Тема 3. Невербальные средства общения
Вопросы:
1. Мимика.
2. Жестикуляция. Типы жестов.
3. Интонация.
4. Пауза.
5. Совершенствование невербальных средств общения.
Задания
Задание 1. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?
1. Сидящий и стоящий.
2. Говорящий громко – говорящий тихо.
3. Хорошо одетый – плохо одетый.
4. Лежащий на диване – сидящий на диване около него.
5. Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.
6. Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.
7. Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.
8. Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.
9. Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.
10. Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.
11. Тот, кто выше – тот, кто ниже.
12. Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.
13. Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.
14. Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.
Задание 2. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?
Задание 3. Прочитайте басню. Какое правило речевого воздействия эффективно использует Лиса? Какие приемы речевого воздействия она применила? Назовите их. Какие цели достигла Лиса? Было ли общение эффективным?
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух лису остановил.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
|
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, еже ли, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(И.А.Крылов)
Задание 4. Прочитайте текст. Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый жест?
Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.
(А.Н.Толстой)
Задание 5. Прочитайте текст. Какие невербальные средства указывают на резкое изменение состояния тонкого? Объясните значение каждого невербального сигнала, описанного автором.
– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею... служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну а ты как? Небось уже статский? А?
– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый, – Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, наморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.
|
– Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства вдруг в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
(А.П.Чехов)
Тема 4. Вербальные средства общения
Вопросы:
1. Виды вербальных средств общения.
2. Письменная речь.
3. Устная речь.
Задания
Задание 1. Какие утверждения правильные?
1. Устная речь эффективнее письменной.
2. Письменная речь эффективнее устной.
3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно
одинакова.
4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.
5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.
Задание 2. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.
Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление
должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести – не лапти плести.
1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая – что стрелять не целясь. 8. Оговорка – не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.
|
Задание 3. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей.
Образец. Нам нужна демократия. – Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия – это то, в чем нуждается наше общество.
1. Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать активную позицию. 6. Обществу необходима доброта.
Задание 4. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.