Организационные структуры управления рыночной экономикой региона




 

Переход к рыночному отношению в принципе невозможный без достаточного количества экономически независимых субъектов хозяйствование. При рыночной экономике государственные органы управления управляют предприятиями и объединениями с помощью преимущественно экономических методов:

государственного заказа;

системы налогообложения;

бюджетного финансирования;

норм амортизационных отчислений;

процентов за кредит;

банковских учетных ставок;

разных субсидий;

налоговых льгот и т.п.

Для повышения эффективности системы управления экономикой региона целесообразно объединять административные методы с административными рычагами (например, предоставление права на предпринимательство). Кроме того, местные органы управления должны иметь право прекращать деятельность предприятий, организаций и учреждений, которые расположенные на их территории, в случае нарушения ними требований действующего законодательства:

загрязнение свыше допустимых норм окружающей естественной среды;

нарушение санитарных норм при производстве или реализации продукции и услуг;

при производстве продукции, опасной для здоровья людей, и т.п.

Использование экономических методов управления предусматривает создание на территории Украины и ее регионов экономической среды, что обеспечивало бы одинаковые условия для функционирования любых форм хозяйствования в границах действующего законодательства.

Система управления рыночной экономикой предусматривает предоставление государственным, кооперативным, арендным, акционерным и другим предприятиям права самостоятельно создавать ассоциации, союза и объединение, то есть формировать необходимые органы хозяйственного управления, координации и информационного обслуживания.

Органы управления (ассоциаций, союзов, объединений) могут быть региональными, межрегиональными и общегосударственными. Предприятия сам сами решать вопроса относительно структуры и функций своих органов управления, формирование общих финансовых фондов и их расходование, разработки и реализации, научно-технической, инвестиционной и финансовой политики.

В отличие от ассоциаций, союзов и других органов управления, которые являются по сути хозрасчетными и существуют за счет добровольных отчислений предприятий, органы государственного управления финансируются из бюджета страны и, итак, не зависят непосредственно от деятельности предприятий.

Органы государственного управления разрабатывают:

стратегические программы развития хозяйства страны;

финансирование;

координируют научно-технические и структурно-инвестиционные программы;

осуществляют финансово-кредитное регулирование денежного обращения;

поддерживают на определенном уровне розничные цены;

гарантируют населению страны прожиточный минимум и необходимую социальную защищенность;

разрабатывают эффективную систему мероприятий по защите граждан, предприятий и организаций от стихийного бедствия;

производственных аварий, решают актуальные социальные, культурные и экологические проблемы;

представляют интересы страны в международных экономических отношениях.

На систему государственного управления полагаются: планирование и контроль межрайонного распределения части материально-технических ресурсов и лимитов централизованных капитальных вложений, а также регулирование межрайонного и международного товарообмена. Кроме того, органы государственного управления стимулируют новые хозрасчетные управленческие навыки, в частности биржи:

товарные, что осуществляют операции с средствами производства и оптовую торговлю предметами работы;

фондовые, что организуют выпуск и куплю-продажу ценных бумаг, продажа кредитных ресурсов, лицензий на право использования земли и естественных ресурсов, другие операции на финансовом рынке;

биржи работы, которые предоставляют услуги не только в поиска работы для безработных соответственно уровню их квалификации и желание, в управлении процессами их подготовки и переподготовки.

К компетенции областных органов управления входят: разработка стратегии и тактики развития и размещение продуктивных сил области; подготовка и утверждение прогнозов-планов его экономического и социального развития, а также социальных, экономических, экологических и научно-технических программ общего регионального значения. Органы областного управления также координируют внутренне областные производственные связи, стимулируют развитие межотраслевых производств, совместно с городскими и районными органами управления определяют территории для размещения новых производственных объектов, контролируют состояние окружающей среды и природопользования, регулируют внутренне областную миграцию населения и др.

Городские и районные органы управления решают все местные вопросы обеспечения условий нормальной жизнедеятельности население, в том числе осуществляют управление социальной сферой (развитие инфраструктурных объектов и градостроительства, организацию здравоохранения и культуры, образования и правопорядка). Важным для местных органов управления есть расширение факторов экономического влияния (местные налоги и льготы, штрафные санкции и т.п.).

Эффективность экономики регионов во многом будет зависеть от того, насколько организационные структуры управления областного, городского и районного уровней будут отвечать общественным потребностям.

Государственное плановое регулирование в стране может осуществляться через систему взаимосвязанных прогнозов-планов и программ предприятия, организации, области, территории (район, город, область) страны. Все предприятия, независимо от форм собственности, должны координировать свои планы с соответствующими местными органами управления по вопросам строительства, создание инфраструктуры, использование рабочей силы, производства товаров народного потребления и предоставление услуг, земле-, водо- и лесо пользования, охраны природы, применение вторичных ресурсов, местных видов сырья и материалов. Соответственно указанным организационным задачам к системе управления регионом целесообразно включить подразделы: комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона; предпринимательства; местного бюджета; муниципальной промышленности; территориального агрокомплекса; социального обеспечения; экологического мониторинга; налоговой инспекции; информационного обслуживания.

Для регионов с дефицитным ресурсо потреблением структура управления может дополняться соответствующими подразделами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: