Психоэмоциональное состояние занимает важное место в характеристике образа жизни и во влиянии на здоровье обследуемых. Психоэмоциональное состояние включает характер сложившихся взаимоотношений между членами семьи, наличие или отсутствие внутрисемейных конфликтов, степень соблюдения определенных традиций. В целом психоэмоциональное состояние оценивается уровнем удовлетворенности сложившегося в семье микроклимата. Следует учитывать, что на психоэмоциональное состояние семей оказывает также степень удовлетворенности материально-бытовыми условиями. Полученные данные показали, что в целом в большинстве обследованных семей имеет место хорошее (28–32%) и удовлетворительное (49–53%) психоэмоциональное состояние их членов. В семьях с неудовлетворительным психоэмоциональным состоянием отмечены частые и трудноразрешимые конфликтные ситуации, которые, как правило, были обусловлены неудовлетворительными материально-бытовыми условиями, разногласиями по воспитанию детей и внуков, злоупотреблением спиртными напитками, наличием вредных привычек, тяжелыми переживаниями. Выявлено, что с увеличением возраста удельный вес лиц, отмечающих наличие трудноразрешимых конфликтных ситуаций, заметно сокращается с 21–23% в возрасте 30–40 лет до 18–19% в возрасте 40–50 лет и до 16–17% в возрастной группе 50–60 лет и старше. Обращает на себя внимание, что между состоянием здоровья и психоэмоциональным состоянием установлена прямая корреляционная зависимость (r = + 0,328; m = ± 0,05; р < 0,01). Использование регрессионного анализа позволило получить данные о взаимосвязи медико-биологических и социальных факторов и морфофункционального состояния детей и подростков. Получены следующие стандартизированные коэффициенты регрессии: прием лекарств матерью во время беременности (0,36), порядковый номер родов (–0,27), состав семьи (0,27), образование отца (0,25), конфликтная семейная обстановка (0,24) [32].
|
Учитывая значимую роль психоэмоционального состояния на здоровье человека, были проанализированы причины, оказывающие позитивное влияние на формирование положительного психоэмоционального статуса.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что подавляющее большинство обследованных среди факторов, способствующих формированию положительного психоэмоционального статуса, выделяют наличие гарантированного рабочего места (80–84%), материальный достаток (78–80%), хорошие жилищные условия (70–74%) и доброжелательные взаимоотношения между членами семьи (64–68%), отсутствие конфликтов в семье (52–56%), удовлетворенность отдыхом (44–48%). Детальное изучение ответов респондентов выявило существенные различия между мужчинами и женщинами в ранговом распределении названных выше причин, оказывающих позитивное влияние на психоэмоциональное состояние. Так, если мужчины на первое место поставили гарантированность работы и доброжелательные взаимоотношения между членами семьи, то женщины — материальный достаток и хорошие жилищные условия. Для более старших респондентов повышается ценность сохранения здоровья членами семьи, наличие в семье доброжелательных взаимоотношений и отсутствие конфликтных ситуаций. В целом респонденты называли 2–3 причины, способствующие положительному психоэмоциональному климату в семье.
|
Медицинская активность
Особое место среди характеристик образа жизни занимает медицинская активность, которая оказывает самое непосредственное влияние на здоровье, поэтому при осуществлении профилактической работы среди населения главное внимание должно быть уделено воспитанию позитивных привычек и устранению негативного отношения к этой необходимости. Медицинская активность включает своевременные посещения врача с лечебной и профилактической целями, выполнение рекомендаций медицинского персонала, избавление от вредных привычек, повышение уровня медицинской грамотности, своей и окружающих. Медицинская активность включает в себя такие формы медицинского поведения, как отношение человека к питанию, занятиям физкультурой и спортом, к употреблению алкоголя, курению, к поддержанию в норме массы своего тела, к необходимости обращения к врачу в случае заболевания, проведению профилактического обследования, соблюдению гигиенических норм, режима дня и другие признаки.
Перечисленные проявления медицинской активности человека зависят во многом от общего уровня культуры, образования, психологической установки, условий жизни, благосостояния, состояния здравоохранения и других факторов.
Среди факторов образа жизни, характеризующих медицинскую активность и самое непосредственное влияние на здоровье, ведущее место принадлежит уровню медицинской грамотности. Прежде всего он проявляется в наличии или отсутствии интереса к медицинской информации, к желанию получения знаний о влиянии факторов риска на здоровье, о возможностях и технологиях по его сохранению. Особое место в повышении уровня медицинской грамотности занимает чтение медицинской литературы, просмотр соответствующих телепередач, посещение лекций и бесед, проводимых медицинскими работниками, поскольку все они дают информацию о здоровье, о факторах риска и методах их нивелирования [20, 27, 28, 38–40]. Полученные данные свидетельствуют, что только 27–38 человек из 100 стремятся получить подобную информацию. Среди пациентов, имеющих хроническую патологию и состоящих под диспансерным наблюдением, этот показатель выше (65–70 человек из 100 опрошенных).
|
Обращает на себя внимание тот факт, что повышенный интерес населения к получению медицинских знаний, как правило, связан с состоянием их здоровья. Пациенты с хроническими заболеваниями достоверно в 2 раза чаще читают медицинскую литературу в сравнении с лицами, не имеющими хронического заболевания. Установлено, что из каждых 100 респондентов, повышающих уровень медицинской грамотности, читают научно-популярную медицинскую литературу 68,1 человек, изучают специальную медицинскую литературу 9,4 человека, смотрят специальные телевизионные программы 41,6 человек, регулярно слушают радиопередачи на медицинские темы 15,2 человека, беседуют с врачом 11,2 человека, а слушают лекции специалистов по наиболее актуальным проблемам медицины лишь 1,6 человек. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделения большего внимания санитарнопросветительской работе, способствующей пробуждению интереса к научно-популярной литературе, видео- и аудиопродукции, телепередачам на медицинские темы, направленным на сохранение здоровья населения.
Медицинская грамотность в значительной мере определяет медицинское поведение. Важнейшим его проявлением является отношение к необходимости посещения врача с лечебной и профилактической целями, к готовности выполнять советы и рекомендации специалиста. Результаты исследования показали, что наиболее частым поводом для обращения к врачу является заболевание, однако в первый день обращается лишь 24– 32% заболевших. Кроме заболевания поводом обращения к врачу у каждого второго респондента является оформление различных медицинских документов (листка нетрудоспособности, различных справок, санаторнокурортной карты и т. д.). Обращает на себя внимание, что 24–30% населения трудоспособного возраста самостоятельно инициируют проверку своего здоровья, но при этом лишь 10–12% считает необходимым обратиться к врачу за получением совета по его сохранению. Установлено, что даже в тех случаях, когда пациенты имели хроническое заболевание и состояли на диспансерном учете, только 64–68% из них посещали врача регулярно.
Известно, что полноценный ночной отдых восстанавливает душевные и физические силы организма. Однако результаты исследования свидетельствуют, что лишь 10–18% взрослого населения имеют достаточную продолжительность ночного сна. Значительная часть респондентов указывает на более низкую продолжительность ночного отдыха: у 34–42% населения длительность ночного сна составляет менее 6 ч.
Помимо длительности ночного сна важной характеристикой ночного отдыха является степень удовлетворенности им. Установлено, что 42–58% населения удовлетворены своим сном и его продолжительностью, однако среди женщин таковых достоверно в 1,4–1,8 раза выше, чем среди мужчин. Для нормализации сна женщины в сравнении с мужчинами чаще в 2,0–2,5 раза употребляют лекарственные препараты против бессонницы. Снижается продолжительность ночного сна и у подростков. Отход ко сну у школьников чаще происходит в 22:00–23:00 (45,9%), реже в 23:00–24:00 (35,6%), еще реже в 00:00–01:00 (11,5%). Наиболее часто отход ко сну у студентов происходит в 23:00–24:00 (60,7%), реже в 00:00–01:00 (34,1%). Такое позднее время отхода ко сну снижает время ночного сна у школьников до 431,0 ± 70, мин (в среднем 7 ч), у студентов — до 402,7 ± 89,5 мин (в среднем 6,5 ч) [41, 42].
Одним из последствий сложившегося типа поведения человека, его образа жизни (характера питания, отношения к двигательной активности) является степень соответствия имеющегося веса его оптимальному значению, поскольку несоответствие массы тела нормальному значению (как избыток, так и недостаток массы тела) может способствовать возникновению различных заболеваний. Установлено, что за своим весом следят чуть менее половины 42–48% опрошенных, причем женщины в сравнении с мужчинами делают это достоверно в 1,5–2,0 раза чаще. При анализе причин, вынуждающих следить за весом, выявлено, что основным побудительным моментом, заставляющим контролировать свой вес, у пациентов, имеющих хронические заболевания, является ухудшение состояния здоровья (20–32%), а в группе лиц, не имеющих хронических заболеваний, стремление сохранить стройную фигуру (22–32%), причем у молодых достоверно чаще, чем у лиц более старшего возраста. Отмечено, что лишь 25–37% лиц с избыточным весом стремятся использовать различные методы для его нормализации, что свидетельствует о наличии низкой медицинской активности у значительной части населения. Результаты опроса показали, что среди опрошенных, следующих советам врача, достоверно (р < 0,05) больше в 1,5 раза тех, кто следит за своим весом. Как правило, в качестве меры, способствующей нормализации массы тела, используется изменение образа жизни, в том числе изменение питания и активное внедрение в повседневный быт двигательной активности. Изучение характера питания в одном из экспериментов показало, что 52–58% взрослого населения нарушают режим питания, в том числе у 34–38% опрошенных имеет место нерегулярный прием пищи, у 26–34% он сокращен в течение дня до двух раз, у 23–28% — прием избыточного количества мучных продуктов, соли, копченостей, сладостей и других продуктов. Сравнительный анализ выявил, что среди лиц с хроническими заболеваниями достоверно (р < 0,05) в 1,9–2,4 раза больше лиц с различными нарушениями питания, чем среди опрошенных, не имеющих хронических заболеваний.
В случае недостаточной двигательной активности, как правило, имеет место не только появление избыточной массы тела, но и застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию нарушений со стороны репродуктивных органов, ухудшению других показателей здоровья (r = – 0,418; m = ± 0,0022; р < 0,0001). Полученные
данные свидетельствуют, что значительная часть населения (74–82%) ведет малоподвижный образ жизни, причем женщин среди них достоверно (р < 0,05) в 1,5–2,0 раза больше, чем мужчин.
К одному из важнейших аспектов образа жизни, характеризующих медицинское поведение населения и оказывающих самое непосредственное влияние на здоровье, относится курение. Установлено, что удельный вес курящих среди остального населения колеблется от 28 до 43%. Более половины из числа «курильщиков» (54–62%) выкуривают в сутки до 20 сигарет и имеют стаж курения 5–10 лет, составляя группу со средним уровнем интенсивности курения. Кроме того, рядом с курящими находится 21–37% населения (пассивное курение). В целом с учетом активного и пассивного курения значительная часть населения были отнесены к группе риска, что влечет ухудшение здоровья, особенно подрастающего поколения. Анкетирование по поведенческим факторам риска среди школьников позволило установить, что в настоящее время среди 15-летних подростков регулярно курят 12,7% девушек и 15,1% юношей, пробовали курить 54,6% девушек и 48,1% юношей. Наиболее распространенный возраст начала курения среди юношей — 14 лет, среди девушек — 13 лет, самый ранний возраст составил 6 и 8 лет соответственно. Об употреблении алкоголя 1 раз в месяц и реже указали 32,0% юношей и 29,1% девушек, совсем не употребляют алкоголь 64,1% опрошенных юношей и 58,1% девушек. Анализ распространенности вредных привычек среди подростков и молодежи показывает, что образ жизни мальчиков и девочек практически не различается и девочки подвержены влиянию негативных поведенческих факторов наравне с мальчиками. Получены статистически значимые связи между снижением силы кистей рук и частотой курения (r = – 0,74; p < 0,05), возрастом, в котором начато курение (r = – 0,33; p < 0,05), временем, проводимым за компьютером (r = – 0,39; p < 0,05) и занятиями спортом (r = 0,34; р < 0,05)
Анализ результатов исследований, проведенных на кафедре общественного здоровья и здравоохранения РНИМУ им. Н. И. Пирогова, позволил дать комплексную оценку медицинской активности населения. В зависимости от полученной суммы баллов обследованные были распределены на три группы по уровню выраженности изученных критериев. Большинство обследованных лиц трудоспособного возраста (53–57%) относятся к группе со средним уровнем выраженности изученных показателей, каждый четвертый-пятый обследованный (22–26%) вошел в группу с преимущественно неблагоприятными значениями перечисленных выше факторов, лишь каждый пятый (18–22%) респондент имел благоприятные показатели не менее чем по 70% изученных факторов. Учитывая значимость медицинской активности на состояние показателей здоровья населения, при разработке оздоровительных программ необходимо акцентировать внимание на формирование у населения более активной медицинской позиции. Тем более, что среди указанных критериев преобладают такие, выполнение которых зависит только от желания и убежденности самих пациентов в необходимости сохранения своего здоровья.
В связи с этим программа медико-социальной реабилитации должна включать в первую очередь меры воздействия на управляемые факторы образа жизни, а при ее реализации следует обучать пациентов активизированию позитивных и нивелированию негативных составляющих своей медицинской активности. Важны сочетание убежденности лиц, принимающих решения по изменению внимания к своему здоровью и здоровью окружающих, и активной роли государства и системы здравоохранения в ориентации населения на укрепление своего здоровья, а также достаточное ресурсное обеспечение для осуществления различных оздоровительных мероприятий. Повышение медицинской грамотности — залог успешной работы с пациентами по изменению их образа жизни. Оно позволит устранить в поведении человека вредные привычки и обратить большее внимание на благоприятные для здоровья особенности образа жизни. Формирование стремления к здоровому образу жизни должно стать базой профилактических программ, стержнем стратегии по охране и укреплению здоровья. Полученные результаты свидетельствуют о достоверном повышении медицинской активности среди населения и уровня медицинской грамотности (коэффициент корреляции между указанными признаками: r = – 0,523; m = ± 0,0024; р < 0,0001).
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения, указывается в «Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития...» п2. Развитие здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.
Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:
конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;
совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;
планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий.
Вторая задача - модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;
введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;
введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;
установление единых требований к определению размера взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;
поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;
создание системы управления качеством медицинской помощи;
формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.
Третья задача - повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:
обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;
совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;
оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;
обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;
развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;
разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;
развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;
обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;
увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;
расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;
совершенствование механизмов участия государственных медицинских учреждений, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, в обязательном медицинском страховании и реализации государственных гарантий;
использование проектного метода для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;
оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала.
Четвертая задача - улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:
повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;
обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;
(О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов см. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865).
совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.
Пятая задача - информатизация системы здравоохранения, в том числе:
развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;
создание медицинского информационного и образовательного ресурса.
(Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года).
Шестая задача - развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:
формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;
стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории Российской Федерации;
обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.
Седьмая задача - совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:
пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
(Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 N 1873-р утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года).
формирование культуры здорового питания населения;
обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Восьмая задача - реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009 - 2012 годы), основными направлениями которого являются:
оказание профилактической помощи населению;
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;
совершенствование службы крови.
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения.
Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.
Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008 - 2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2 - 5,5 процента (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10 - 11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рычагом для профилактики является воспитание гигиенических навыков и санитарное просвещение, осуществление которого возлагается на медицинских работников различного уровня. Сюда можно включить беседы у постели пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и в семьях, тематические лекции, наглядные средства массовой информации, демонстрации специально подготовленных фильмов, организацию тематических радио- и телепередач. В основу воспитания гигиенических навыков заложено конкретное воплощение различных гигиенических, профилактических программ. Отечественное здравоохранение обладает достаточными ресурсами для выполнения задач профилактической медицины. Залогом сохранения жизни и здоровья граждан России является профилактическая модель современного здравоохранения, направленная на предупреждение развития заболеваний в период от младенчества до пожилого и старческого возраста, увеличение продолжительности жизни населения, формирование установок к здоровому образу жизни и создание безопасных условий окружающей среды, воспитания и обучения, профессиональной деятельности.
Литература
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития...