Глава III. Направления развития механизма государственной поддержки малого предпринимательства




 

До настоящего времени в российской промышленности не создан единый организационно-экономический механизм регулирования малого бизнеса, представляющий собой взаимосвязанное сочетание различных форм и методов регулирования на всех уровнях, необходимо создание нормальных условий для развития малого промышленного предпринимательства. Это требует не только совершенствования Гражданского кодекса РФ, но и использования эффективных фискальных и налоговых механизмов регулирования деятельности малых предприятий.

В целом, требуется реализация комплекса мер, направленных на совершенствование лизинга. В первую очередь, необходимо включить в систему лизинга операции с недвижимостью на муниципальном уровне государственной структуры. С этой целью необходимо проводить оценку: нежилых помещений; неиспользуемых площадей промышленных предприятий; предприятий, не имеющих сбыта своей продукции, в том числе основных фондов, оставшихся от оборонной промышленности; оценку состояния долгостроя, замороженного строительства; убыточных и неплатежеспособных предприятий с целью передачи их для осуществления рентабельных предпринимательских проектов через отношения лизинга.

В условиях высокого риска необходимо также использовать гарантийные механизмы. В связи с этим, мы предлагаем на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Данный шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам, могло бы стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства.

Для обеспечения формирования и функционирования малых промышленных предприятий необходимо обеспечить их доступ к источникам финансирования и, в первую очередь, к коммерческим кредитам, т.к. этот источник во всем мире в общем объеме финансирования составляет от 30% до 70%. Доступность кредитов играет большее значение на ранних этапах развития предприятия, поэтому здесь должен решаться вопрос о проектном кредитовании.

Однако поставленную проблему невозможно решить только на уровне субъектов хозяйствования - в данном случае банков, небанковских организаций, кредитных союзов, лизинговых компаний. Проблема создается действующим банковским законодательством, в котором заложен общий (стандартный) подход к оценке заемщика, т.е. такой же, как для средних и крупных предприятий и организаций. Следовательно, решение проблемы предполагает комплекс мер по вертикали ЦБ РФ - коммерческие банки и небанковские (кредитные) организации.

Решение проблемы предполагает учет и отраслевых особенностей, а именно учет особенностей оборачиваемости и цикла развития промышленного капитала.

Предлагается внести изменения в 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» в части формирования резервов для малых промышленных предприятий, предусмотреть существенное снижение резервов в процентном отношении в случае предоставления реализуемого залога (не выше 5%). Страхование залога следует предусматривать только при необходимости. Особое внимание нужно уделить малым промышленным предприятиям, имеющим свою производственную базу, нематериальные активы (ноу-хау, изобретения, разработки), зарегистрированным до года. Необходимо предусмотреть также и дифференцированный подход в резервировании при пролонгации кредитов или при незначительных просрочках.

Методика анализа финансового состояния заемщика, процесс оформления и выдачи кредитов должен быть аналогичным экспресс-кредитованию, потребительскому кредитованию, особенно, если при этом присутствуют легко реализуемые залоги. Для этого необходимо сделать доступной информационную базу налоговых инспекций для банков, кредитующих малый бизнес.

Анализ существующих концепций налогообложения в России показал, что ни одна из них не может быть использована в качестве основополагающей и обеспечивающей решение сложнейших проблем развития экономики России. Вследствие этого остро необходимо дальнейшее совершенствование и упрощение существующей налоговой системы, путем расширения налоговых льгот и смягчения налогового бремени. Для развития промышленных предприятий малого бизнеса, прежде всего, следует внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на решение следующих задач:

· решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов малого бизнесадля дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации);

· снижение входного барьера в первые 9 месяцев функционирования для использования упрощенной системы налогообложения.

· отмена двойного (бухгалтерского и налогового) учета для субъектов малого бизнеса, существенное упрощение налоговой отчетности для всех категорий малого предпринимательства безотносительно к применяемому налоговому режиму (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения);

· перераспределение налоговых поступлений от малого бизнеса в пользу местного самоуправления, в том числе не менее 60% - в бюджеты муниципалитетов, причем регионы, при необходимости, должны иметь возможность увеличивать эту долю.

На наш взгляд, целесообразно внести изменения в сфере налогообложения малого бизнеса на случаи повышения образования сотрудников. В целях снижения налогового бремени следует затраты на повышение образования сотрудников относить к издержкам производства, а не к прибыли.

В сфере микрокредитования мы предлагаем не облагать налогами гранты, полученные от действующей в России организации, а также полностью вычитать пожертвования микрофинансовых институтов из облагаемого дохода. Необходимо внести изменение в законодательство о некоммерческих организациях в части определения микрокредитования как некоммерческой деятельности, с целью освобождения процентного дохода от налогообложения.

Для решения проблемы с производственными площадями для малых промышленных предприятий мы предлагаем закрепить законодательно их приобретение посредством специально проводимых конкурсов (а не аукционов, как это происходит в настоящее время) с льготными условиями участия в этих конкурсах субъектов малого бизнеса. Также необходимо позволить малым предприятиям производить оплату помещений в рассрочку. Следует определить и специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, вплоть до предоставления на безвозмездной основе производственных мощностей и объектов федеральной собственности, включая административные здания, с последующим возвращением средств в бюджеты различных уровней в виде налогов.

Исследования показывают необходимость установления права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малогобизнеса, внесшими в арендуемый объект 40% стоимости неотделимых улучшений, в приоритетном порядке, без аукционов и торгов, а также обеспечить (на уровне рамочного федерального закона) гарантии арендаторам против произвола со ставками аренды, которые имеют место на региональном и местных уровнях. Наряду с этим необходимо создать целевые фонды недвижимости, предназначенные для продажи субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В состав фондов должны быть включены: нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, помещения, отчуждаемые в процессе приватизации предприятий, объекты незавершенного строительства.

Вследствие повышающегося интереса зарубежных партнеров к российскому промышленному малому бизнесу необходимо создание нормативно-правовой базы для их нормального функционирования в системе субконтрактинга.

Целесообразно принятие следующих мер в целях снижения административных барьеров для развития малого бизнеса:

устранение материальной заинтересованности органов исполнительной власти в увеличении количества наложенных штрафов; запрещение оказания платных услуг органами государственного контроля; придание статуса государственных служащим с соответствующим повышением уровня оплаты; обеспечение защиты со стороны государства и адекватной ответственностью должностным лицам, наделенным полномочиями контроля. При этом необходимо также разработать единую тарифную сетку штрафов, при которых за одно и то же нарушение малое предприятие может быть оштрафовано только один раз, введение детализации размеров возможных штрафных санкций, с тем чтобы решение этого вопроса не зависело от конкретного чиновника.

Одной из основных проблем малого предпринимательства является ограниченность доступа к традиционным источникам финансирования. Банковская система, как показывает опыт, далеко не всегда оказывается способной в полной мере удовлетворить потребности малых предприятий в финансовых ресурсах, так как в силу ряда обстоятельств в большей мере ориентирована на работу со средними и крупными компаниями. На практике оказывается, что банки не всегда могут предложить финансовые продукты, которые оптимальны для малого бизнеса - для них более предпочтительна работа с клиентами, имеющими залоговое обеспечение и претендующих на относительно более крупные кредиты, в то время как подавляющее большинство малых предприятий не располагает существенными активами, которые могут служить подходящим для банков залогом. Представляется, что на сегодняшний день основными проблемами малого предпринимательства с точки зрения доступа к финансовым ресурсам для развития на сегодняшний день являются следующие:

· Возможность доступа к легальным источникам финансового капитала ограничена для большинства начинающих предприятий по причинам отсутствия требуемого специализированными кредитными организациями залогового обеспечения, отсутствия наработанной кредитной истории, оборотов по счетам и т.п. Опыт других стран показывает, что без создания дополнительных стимулов коммерческие банки крайне неохотно идут на контакт с представителями малого бизнеса.

· Предложение со стороны банковских кредитных институтов не вполне адекватно предъявляемому спросу на кредитные ресурсы со стороны малого бизнеса. Поскольку для банков работа с малым бизнесом означает довольно высокие издержки на обслуживание кредитов при увеличении числа кредитуемых и повышении рисков, они, если и кредитуют МП, то под значительный объем залога или поручительства третьих лиц, а также стремятся укрупнять кредит. В результате банковское кредитование остается недоступным мелкому предприятию и начинающему бизнесу. Развитие иных легальных источников финансирования в настоящее время не может удовлетворить реальный спрос на финансовые ресурсы со стороны малого предпринимательства.

· Сложности налаживания взаимодействия малого бизнеса и кредитных организаций, которые проявляются в ряде аспектов. С одной стороны, малый бизнес, прежде всего начинающий, недостаточно осведомлен о том, как можно получать кредиты (отсутствие знаний о составлении бизнес-плана и оформления отчетности по использованию кредитных ресурсов). Играют роль и «теневые» составляющие малого бизнеса, нежелание открывать подлинные финансовые показатели перед потенциальным кредитором, а зачастую - невозможность подтвердить наличие соответствующих оборотов (ведь «подпольная» бухгалтерия для банков по вполне очевидным причинам доказательством надежности не является). С другой стороны, сами банки и прочие кредитные организации, учитывая свои риски, изобретают достаточно сложные и длительные схемы получения кредитов.

Основные цели, на которые малым предприятиям необходимы финансовые ресурсы, можно сгруппировать в два основных класса:

1. Инвестиции, то есть вложения в основной капитал, приобретение основных средств. Для осуществления инвестиций, как правило, требуются либо значительные затраты собственных средств, что сопряжено с их отвлечением от профильной деятельности предприятия, либо долгосрочные кредитные ресурсы.

2. Пополнение оборотных средств, то есть увеличение капитала, участвующего в закупке ресурсов/товаров, необходимых для производства/продажи.

Базовым источником кредитных ресурсов в условиях рыночной экономики является рынок финансовых услуг. Однако на современном этапе развития рыночных финансовых институтов в России очевидна их неготовность обеспечить достаточный доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам. Таким образом, в настоящее время на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и ее неспособностью в достаточной мере обеспечить развитие малого предпринимательства. При этом обеспечение доступа предпринимателей к кредитам является необходимым условием не только для поддержки существующего сектора малого предпринимательства и вывода его из «тени», но и для стимулирования появления новых компаний. Вместе с тем нельзя не отметить и положительные тенденции сближения малого бизнеса и банковского сектора, наметившиеся в последние два года. Этому способствует ряд объективных тенденций. Так, растет объем свободных ресурсов, которыми располагают банки, в первую очередь за счет активизации привлечения среднесрочных рублевых депозитов от населения. Одновременно с этим уменьшается число крупных предприятий и холдингов, обслуживаемых в российских банках. Все большее их число выбирает представительства иностранных банков, рассчитывая на привлечение дешевых кредитных ресурсов, выход на международные рынки капитала и более привлекательный сервис. Сочетание этих факторов наряду с другими существенными условиями вызывает «выдавливание» российских банков из сектора крупных и средних предприятий в сектор малых, микропредприятий и нишу потребительского кредитования. По мнению Центрального Банка РФ, данные тенденции сохранятся в ближайшие 2-3 года и будут определять направленность реформирования российской банковской системы.

При этом, очевидно, что решение указанных проблем фактически невозможно без участия государства, без его активного вмешательства в процессы поддержки малого бизнеса. При этом в системе поддержки важна комплексность, то есть ориентация на минимизацию отрицательного влияния на развитие сектора малого предпринимательства всех наиболее существенных его проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По работе можно сделать следующие выводы.

Значение развития малого и среднего предпринимательства для России очевидно. Во-первых, этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Его развитие является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые и средние предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.

Во-вторых, наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.

В-третьих, в результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.

Существуют прогнозы, что в России малые предприятия будут создавать к концу первого десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится к 60 % как в развитых странах. При этом число занятых в этом секторе экономики может достигнуть более 50 млн. человек. Малое и среднее предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.

Среди наиболее перспективных форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса с учетом зарубежного опыта государственного вмешательства в экономику, направленного на стимулирование развития малого и микропредпринимательства, следует выделить следующие механизмы:

1. Выдача гарантий по банковским кредитам для малых предприятий.

Ограничение отсутствия стартового капитала и ликвидного имущественного обеспечения для получения кредитных ресурсов в значительной мере определяет низкий интерес традиционных кредитных институтов (банков) к сектору малого предпринимательства. Государство имеет возможность использования бюджетных средств для поддержки сектора малого предпринимательства - при этом одним из наиболее эффективных механизмов в данном случае может стать гарантирование кредитов, выдаваемых банками субъектам малого предпринимательства. Указанный механизм способен снизить кредитные риски для банковских организаций и существенно расширить спектр потенциальных источников заимствования для малых предприятий. В частности, банки с опытом выдачи потребительских кредитов, обладающие развитой сетью филиалов, могут проявить существенный интерес к кредитованию малых предприятий при условии снижения кредитных рисков, так как имеют опыт предоставления небольших по объему займов и работы со значительным числом клиентов. Использование механизма гарантирования кредитов для малого бизнеса при этом во многом выглядит предпочтительнее ряда других механизмов финансовой поддержки - в первую очередь за счет того, что привлекает в сферу финансирования внебюджетные средства.

2. Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.

Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам также следует отнести к механизмам прямого государственного участия в финансовой поддержке малого предпринимательства. Основная цель данного механизма - повысить доступность банковских ресурсов для малого предпринимательства - часть процентных платежей по кредитам компенсируется государством, что делает этот источник заимствования сравнительно более дешевым для представителей малого бизнеса. Недостатком данного механизма является необходимость привлечения значительного объема бюджетных средств, тщательного отбора претендентов на получение кредитов с компенсацией части процентных платежей по кредиту, а также несколько «нерыночный», дестимулирующий характер воздействия указанного механизма на экономическую активность малых предприятий.

3. Стимулирование развития рынка лизинга.

Лизинг является одним из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Механизм лизинга позволяет малым предприятиям, которые зачастую не имеют достаточных для модернизации производства финансовых средств, осуществлять инвестиции без необходимости получения кредита или масштабного отвлечения собственных средств от профильной деятельности предприятия. При этом значительным фактором является то, что лизинговые платежи распределяются, как правило, на большую часть времени использования приобретаемого оборудования. Таким образом, предприятие имеет возможность выплачивать сумму кредита по мере поступления доходов, получаемых с использования приобретенного в лизинг оборудования.

4. Стимулирование развития рынка венчурного финансирования.

Данный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства в первую очередь актуален для сегмента инновационного предпринимательства. Зарубежный опыт демонстрирует значительный потенциал венчурных фондов в финансировании инновационного бизнеса. В то же время, с точки зрения качественного, структурного аспекта развития малого предпринимательства, этот сегмент обладает исключительной важностью, так как во многом определяет технологическую оснащенность экономики, а следовательно, и конкурентоспособность государства в целом.

В формировании рынка венчурного финансирования на ранних этапах активное государственное участие является практически необходимым. Такое участие должно главным образом проявляться в виде стимулирования активности в данной сфере. Улучшение условий для развития венчурного финансирования должно в первую очередь проявляться в институциональном оформлении рынка - совершенствовании законодательного регулирования, создании специализированных органов исполнительной власти с функциями регулятора указанного рынка.

5. Стимулирование развития микрофинансирования.

Микрофинансовые услуги в первую очередь призваны удовлетворять потребности в финансовых ресурсах малых предприятий, не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками. Как показывает мировой опыт, микрофинансовые программы являются эффективным инструментом расширения доступа малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей и так называемых «малоимущих активных социальных групп» к финансовым услугам.

Микрофинансирование является одним из наиболее «рыночных» механизмов поддержки малого бизнеса - для создания микрофинансовой организации требуются инвестиции (в том числе и государственные, т.к. государство прямо заинтересовано в развитии рыночного кредитования малого бизнеса), однако опыт развития микрофинансирования показывает, что эта деятельность может быть самоокупаемой, а следовательно, коммерчески выгодной. Микрофинансирование оказывается выгодной формой коммерческой деятельности в том случае, если организация концентрирует свою активность в секторе малого предпринимательства и по мере накопления опыта работы начинает использовать эффект экономии на масштабе оказываемых услуг. Задача государства в данной ситуации - стимулирование и активное участие в создании новых организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, а также улучшение правового пространства для их деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации с дополнениями от от 30.12.2006 № 6-ФКЗ

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 10.01.2006 № 18-ФЗ

. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

. ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 22 января 2008 года - https://econom.midural.ru/business/portal/424/

. Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства

6. Абрютина, М.С. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности российских компаний // Финансовый менеджмент.-2006.-№ 6. - С. 28-34.

. Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыденнова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности/ Осенний кризис 1998 г.: российское общество до и после. - М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.

. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. - М.: Анкил, 2000.

. Агурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. - М.: Анкил, 2000.

10. Алтухов П.Л. Дорога, выстланная в рай...: Холдинговые структуры: современные аспекты создания и управления / П. Л. Алтухов // Российское предпринимательство. - 2006.- № 5. - С. 58-62.

11. Андреев В.К. Правовые проблемы малого предпринимательства. - М.: Экзамен, 2001.

. Антал Сабо. Особенности развития предпринимательства в малых и средних предприятиях в странах с переходной экономикой. Economic Commission for Europe, 1999 г.

13. Бокун, Н.Ч. Исследование взаимосвязи теневой экономики и инфляционных процессов / Н.Ч. Бокун // Вопросы статистики. - 2006. - № 11. - С. 13-18.

14. Бреев Б.Д. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств: Working Paper # WR /98/044/ Рос. АН, Центр

15. Бузгалин, А., Колганов, А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Вопросы экономики.-2006.-№ 3. - С. 126-141.

. Васильев В.Н. Знай «как» и спи спокойно: Технологическая устойчивость предприятия / В.Н. Васильев // Российское предпринимательство. - 2006.- № 4. - С. 26-32.

. Валлерстайн, И. Экология и экономика в глобальном контексте / И. Валлерстайн; Перевод с английского И. Болдырева // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 95-103.

. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008гг.

19. Гнилитская Е.В. О, дайте стимулу свободу: Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства / Е. В. Гнилитская // Российское предпринимательство. - 2006.- № 4. - С. 26-32.

. Гришина, Ольга. и др. Большие средства для малого бизнеса/Гришина, Ольга.,Мурзина, Алена.,Самиев, Павел. // Эксперт.-2006.-№ 15. - С. 42-45.

. Гусев С.А. Главное - планово вложить: Инвестиционное планирование как инструмент реализации стратегических целей фирмы / С.А. Гусев, А.В. Юдин // Российское предпринимательство. - 2006.- № 7. - С. 97-100

. Давыдянц Д.Е., Белолапенко Ю.В. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на основе кредитов банков: теория, практика, эффективность. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005.

23. Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий / А. Дадашев, Д. Мешкова // Экономист. - 2006.- № 6. - С. 55-61.

. Демидов А.В.. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в современных условиях (диссертация на соискание ученой степени к.э.н.), РАГС, Москва, 2007. - с. 23.

25. Доброва К.Б. Изменяя, думай о будущем: технологии внутрикорпоративного управления при трансформации предприятий / К. Б. Доброва // Российское предпринимательство. - 2006.- № 3. - С. 76-81.

. Ермолина И.В. Роль современной банковской системы в финансировании малых промышленных и инновационных предприятий// Предпринимательство. - 2007. - №3.

27. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики.-2006.-№ 10. - С. 19-40.

. Капралова, Н.Л., Карасева, Л.А. Челночный бизнес в российской экономике: роль и оценка масштабов // Экономический журнал Высшей школы экономики.-2006.-№ 3. - С. 400-411.

. Кардаш Е. Анализ результатов экспресс - опроса представителей Новосибирского бизнес -сообщества, 2003. (https://cip.nsk.su/e_events/03phil/opros.html)

. Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству // Законодательство и экономика. - 2006. - № 11.

31. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. - Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2006. - 68 с.

. Кочетков С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий / С. Кочетков // Экономист. - 2006.- № 5. - С. 34-38.

. Кравченко К.А. Больше - не значит лучше: Условия проектирования современной системы управления крупными компаниями / К. А. Кравченко // Российское предпринимательство. - 2006.- № 7. - С. 19-23.

. Курбатов, А. Защита прав предпринимателей в отношениях с государством // Хозяйство и право.-2006.-№ 10. - С. 87-96.

. Ларичева, З.М., Стрелкова, Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. - С. 38-43.

36. Лушпинин, К.В. Понятия, характеризующие функционирование микроэкономической системы предприятия / К.В. Лушпинин // Управление современной организацией: сб. науч. тр. - Саратов: СГСЭУ, 2006.

37. Худилайнен, М.И. Никитина, Л.Н. Становление малого бизнеса// Инновации.- №9. - 2006. СПб. - с.69-77.

38. Экономические проблемы труда в России: сборник научных статей аспирантов, магистров, бакалавров / Саратовский государственный технический университет; под ред. С.Г. Землянухина - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2006 - 148 с.

. Яковлев А.А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России / А.А. Яковлев // Вопросы статистики. - 2006.- № 5. - С. 25-32.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: