Манипулируют или оказывают воздействие?




Что такое манипуляция?

Манипуляция – это вид психологического воздействия, имеющий целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора, требующий искусности от манипулятора, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незамеченными, неосознанными. Слова, которые обычно характеризуют манипуляцию, чаще всего вызывают негативное впечатление: скрыто, неявно, обман, господство, управление, принуждение и т. д.
Известны случаи манипулирования, которые привели к гибели людей. Таким известнейшим примером служат речи А. Гитлера, посредством которых он манипулировал сознанием немцев, стимулируя антисемитскую деятельность. Примером пугающего манипулирования, приведшего к массовому самоубийству, может служить и трагическое происшествие в США в 1978 г. Пастор Храма Людей Джим Джонс, предчувствуя скорый арест за жестокое обращение с прихожанами, убедил своих приверженцев покончить с собой. Яд выпил и сам Джим Джонс, и еще 914 человек, среди которых было 216 детей.

Манипулируют или оказывают воздействие?

Есть тенденция считать манипуляцию одним из видов воздействия. Однако манипулирование – многомерный процесс, включающий разные категории: воздействия, убеждения, внушения, подчинения, управления, контроля. Поэтому различие между манипуляцией и воздействием можно выразить афористично: всякая манипуляция это воздействие, но не всякое воздействие –манипуляция.

Для наглядности в таблице можно увидеть некоторые отличия одного от другого.

Манипуляция   Чаще всего нежелательна для адресата, «иллюзия самостоятельности»   Для исхода общения неважно согласие Адресата   Автор программирует действия адресата, придумывает за него цели, которым адресат должен следовать   Высказывание строится так, чтобы истинные цели автора были неизвестны адресату, скрываются не только интересы автора, но и сам факт наличия иных интересов, кроме провозглашаемых   Приводит к одностороннему выигрышу в общении, выгодно только для автора   Адресат не знает, чем закончится взаимодействие, или предполагает результат, отличный от реального   Адресат не в состоянии дать отчет своим поступкам, установкам, про- явившимся после манипулятивного типа общения Воздействие   Затрагивает/не затрагивает интересы адресата, «акт свободной воли»   Учитывает согласие адресата или отсутствие такового   Предоставляет возможность свободного, самостоятельного выбора     Адресату открыто сообщается то, что желает автор     Приносит выигрыш для обеих сторон взаимодействия   Адресат имеет представление о результате общения, сам к нему стремится     Адресат может толково объяснить причины своих действий, убеждений

 

Новые социальные реалии расставляют акценты на старых жизненных явлениях по-новому, меняется наша жизнь. В обществе возникают одни потребности, исчезают другие и на все эти изменения, конечно же, чутко реагируют СМИ. Если принять во внимание, что в какой-то степени перемены обусловлены и влиянием СМИ в том числе, то возникает заколдованный круг.

 

Наглядный пример манипуляции обществом. Операция «Буря в пустыне».
Отредактированный фрагмент кадра с иракскими пленными, опубликованный
советскими(слева)и американскими (справа)СМИ, в центре - оригинал фотографии.

Нужно признать, что манипулятивные приёмы постоянно совершенствуются и усложняются, эффективной массовой защиты от них не было и, пожалуй, не будет. Замечание о том, что нужно относиться ко всему критически, можно отнести к риторическим восклицаниям, ведь многие приёмы манипуляторов рассчитаны именно на то, что граница критического восприятия нарушена не будет.

Получается, что СМИ сами создают общественное мнение и определяют направление его развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: