«Геометрические фигуры»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.
Задачи:
- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Закреплять представления о понятии «четырехугольники».
- Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
- Развивать слуховое восприятие.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости!
Дети: Лисенок и еженок!
Педагог: Лисенок что-то грустный, плачет… Что случилось у тебя, Лисенок?
Лисенок: Мы заблудились! Шли к другу Зайцу в гости и потерялись! Знаю только, что около его дома растут фруктовые деревья – вот такой формы (очерчивает в воздухе круг)
Для начала, давай вместе с ребятами узнаем, какие бывают геометрические фигуры. А для этого позвольте загадать вам загадки. Ребята, а вы любите загадки?
Дети: да!
Педагог: Загадки.
1 загадка:
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
Не медаль, не блинок,
Не осиновый листок
Вы подумайте друзья
И скажите Кто же я? (круг).
Педагог вешает картину с изображением круга. Предлагает детям взять круг и обследовать его, предлагает его покатать.
2 загадка:
Три мои стороны, могут разной быть длины.
Где стороны встречаются - угол получается.
Что же вышло посмотри! Ведь углов то тоже три.
Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)
Педагог вешает на доску картинку с изображением треугольника. Предлагает детям обследовать треугольник.
Молодцы! Слушайте дальше.
3 загадка:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
Фигура знакома для многих ребят,
Его вы узнали ведь это…. (квадрат)
Педагог вешает на доску картинку с изображением квадрата. Далее предлагает детям обследовать квадрат.
4 загадка:
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? (прямоугольник).
Педагог вешает на доску картинку с изображением прямоугольника. Предлагает его обследовать.
5 загадка:
Мальчик круг нарисовал – убежал,
Тут слоненок проходил - наступил
И из круга получился… овал!
Педагог вешает на доску картинку с изображением овала. Предлагает его обследовать.
Педагог: Молодцы ребята и зверята! Теперь лисенок и еженок, вы знаете, какие бывают фигуры. И с легкостью отыщите дом зайчонка. Ну а мы с ребятами предлагаем вам, поиграть с нами в игру, которая называется
«Угадай, какая фигура спряталась?».
Педагог располагает фигуры по всей доске, затем просит детей закрыть глаза, и прячет одну фигуру, дети открывают глаза и отгадывают, какая фигура спряталась (игра повторяется 2-3 раза).
Зверята: Ребята, с вами очень хорошо и весело, но нам пора идти к Зайцу. Теперь мы знаем, благодаря вам, что у его дома растут деревья похожие на круг. Теперь мы ни за что не заблудимся. Спасибо!
Педагог: Передавай от нас Зайчику привет. До свидания.
Что-то мы с вами засиделись, давайте немного подвигаемся. Игра танец «Шарики с горохом, рисом и крупой».
Педагог: Я предлагаю продолжить играть и следующая игра «Что лежит в мешочке?»
Материал. Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)
Ход игры. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у педагога. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения педагог помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Педагог: Предлагаю новую игру «Найди свой домик».
Педагог кладёт на ковёр три обруча: в один обруч кладёт круг, в другой - квадрат, в третий - треугольник, в четвертый – овал, в пятый – прямоугольник. Раздаёт детям круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники). Обручи – это ваши домики; у кого в руке круг, у тех домик - обруч с кругом, обруч с квадратом - это дом тех, у кого в руках квадрат, а обруч с треугольником - это дом тех, у кого в руках- треугольник и т.д. Пока звучит музыка, вы гуляете, как только музыка перестает звучать, каждый бежит в свой домик.
Педагог: Ух, ребята, что-то я совсем устала, а вы?
Дети: (высказывают свое мнение).
Педагог: Давайте присядем за столы и разомнем наши ручки. Пальчиковая игра с помощью массажного мячика.
«Мячик»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч катаем между рук.
(Движения соответствуют тексту)
Педагог: Молодцы ребята, размяли ручки и вот новая игра.
«Фотоаппараты»
Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины.
Ход игры: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), педагог показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» - зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.
Педагог: А теперь пришла пора прощаться.
Игра «Прощание»
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».