он может обозначать и взаимосвязи или отражать полемическую направленность комментария.
Итак, описанные основные положения подготовки коммента­рия обусловлены функционально, Они прямо вытекают их задач этого жанра, определяются внутренней его логикой, логикой за­ключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъяв­ляет высокие требования к логике мышления, логике действий комментатора. Принимая во внимание скорость, с которой должны готовиться комментарии, этот жанр требует от автора высокого самоконтроля, профессионального самосовершенствования.

СТАТЬЯ

Понятие “статья” произошло от латинского слова и означало первоначально то же самое, что и “сустав”, “член”, “часть целого”. Это объясняет, почему в журналистской практике отдель­ная публикация, будучи частью, например, всего текста газетного номера, может быть названа “статьей”. Поэтому сложилось так, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений статьями называ­ют огромное число публикаций различных жанров. Но, когда речь заходит о вполне определенном жанре статьи, то под ней по­нимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью опре­деления их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс. такое явление.
Короче и точнее статью можно определить как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким обра­зом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причин­но-следственные связи и таким образом инициирует их размышле­ния, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, про­блемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы име­ются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья со­здает реальное представление об актуальной ситуации, служит ос­новой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. “Правильная” статья всегда связана с отображе­нием предмета вполне определенного характера.
Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процес­сах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их решения, упорядочения, в связанных с ними тенденциях, перспективах, законо­мерностях общественного развития.
Жанровые признаки статьи:

• масштабное расширение границ повествования – пространственно-временные пределы текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием (глобализация обсуждаемых проблем);

• факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников – личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию;

• структура текста – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;

• определенная объективизация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда – обращение публициста к логически понятному категориальному аппарату, четкость формулировок.

Разновидности статей: проблемные, передовые, теоретико-пропагандистские.

Главные особенности проблемной статьи – исследование и отображение новых явлений и ситуаций, острых противоречий, назревших в ходе развития социальной действительности, обоснование необходимости их разрешения, указание на пути и средства для этого. Характерная особенность проблемных статей – дискуссионность. Проблемная статья на нравственную тему – форма документальной публицистики, позволяющей глубоко исследовать характер социальных связей и нравственности людей.

Постановочная статья является вариантом проблемной статьи. Главный источник проблемы постановочных тем – сама действительность, ее непосредственное и пристальное изучение.

Теоретико-пропагандистская статья призвана формировать у читателей научное мировоззрение, политическую культуры, высокую нравственность. Требования к ее содержанию – единство теории и практики, органическая связь с жизнью. Социально-экономический очерк – разновидность теоретико-пропагандистской статьи.

Передовая статья – редакционное или авторское выступление, которое проводит определенную линию, формулирует коллективное мнение газеты или журнала на злободневные явления, проблемы общественной жизни

Современная типология статьи (по А.Тертычному):

общеисследовательская статья – публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие проблемы – характеризуется высоким уровнем обобщений, глобальностью мышления автора;

практико-аналитическая статья – анализ конкретных проблем, событий, действий, ситуаций, связанных с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности;

полемическая статья – отражение споров, возникающих в обществе по каким-либо значительным проблемам; двоякая цель такой публикации – обоснование и утверждение собственной точки зрения автора статьи и опровержение позиции оппонента.

 

Общеисследовательская статья
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономичес­кого развития страны или рассуждать об уровне нравственности, су­ществующем на сегодняшний день в обществе в целом, или о воз­можности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами, или о проблемах создания панславянской федерации и т. п.

Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследователь­ской статьи — изучение различных закономерностей, тенденций, пер­спектив развития современного общества. В советской журналистике современной общеисследовательской статье соответствовала теорети­ко-пропагандистская статья, рассматривавшая те же глобальные про­блемы, но с позиций марксизма-ленинизма.

Общеисследовательская статья – жанр трудный в том смысле, что он требует не просто знания какой-то конкретной проблемы, но предполагает теоретическое объяснение ее существования. А это под силу лишь опытному журналисту-аналитику. Начинающему журналисту важно сосредоточить свое внимание на некоторых аспектах подготовки общеисследовательской аналитической статьи. Первое, что должен сделать журналист, приступая к ее подготовке, – определить, что именно он хотел бы сказать о том вопросе, который, по его мнению, заслуживает рассмотрения в прессе как один из глобальных вопросов современного развития общества. Иными словами, он должен сформулировать основные тезисы выступления. С этой целью он использует имеющиеся знания об объективных законах и закономерностях, действующих в той сфере, к которой относится предмет будущего выступления. Именно суждения о них и будут основными тезисами статьи. Далее ему необходимо рассмотреть, как эти законы и закономерности проявляют себя относительно обсуждаемого в статье конкретного феномена, т.е. соотнести сформулированные тезисы с актуальным современным опытом. Суждения об этом опыте и станут в статье аргументами в пользу выдвинутых тезисов.

Общие структурные требования к статье данного типа таковы. Статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов. Автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю политическую, экономическую или другую суть ситуации. Читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений. Это помогает аудитории правильно воспринимать значимость общих событий для себя, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи молодому журналисту способствует соблюдение определенных методических установок. Одна из них заключается в том, что статья делится на три части: начало, главную часть, заключение.

К каждой из частей применимы определенные требования. Они состоят в следующем. В начале статьи в первой трети ее излагается экспозиция (своеобразное введение) – читателю дается актуальный повод узнать, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешить. Поскольку понимание ситуации зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные проблемы и задачи, которые порождаются ею, то надо показать эти проблемы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив аудиторию с проблемами, задачами, условиями их возникновения в данной ситуации, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут быть решены и в интересах каких сил. (Например: «Как задача А может быть решена в интересах В, если условия D еще не созданы?» Или: «Как задача А может быть реализована в интересах В так, чтобы не наступили последствия С?) Конечно, в статье нельзя стереотипно использовать эти формулы. В содержательном и в иных отношениях каждая конкретная статья должна быть полностью оригинальна.

Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, то это может вызвать сомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме (как несколько вопросительных предложений). При постановке вопроса автор может сослаться на опыт, который в схожих условиях чаще всего воспроизводится.

В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретно шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий часто бывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждений, чтобы публикация была понятна аудитории.

В сравнении с главной частью, в которой ситуация анализируется, заключительная часть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет с собой изменение ситуации, какие силы задействуются, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее. В конце статьи могут быть также ссылки на то, что может сделать аудитория для изменения ситуации в лучшую сторону (т.е. могут быть изложены определенные предложения по решению проблемы). Разумеется, опытный журналист всегда находит свое творческое решение при подготовке проблемной статьи, тем не менее в большинстве публикаций доминирует именно логика изложения материала, представленная выше.

Проблемная статья – разновидность публицистической статьи.

Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, и строится она по правилам логики научного исследования.

Особенности:

· дискуссионный характер. Статья строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.

· логизированность текста.

· рассуждение может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

· широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

·

· Владимир Познер: «Журналистики как таковой больше нет» // БИЗНЕС Online [2:51]

Пропагандистская журналистика — это жанр журналистики, в котором намеренно и прозрачно принимается необъективная точка зрения для достижения определенных социальных или политических целей. Она отличается от пропаганды, поскольку предполагается, что пропагандистская журналистика имеет фактологическую основу. Она также отличается и от случаев предвзятости средств массовой информации и необъективности в средствах массовой информации, так как предвзятость здесь преднамеренная.

Традиционно пропагандистская деятельность и критика ограничиваются редакторскими страницами и страницами обзорных статей, политических комментариев, писем в редакцию, которые четко выделяются в публикации и во внутренней структуре организации. Предполагается, что новостные репортажи должны быть объективными и непредвзятыми. Представители пропагандистской журналистики же, напротив, имеют определенное мнение о том, о чём они пишут. К примеру, о том, что политическая коррупция должна быть наказана, что потребители должны использовать более экологически благоприятные методики или что та или иная политика правительства будет неблагоприятна для интересов бизнеса и её не следует принимать. Это может быть очевидным в мелочах, например, тон или выражение лица, или в значимых моментах, например, отбор представляемых фактов и мнений.

Некоторые представители пропагандистской журналистики утверждают, что традиционный идеал объективности не может существовать в реальности либо как таковой, либо в связи с наличием корпоративных спонсоров в рекламе. Некоторые считают, что общественный интерес лучше удовлетворяется за счет разнообразия СМИ с различными прозрачными точками зрения или что пропагандистская журналистика выполняет ту же роль, что и любители сенсационных разоблачений или борцы за свободу.

Рецензия.

Слово «рецензия» происходит от латинского «recensio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или комментариях, а вторичные источники информации (публикации, передачи, книги, спектакли и т.д.)

Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.

В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика.

Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом.

На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ.

Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.

Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной.

Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемомпроизведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.

Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения.

 

 

Выделяют такие виды рецензий:

рецензия-статья (традиционная форма);

рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

рецензия-фельетон (остро критическая);

рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).


• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;
• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
• Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

 

Обозрение

Обозрение – это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д.

В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы.

Обозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик.

«Младшим братом» обозрения является обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, кот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: