Лекция 3 Происхождение и ранняя история донских казаков.
1. Теории происхождения донских казаков.
2. Первые упоминания казаков в источниках.
3. Вероятные предки донских казаков и центры Войска Донского.
4. Взаимоотношения с Русским государством.
2 основных теории происхождения казаков: миграционная и автохтонная.
1) Миграционная теория:
донское казачество возникло в результате миграций и колонизации Дона различных этносов (с территории Московского государства, Литвы, Польши и др.). Историки 19 века (С.М. Соловьев и др.) считали, что донские казаки — потомки беглых крепостных крестьян из России. Другие авторы утверждают, что донские казаки возникли в результате миграции на Дон других этнических групп (татар, севрюков, черкасов).
Сильные стороны:
+ факт массового бегства крепостных и староверов из Русского государства не подлежит сомнению и доказан многими источниками 17 — нач. 18 веков;
+ антропологически (по внешнему облику), лингвистически (по языку), по именам и фамилиям донские казаки-верховцы практически не отличаются от жителей соседних русских областей.
Слабые места:
- не объясняет почему русские крестьяне бежали на Дон во времена, когда крепостное право было мягким и было распространено лишь в отдельных районах Русского государства?;
- вчерашние крепостные не могли обладать воинскими навыками и военным опытом: между тем уже в первые десятилетия существования Войска Донского оно являло угрозу для Османской империи, Ногайской орды и Крымского ханства;
- в условиях Дикого поля и ежедневного риска смерти или плена вчерашний крестьянин выжить не мог: требовалась принципиально иная психология и мотивация поведения — психология воина, постоянного риска и готовности к смерти.
|
NB!: эта критика опровергает версию о донских казаках — потомках беглых крестьян, но не опровергает другие версии миграционной теории (казаки — потомки служилых казаков, севрюков и пр.). К тому же массовое бегство крестьян — крепостных и черносошных (свободных) зафиксировано в источниках 17 — начала 18 века. Но тогда выжить на Дону было уже значительно проще.
2) Автохтонная теория (теория местного происхождения):
казаки произошли от местного населения Подонья: донских славян, половцев, черных клобуков, алан, татар, бродников, жителей Червленого Яра. Историки 18 века (В. Татищев, Г. Байер, А. Ригельман) считали казаков потомками черкасов. Так же считали и сами казаки (низовые).
Донской археолог Александр Смоляк обнаружил в городке Раздоры (первая столица Войска Донского) артефакты русского присутствия, продлевающим историю донского казачества на 200-300 лет.
Сильные места:
+ позволяет объяснить, куда «девались» остатки старожильческого населения Дона;
+ объясняет массу материала, доказывающего не славянские (прежде всего татарские) корни ранних казачьих общин Нижнего Дона;
+ объясняет преемственность русского населения Дона домонгольского периода и времен Золотой орды (бродники, русское служилое население Червленого Яра), чье присутствие подтверждается письменными источниками и археологическим материалом;
+ объясняет почему казаки Дона изначально демонстрировали высокий уровень боеспособности.
Слабые места:
- достоверно установлена миграция на Дон воинских сословий Русского государства и удельных княжеств (рязанские и мещерские городовые казаки, севрюки, запорожские казаки);
|
- на более позднем этапе установлена колонизация из русских областей значительной массы крестьян; со временем пришлые казаки растворили (ассимилировали) «старых» казаков.
Выводы:
1) Автохтонная теория кажется более верной. Но: следует принять факт, что
2) Старожильческое население Дона (русские, татары и др.) выступило в роли ядра, на которое впоследствии наложились группы пришлых «новых» казаков из России и других мест.
Первые упоминания казаков в источниках.
Термин «казак» неясного происхождения. Донской историк В.Н. Королёв: впервые упоминается в «Сокровенном сказании» монголов (1240). Означает изгоя, человека, живущего вне рода.
1444 г.: первое упоминание о казаках в русских источниках. Рязанские городовые казаки разбили татар «царевича» Мустафы у реки Листань.
1445 г.: впервые упомянуты черкасы (запорожские казаки), которые под предводительством татарских «царевичей» шли грабить русские города и были разбиты.
Первые упоминания о донских казаках:
1502: вел.князь Иван III пишет своей сестре Аграфене (правит вел.княжеством Рязанским): запретить рязанским казакам уходить «самодурью в молодчество на Дон». Нарушителям полагается казнь.
1515: диздар (комендант) Азова (Крымское ханство) Бурган жалуется Василию III на мещерских казаков, пленивших трех местных жителей под самой крепостью. Уже в это время рязанские и мещерские казаки чувствуют себя хозяевами на Дону (см. карты №1-2).
1519: чтобы сбить казаков с Дона против них направлены три каюка с янычарами, получившие приказ занять устье р. Воронеж. Граница с Турцией проходит по Хопру. Однако утвердиться на Дону турки не смогли.
|
1523: 5 станиц рязанских казаков сопровождают вниз по Дону русских и турецких послов.
1548: первое сведение о поселении казаков на Дону - «острог» на Волго-Донской Переволоке. Отряд Михаила Черкашенина перехватил казанское посольство в Крым с просьбой прислать хана из рода Гиреев. Это не дало создать объединенный казанско-крымский фронт.
1549: в грамоте Ивана IV Грозного ногайскому князю Ших-Ахмету казаки именовались как «наши холопи», которые «в нашей земле многое лихо учинили» и «убежали в Поле». (NB! Иван IV Грозный лукавил: ему было выгодно показывать не подконтрольность ему донских казаков, которые воевали с татарскими ханствами и Османской империей, с которыми Русское государство заключало мирные договоры.)
1549: атаман Сары-Азман строит на Дону 3-4 городка и делает нападения на ногайских татар. Имя (или прозвище), вероятно, татарское.
1551: турецкий султан Сулейман Кануни (Великолепный) просит ногайского хана унять донских казаков, которые «с Азова оброк емлют и воды на Дону пить на дают».
1552 и 1556: донские казаки в составе русских войск участвуют в завоевании Казани и Астрахани.
1556: царь посылает казаков атамана Михаила Черкашенина, живших на Северском Донце, вместе со своим войском в Крым. Они на стругах спустились по р. Миус в Азовское море и разорили окрестности Керчи.
1569: казаки вместе с воеводой князем Серебряным разгромили турецкую армию, пытавшуюся прорыть канал между Доном и Волгой и захватить Астрахань.
3 января 1570: Иоанн Грозный жалует казаков владениями по Дону. Первое царское жалованье казакам.
Выводы:
1. Параллельно существуют служилые (городовые, станичные и др.) и вольные казаки, вторые пополняются за счет первых;
2. Русская власть в официальной переписке с татарскими ханами и Портой (столица Османской империи) отрекается от казаков, но тайно их поддерживает;
3. Уже на раннем этапе своей истории Войско Донское было грозной военной силой и вклинилось между Крымским и другими татарскими ханствами и создало помехи стратегическим планам Османской империи охватить контролем татарские ханства и контролировать мусульманские владения, дугой охватившие юг и восток России.