Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.
В настоящее время нарушения в области обращения с отходами подпадают, в основном, под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По материалам Управление судом применено 1 приостановление деятельности предприятия на срок до 30 суток.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
- отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;
- несанкционированное размещение отходов;
- отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.
Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении лицензиата либо соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок, плановых ежегодных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, внеплановых выездных проверок соответствия лицензиата либо соискателя лицензии лицензионным требованиям.
|
Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Основными нарушениями лицензионных требований являются:
- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;
- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Данная статья рассматривается судами.
Управлением в текущем году в суд направлен 1 материал об осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии.
|
Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управлением осуществляется в соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации «О недрах», Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293.
Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Проверки Управлением проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения.
Управление осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:
- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
|
- наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
- предотвращение самовольного пользования недрами;
- предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
- а также по иным вопросам, связанным с пользованием недрами.
Основные нарушения в данной сфере выражаются в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Стоит отметить, что нарушения действующего законодательства о недрах влекут значительную административную ответственность. Так, пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Данной статьей в текущем году, за нарушение ст. 39 Закона РФ «О недрах», был привлечен к административной ответственности ЗАО «Висма» и наложен штраф в размере 150 тыс. руб.
Отдельное внимание хотелось бы обратить на порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.
В соответствии с требованиями действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты негативного воздействия на окружающую среду в порядке, определенном статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При постановке на государственный учет каждому объекту присваивается категория опасности для окружающей среды:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - это объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты III категории;
и объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - это объекты IV категории.
Управление начало осуществлять прием заявок о постановке объектов на учет с сентября 2016 года. С 01 декабря 2016 года введена в эксплуатацию государственная информационная система государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы в виде программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия регистрация заявок о постановке на учет этих объектов осуществляется с его использованием.
При осуществлении данной работы в наш адрес поступало огромное количество вопросов как в части определения категорийности объектов, так и в части эксплуатации программно-технического обеспечения.
Специалистами Управления на базе филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КЧР» были организованы учебные семинары по работе с программным продуктом «Модуль природопользователя» и личным кабинетом на портале.
Совместная работа при реализации указанных задач позволила в оперативном порядке информировать значительную часть природопользователей на территории республики.
На сегодняшний день на государственный учет поставлено 875 объектов, из них 250 объектов - федерального уровня и 625 – регионального.
За невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений по ст. 8.46 КоАП РФ привлечены к административной ответственности в текущем году 2 подконтрольных объекта.
Работа по ведению реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, продолжается. На сегодняшний день реализована функция по актуализации сведений, содержащихся в реестре. Таким образом, предприятия имеют возможность при наступлении такой необходимости внести изменения в указанные при постановке на учет данные.
Возвращаясь к осуществлению надзорной деятельности хотел бы привести ряд цифр, характеризующих основные количественные и качественные показатели за первое полугодие текущего года.
Проведено проверок, с учетом рейдовых | |
Выявлено нарушений | |
Возбуждено административных дел | |
в т.ч. в отношении юридических лиц | |
индивидуальных предпринимателей | - |
должностных лиц | |
в отношении граждан | |
Наложено штрафов на сумму | 946,5 тыс.руб. |
Взыскано | 671,5 тыс.руб. |
Также приведу типовые и массовые нарушения, выявленные Управлением при осуществлении федерального государственного экологического надзора и назову статьи КоАП РФ, по которым, в основном, привлекались к ответственности нарушители.
№ п/п | Статья КоАП РФ | 2 квартал 2018 | |
ст. 8.1 - Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов | |||
ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства | |||
ст. 8.5 - Сокрытие или искажение экологической информации | |||
ч.3 ст. 8.21 - Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений | |||
ст. 8.41 - Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду | |||
ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий | |||
ч.1 ст. 8.14 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | |||
ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | |||
ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта |
Что хотелось бы подчеркнуть особо.
Управлением с 2014 года ведется работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с позицией государства по вопросам снижения нагрузки на бизнес Управлением с 2014 года снижается количество плановых проверок:
В 2014 году их проведено 70, в 2015 – 50, 2016 – 28, в 2017 - 21 и на 2018 запланировано 13 проверок.
Таким образом, обеспечивается ежегодное снижение количества проверок, и в 2017 году по сравнению с 2014 годом оно сократилось более, чем в три раза.
Кроме того, из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 2016 года полностью исключены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.
Напомню, что в связи с внесением Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введена дополнительно статья 2 6.1. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.
В данной норме говорилось о том, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Это проверки: в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в данных областях плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Кроме того, в силу требований статьи 4.1.1. КоАП РФ при рассмотрении административных дел Управлением применяются замены административных наказаний в виде административного штрафа на предупреждения в случаях предусмотренных законом.
Хочу пояснить: указанная исключительная норма применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) применяется только в отношении определенной категории субъектов, а именно:
- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц;
- руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) применяется за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
3) применяется при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание в виде предупреждения устанавливается (назначается) при одновременном соблюдении следующих условий:
- за впервые совершенные административные правонарушения;
- при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- при отсутствии имущественного ущерба.
Отметим при этом, что аналогичное требование было закреплено также в дополнительно введенной с 4 июля 2016 года ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания.
Хочу особо подчеркнуть, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения следующих административных правонарушений:
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ, - непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и в других случаях предусмотренных 19 главой КоАП РФ
Например, одним из нововведений являются чек – листы, содержащие обязательные требования для хозяйствующих субъектов, которые подвергаются плановым проверкам. В том числе и сами предприятия, отвечая на вопросы в чек – листе могут самостоятельно обнаружить и предотвратить нарушения. Кроме того, начинает реализовываться использование личного кабинета на официальном сайте Росприроднадзора. Там уже реализован механизм самопроверки. В дальнейшем проведение всех плановых проверок будет начинаться с общения в личном кабинете. Это новый момент коммуникации госинспектора с природопользователем.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике на официальном сайте разместило объявление о приеме документов для присвоения статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
Право на получение статуса общественного инспектора имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, намеренные оказывать органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.
В заключительной части своего доклада, хотел бы акцентировать ваше внимание на основных задачах Управления. Они поставлены Руководителем Росприроднадзора на прошедшей Коллегии Росприроднадзора в г. Москве.
В их числе:
- качественное исполнение всех возложенных на Управление задач;
- обеспечение выполнения планов работ и достижение прогнозных показателей деятельности;
- применение риск-ориентированного подхода к планированию;
- переход к предупредительным мерам надзорного реагирования,
Это – одни из основных наших задач на ближайшую перспективу и мы их уже решаем.
Доклад закончен, спасибо за внимание!