Зачетная работа
Слушателя курсов повышения квалификации педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
по ДПП «Реализация требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
(21.05-13.06. 2018 г.
Фрагмент адаптированной основной образовательной программы для обучающихся
с ТНР (вариант 5.2): Программа коррекционной работы
Выполнил:
Михеева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, I кк
МКОУ Бирюченская ООШ
Таловский район
miheeva.natalya.71@mail.ru
стаж работы – 28 лет
Проверил:
Неделина С.В.. к.п.н.,
доцент кафедры ФК,ОБЖиВТ
Воронеж,2018
Программа коррекционной работы
Общие положения
В условиях модернизации системы образования, забота о психологической безопасности, здоровье обучающихся, создании комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды школы, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.
Программа коррекционной работы МКОУ Бирюченской ООШ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого- медико-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Данная программа позволяет оказать помощь родителям (законным представителям), учителям и администрации МКОУ Бирюченской ООШ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также способствует созданию в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов школы. Она имеет дополнительную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ТНР и оказание помощи детям этой категории в освоении программы общего образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных- недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи- обучающимся данной категории с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии (психолого-педагогического консилиума);
· возможность освоения обучающимися программы общего образования и их интеграции в- образовательном учреждении, обществе.
Программа содержит:
· перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных- мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими программы общего образования;
· систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
· механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
· планируемые результаты коррекционной работы.
Цель программы
Программа направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; помощи специалистам школы и родителям (законным представителям) в процессе обучения и воспитания данной категории детей.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся с ТНР, в том числе, и обучение по индивидуальной программе, с использованием надомной, очной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
· своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными- возможностями здоровья;
· определение особых образовательных потребностей обучающихся ТНР;
· определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
· создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР общеобразовательной программы, и их интеграции в образовательном учреждении;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалиста образовательного учреждения;
· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим, социальным, логопедическим и другим вопросам;
· оказание консультативной и методической помощи учителям школы;
· создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения определяют следующие принципы:
· Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван- решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
· Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.- системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
· Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.
· Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
· Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения (классы, группы) для обучающихся с ОВЗ.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
· коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
· изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико- педагогической комиссии;
· комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
· выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;
· установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР;
· анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
· осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая работа включает:
· системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств;
· совершенствование коммуникативной деятельности;
· формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович);
· развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
· развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
· формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально- волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
· достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
Консультативная работа включает:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
· различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;
· проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1) Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является учѐт особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно- методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
2) Этап планирования, организации, координации (организационно - исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно - развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка.
4) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.