Особенности поведения и межличностных взаимоотношений.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Особенности поведения и межличностных взаимоотношений.

Дошкольники с нарушениями речи отстают от детей с нормой речевого развития по показателям ловкости и быстроты. У них нарушены элементарные движения, т.е. наблюдается расстройство двигательного анализатора в целом. Исследования других ученых показали, что дети с нарушениями речи в межличностных отношениях чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне организации по сравнению с детьми без речевых патологий. Преобладают невербальные формы общения. Детско-родительские отношения в семьях детей с нарушениями речи складываются следующим образом: матери предпочитают эмоциональный контакт с ребенком, партнерские отношения и развитие двигательной активности ребенка. В отношениях с ребенком отсутствует дистанция, что требует от родителей повышенной терпимости и доброжелательности. Также у матерей детей с речевыми патологиями выявлена повышенная тревожность по поводу их физического здоровья, что часто проявляется в форме гиперопеки. В конфликтных ситуациях детям с нарушениями речи свойственны две контрастные формы поведения: перекладывание ответственности за случившееся на других, иногда и в агрессивной форме, а также принятие ответственности на себя, порой чрезмерно.

Анализ поведения детей в группе дошкольников с речевыми нарушениями, так же как и среди здоровых детей, позволил выделить ученым четыре группы детей по стилю поведения:

1. Дети, обладающие сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности. Они быстро осваивают новый материал, хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, легко вступают в контакт с окружающими, способны к целеустремленному поведению, вполне жизнерадостны. При этом им свойственно недостаточное восприятие партнера, а также трудность деятельности связана с потерей интереса к ней. У них недостаточно развита самокритика, способность увидеть и признать свою неудачу, недостатки.

2. Дети отличаются устойчивостью поведения, повышенной склонностью к нормативности, выполнению повторяющихся действий. Поэтому они могут получать поощрение, но в некоторых случаях вызывать раздражение педагогов своей педантичностью и медлительностью.

3. Дети, ведущей чертой которых является застенчивость. Они чувствительны, легко ранимы, слезливы. Им трудно принять решение, задать вопрос, сделать выбор. Такие дети болезенно воспринимают критику, замечания в свой адрес, сопереживают другим детям и взрослым, им всегда «кого-то жалко». Количество дошкольников с речевыми нарушениями в данной группе заметно больше, чем среди детей без речевых патологий.

4. Дети характеризуются взрывчатостью, импульсивностью, повышенной реактивностью, обидчивостью. Они чрезмерно активны, подвижны, с трудом могут усидеть на одном месте, следовать твердым правилам, их тяготит монотонная работа. Участие в деятельности для них зачастую важнее результата. В данной группе, как и в предыдущей, больше представлены дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению с детьми без речевых нарушений.

Таким образом, среди дошкольников с речевыми нарушениями чаще, чем среди детей с нормой речевого развития, наблюдается неустойчивый тип поведения (3-я и 4-я группы), что ведет к возникновению неврозов. Также выявлено, что в ходе свободного общения дети с недоразвитием речи объединяются в устойчивые группы, но из-за двигательной расторможенности (или заторможенности), повышенной возбудимости, когнитивных трудностей и других причин их игровые объединения нестабильны и непродолжительны.

Г.А. Волкова, И. Кумала, Н.А. Рычкова, Б.И. Шостак изучали моторную сферу детей с заиканием. Они определили, что:

1. моторные нарушения являются одним из главных симптомов, характеризующих заикание;

2. при заикании нарушена в основном статическая и динамическая координация, темп и ритм, координированность одновременных движений. Данные нарушения проявляются по-разному в общей, мимической, мелкой и артикуляторной моторике;

3. степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от наличия органического компонента расстройства.

Исследования связи социального статуса детей и речевого дефекта показало, что в группах со стертой дизартрией отсутствует зависимость объема взаимодействий между детьми от степени речевого дефекта. Например, у детей с высоким социальным статусом и положительной оценкой собственной речи могут наблюдаться выраженные речевые нарушения, и, наоборот, при относительно легких формах нарушений – низкий социальный статус. То есть речевой дефект не всегда становится причиной низкого социального статуса ребенка среди сверстников. Более решающее значение здесь имеют индивидуальные, личностные особенности ребенка.

Л.Г. Соловьева исследовала взаимосвязь речевого поведения и коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Выявлено, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. В результате у детей данной категории снижается потребность в общении, заинтересованность в контакте, наблюдается несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией, которые проводил Ю.Ф. Гаркуша, показало следующее. У большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста.

Исследования О.С. Павловой, направленные на изучение речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявили следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей. Так, например, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных» в обеих группах. Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами и находятся в состоянии неуспеха во всех 49 видах детской деятельности (слабо развиты игровые умения, попытки общения часто сводятся к вспышкам агрессии со стороны «непринятых»).

При выборе товарища по общению дети с ОНР затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора («Не знаю». «Он хорошо себя ведет». «Я с ним дружу, играю». «Его хвалит воспитатель» и т. п.), т.е. они склонны ориентироваться не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом. В целом, коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая мешает им занять себя каким-либо делом. В итоге это приводит к недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности, коммуникативных умений, навыков сотрудничества, к слабой ориентации на сверстников в ходе совместной деятельности.

Выполняя общую работу по поручению взрослого, каждый такой ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Данные дети недостаточно критичны по отношению к себе, имеют завышенную оценку собственных поступков.

В общении со взрослыми преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей двух-, четырехлетнего возраста, а также предпочитают общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. У детей с недоразвитием речи выявлена отрицательная или безразличная установка на педагогические воздействия. У большинства детей не сформированы навыки культуры общения, отсутствует представление об уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения. В связи с имеющимися особенностями речевого поведения и взаимоотношений требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности. Что в дальнейшем позволит детям с речевыми нарушениями эффективно адаптироваться к условиям и требованиям социума.

Список используемой литературы:

1. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. —№2. – С.62 – 70

2. Калягин В.А. Становление логопсихологии / В.А. Калягин // Практическая психология и логопедия. – № 4 (21). – 2006. – С. 5–7.

3. Лауткина С.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.

4. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 6. – с. 15 – 19.

5. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. Наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1995. – 24с.

6. Фотпекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психики развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т.А. Фотпекова. – М., 1993. – 23с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: