ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ




ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Уважаемые коллеги!

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с Положением об Управлении является территориальным органом Службы и осуществляет отдельные ее функции на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Одним из направлений деятельности Управления является осуществление федерального государственного экологического надзора.

Данная функция Управлением осуществляется в соответствии с ч. 6 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на объектах хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, которые определяются на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев. Данные критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Экологический контроль это важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления. И именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов к исполнению экологических требований.

Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в пределах своей компетенции в рамках:

- федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственного земельного надзора;

- государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

- государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

- федерального государственного лесного надзора на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- государственного надзора в области обращения с отходами.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством:

- организации и проведения проверок;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения требований законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

- рейдовые осмотры.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований законодательства РФ, в том числе и требований установленных законодательством КЧР, а также муниципальных правовых актов.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Данные административные регламенты размещены на официальном сайте Управления в сети «Интернет».

Помимо плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок нашим Управлением в установленной сфере деятельности проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так называемые рейдовые проверки, а также осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

За истекший период 2018 года Управлением в ходе рейдовых осмотров выявлялись места несанкционированного размещения отходов. Ведется работа по понуждению к ликвидации этих свалок.

В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.11.2017 Управлением проведены мероприятия по выявлению и пресечению деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов на территории республики совместно с сотрудниками МВД по КЧР и Управлением Роспотребнадзора по КЧР.

В результате проведено 13 контрольно-надзорных мероприятий, проверено 47 автотранспортных средств, проверен один полигон ТБО.

Выявлено 11 административных правонарушений, возбуждено также 11 дел об административных правонарушениях. Вынесено 7 постановлений о назначении административного наказания. Остальные возбужденные дела направлены в суд для рассмотрения по подведомственности по ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). В итоге суд постановил привлечь к административной ответственности виновных лиц.

Кроме того, Управлением в текущем году по фактам нарушений законодательства в области обращения с отходами, рассмотрено 24 административных дела. Виновные лица привлечены к административной ответственности. По всем выявленным нарушениям выданы соответствующие предписания.

Управление при осуществлении федерального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Хотел бы вкратце доложить о ситуации по направлениям контроля и надзора.

Государственный земельный надзор осуществляется Управлением в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1.

Проверки проводятся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с использованием земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Управление осуществляет федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:

- обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции или эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Вступило в силу с 20.07.2018 постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.

Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;

произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;

произошло нарушение земель в результате природных явлений.

В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта).

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор.

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки.

Типичными нарушениями, выявленными при осуществлении государственного земельного надзора, являются правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Эти нарушения выражаются в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Очевидно, что указанные правонарушения в основном происходят вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Но имелись и факты загрязнения земель нефтепродуктами. На территории станицы Преградная в дренажных канавах была обнаружена маслянистая жидкость. По результатам проведенного административного расследования за нарушения ст.ст. 11; 34; 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ виновное лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

За причинённый вред почве, вследствие розлива печного топлива предъявлен расчет ущерба на сумму 86450 рублей.

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», приказом МПР России от 18.12.2006 № 288 утверждён Перечень объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Управлением при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий. Ответственность за данные правонарушения предусмотрена ст.7.6 КоАП РФ.

При выявлении фактов нарушения соответствующих требований законодательства Управлением также производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту.

Управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Урупский ГОК» о взыскании 1 млн. 70 тыс. руб. вреда, причиненного водному объекту. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.03.2018 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заключением экспертов от 15.11.2017 установлено, что негативного изменения качества воды водного объекта реки Уруп вследствие сброса сточных вод выпуска № 1 за период с 21.09.2016 сентября по 02.12.2016 не произошло, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва, заслушав представителей общества и проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.03.2018, а также дополнительное решение от 27.04.2018 по делу № А25-242/2017 о взыскании с управления в пользу общества расходы по оплате экспертизы в размере 100 000 руб. подлежат отмене.

Таким образом, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.03.2018 и дополнительное решение от 27.04.2018 по делу № А25-242/2017, апелляционную жалобу удовлетворил.

Кроме того, вынесено Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики ООО «Комфорт Плюс» о возмещении ущерба, причиненного водному объекту Большой Ставропольский канал, который является объектом федерального надзора, в результате сброса сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в размере 35 800 рублей.

Доказательствами к положительному решению послужили доводы Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике. Так, в ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении ООО «Комфорт Плюс» установлено, что предприятием осуществлялся сброс сточных вод в водный объект с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ. Юридическому лицу было предложено добровольно оплатить вред, однако в досудебном порядке спор не был урегулирован.

Также в ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении ФГБУН «САО РАН» установлено, что предприятием осуществлялся сброс сточных вод в водный объект с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ. Юридическому лицу также было предложено добровольно оплатить вред, однако в досудебном порядке спор не был урегулирован.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики ФГБУ «САО РАН» вынес решение возместит ущерб, причиненный водному объекту р. Большой Зеленчук, который является объектом федерального надзора, в результате сброса сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в размере 550 281 рублей.

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Управлением в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

К наиболее серьезным нарушениям в данной сфере относятся:

- выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения;

- нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него;

- нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена частями 1-3 ст. 8.21 КоАП РФ, и предусматривает наложение штрафов в размере до 250 тыс.руб, а также и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: