Прототип 1. Ошибки, для исправления которых нужно заменить слово




ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ

 

 


Задание 6 нового формата появилось в ЕГЭ только в 2018 году, рань‐ ше такого задания не было. Но теорию по этому заданию мы уже учили для сочинения (критерий 10 – речевые ошибки). Это задание относится к блоку «Культура речи» (задания 4‐7), но пока ещё располагается в конце тестовой части, после задания 19 (блок «Пунктуация»).

 

Новое задание 6 проверяет ваше знание лексических норм современ‐ ного русского литературного языка (кроме паронимов, знание которых проверяется в задании 5) и базовое умение найти и исправить ошибки в употреблении слов в предложении.

 

За верное выполнение задания можно получить 1 балл.

 

В 2018 году в ЕГЭ это здаание было под номером 20.


 

Формулировка задания

 

 


Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

 

Прототип 1 — Исключение

 

 


Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошиб‐ ку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Ответ: 2.

 

Прототип 2 — Замена

 

 


Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное сло‐ во, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: 3.

 

Разбор прототипа 1

 

 


Лишнее слово в предложении—это не любой второстепенный член,который можно отбросить. Лишним с точки зрения культуры речи явля‐ ется слово, которое не содержит дополнительного смысла.

Появление такого слова в предложении лексическую ошибку: много‐

 

словие или плеоназм

(пример: Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.

 

«Ностальгия» в переводе с греческого — это тоска по родине, значит, нужно использовать только слово ностальгия, а «по родине» — лишнее слово в предложении).

 


 

 

,


 

1. Внимательно прочитайте предложение. Выделите грамматическую основу.

 

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

2. Выделите словосочетания:

 

в районе южного полюса Юпитера заметил в районе полюса

южного полюса

заметил пятно

тёмное пятно

принял вначале

принял его

принял за феномен погодный феномен необычный феномен бушуют часто бушуют на планете на планете этой

3. Найдите словосочетание, в котором оба слова обозначают одно и то

же.

Необычный феномен. Феномен —это необычное и

 

запоминающееся явление. Значит, к этому существительному не должно относиться определение «необычный » (этот смысл уже передан в самом существительном).

 

4. Выпишите лишнее слово в той форме, в которой оно дано в предложении.

 

Ответ: необычный


 

Разбор прототипа 2

 

 


Замена одного слова на другое требуется в том случае,если в предло‐жении используется слово, относящееся к другому стилю речи, слово, нарушающее смысл предложения или словосочетания.

1. Внимательно прочитайте предложение.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали по‐ ражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

2. Проверьте, нет ли в этом предложении слов, относящихся к про‐ сторечным, диалектным и нарушающим стиль предложения.

Таких слов не оказалось.

3. Проверьте, нет ли в предложении слов, из‐за которых возникают

необычные словосочетания.

Одержали поражение словосочетание необычное.Глагол одержать, по словарю Ушакова, имеет следующее

значение: Добиться обладания чем‐нибудь, получить усилием,

борьбой, завоевать; употр. в выражениях: одержать победу, одержать верх.

Одержать поражение невозможно,это словосочетаниепротиворечит смыслу глагола.

 

4. Какое слово в выбранном словосочетании нужно заменить?

 

Если мы исправим ошибку, заменив слово «поражение» на «победа», изменится смысл предложения.

 

Значит, заменить нужно глагол. Правильный вариант — потерпели.

 

Потерпеть,по словарю Ушакова, — подвергнуться чему‐нибудь, испытать что‐нибудь (неприятное; книжн.). Потерпеть крушение. Потерпеть неудачу.

 

5. Выпишите слово, которое подобрали для замены, в той форме, в которой оно должно стоять в предложении.

 

Ответ: потерпели

 


 


 

Что следует знать для правильного

выполнения задания

 

 


Речевые ошибки —это ошибки в употреблении слова.Как правило,это нарушения лексических норм, то есть использование слова не так, как допускает русский литературный язык (искажение смысла, нарушение стиля).

 

Например:

 

Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов». (одноименный роман должен был называться «Штольц)

 

Они потеряли на войне двух единственных сыновей. (единственный сын — один, сочетание «два единственных» невозможно)

 

В школьных столовых предлагаются блюда из картошки и других

 

овощей. (разговорное слово картошка здесь неуместно, нужно заменить на стилистически нейтральное картофель)

 

Сами по себе эти слова ошибки не содержат, но они неудачно употреблены в предложении, не сочетаются по смыслу или по стилю с другими частями предложений.

 

Признак речевой ошибки: слово в предложении повторяет посмыслу другое слово или требует замены другим, более точным по смыслу или по стилю, словом.

 

Какие ошибки могут быть допущены в предложениях в задании 20?

 

 


Исправь (замени) слово. Неразличение синонимичных и созвучных слов,нарушение сочетаемости в словосочетании, употребление слова в несвойственном ему значении, стилистические ошибки.

 

Убери слово. Плеоназм,тавтология,лишние местоимения,повторениеодного слова.

 

Рассмотрим подробнее эти разновидности речевых ошибок (обратите внимание, что нам нужно не выучить названия типов ошибок, а понять, в чём заключается ошибка и как именно её можно исправить в задании 20 и не допустить в сочинении) и закрепим на практике их исправление.


 

Прототип 1. Ошибки, для исправления которых нужно заменить слово

 


Неразличение синонимичных и созвучных слов и употребление слов без учёта их стилевой окраски

 


Синонимы —слова одной и той же части речи,близкие или тожде‐ственные по значению (друг — товарищ — приятель, молодость — юность, умный — толковый, работать — вкалывать и т.д.).

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. Синонимы

 

могут иметь разную стилистическую окраску. Например, слова ошибка, просчёт, оплошность, погрешность стилистически нейтральны,общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; косяк — разговорное; ляп — профессионально‐жаргонное.

 

Употребление одного из синонимов без учёта его стилистической окраски может привести к речевой ошибке: Совершив косяк, директор завода сразу же стал его исправлять. (правильно — просчёт).

 

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них сочетаться с другими словами.

 

Вчера мне было печально.

 

 


В этом предложении допущена ошибка, нужно было употребить синоним грустно:

Вчера мне было грустно.

 

Ошибка возникает и в том случае, если слово не имеет того

 

 


лексического значения и тех грамматических возможностей, которое ему приписывает автор предложения: «Имя этого поэта знакомо во многих странах ». (вместо«известно »или«знают »).

 

Чтобы понять, в чём заключается ошибка, обратимся к словарю («Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова).

 

Краткое прилагательное «знакомо» имеет следующие значения:

 

1. кому‐ чему и без доп. Известный, такой, которого ранее уже знали. Знакомая мелодия. Знакомое место. Это что‐то очень знакомое. Город, знакомый Мне по рассказам товарища.

 


 

2. с чем. Изведавший, испытавший что‐н., ознакомившийся с чем‐н.

(книжн.). хорошо знакомый со всеми дорожными неприятностями. Критик, знакомый с французской литературой.

3. без доп. и с кем‐чем или кому‐чему (при кратк. форме кому устар.). Состоящий с кем‐н. в знакомстве (в 1 знач.). Там работают всё люди Мне знакомые. Я с ним знаком с детства. Коротко, хорошо знаком.

Вот сам Фома Фомич — знаком он вам? Грибоедов. Я с нею не знаком. Грибоедов.

В словаре указано, что значение 1 предполагает дополнение в дательном падеже (знакомо кому). Значит, заменить «известно » на «знакомо » в предложении можно было бы только в том случае, если бы изменилось дополнение: «знакомо многим странам ».

 

Если не менять всё предложение, то нужно исправить слово «знакомо », подобрав синоним так, чтобы грамматическая форма зависящих от него

 

слов была верной.

Краткое прилагательное «известно» имеет следующие значения:

 

1. кому‐чему и без доп. Такой, о котором знают; знакомый всем. Известное всему свету событие. Это известное в медицине явление. Вошла известная всем женщина. Деревня, известная под именем Михайловского.

2. без доп. Пользующийся известностью (во 2 знач.), знаменитый. Известный художник. Известный борец. В молодости он уже был известным человеком.

3. без доп. Общепризнанный, общеизвестный.

В нашем предложении используется 2‐ое значение этого слова. Другие подходящие синонимы: популярно, знаменито.

Похожие ошибки:

 

«Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение,зрители приветствуют их стоя», —говорит спортивныйкомментатор (но: одерживают победу, терпят поражение).

 

«Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего»,пишет поэт (но: можно сомкнуть глаза,а невзгляд).

 

В очерке журналист замечает: «Котловина производила уютное впечатление » (можно производить приятное впечатление,а неуютное).

 

Ошибка: встреча созвана, беседа прочитана, усилить внимание, уделить значение, повысить кругозор и др.


 

Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано

 

соединением похожих словосочетаний. Например, ошибочно говорят: удовлетворять современным потребностям,соединяя правильныесочетания удовлетворять требованиям и отвечать потребностям.

 

Улучшили художественный уровень экспозиций народные музеи(уровень может возрасти, повыситься; улучшить можно качество).

 

Обратите внимание на ошибки:

 

предпринять меры (принять меры — предпринять шаги);

 

заслужил известность (приобрёл известность — заслужил уважение); неослабная помощь (постоянная помощь — неослабное внимание); не играет значения (не играет роли — не имеет значения).

 

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым.

 

Показывать можно пример, а не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.

 

Их сильная, закалённая в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

 

Слово дружба сочетается не с прилагательным сильная, а с прилагательным крепкая — крепкая дружба.

 

Примечание.

 

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение несочетающихся по смыслу слов: живой труп, обыкновенное чудо. Это

 

особый художественный приём — оксюморон. В задании 25 этот термин встречается. Не рекомендуется использовать этот приём в сочинении: он уместен только в художественных или публицистических текстах, но не в сочинении‐рассуждении.

 


Употребление омонимов

 

 


Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Мы поймем, когда в предложении слово коса относится к прическе (длинная коса),а когда–к сельскому хозяйству(наточил косу).Но все же в

 

определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

 


 

 

Экипаж находится в отличном состоянии.

 

 


Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст (этого мы в задании сделать не можем) или заменить слово.

 


Употребление многозначных слов

 

 


При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту становится понятным значение слова. А если смысл не понятен, до допущена ошибка в предложении.

 

Аудитория не соответствовала требованиям лектора.

 

Аудитория — помещение или аудитория — слушатели?

Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье.

 

В этом предложении сложно понять, какое именно значение слова автор имеет в виду. Нормальный: 1) соответствующий норме, обычный; 2) психически здоровый. Точнее будет употребить: обыкновенный, рядовой, обычный.

 


Неуместное употребление

 

эмоционально‐окрашенных слов

 

 


Все слова можно разделить на 2 группы:

лексику нейтральную,

 

лексику стилистически окрашенную.

 

Слова первой группы уместны в любом предложении. Слова второй

 

группы не всегда уместны. Слова, которые обладают сниженной стили‐ стической окраской (харя, тыкать, наехать на кого‐либо, пнуть, облапошить, стырить, скинуть, спихнуть), не используются в письмен‐ном тексте, слова высокого стиля — плеяда, лик, грядущий — не годятся для отчёта, а так называемые «канцелярские» слова — вышеупомянутый,


 

нижеподписавшиеся, фигуранты дела —не нужно использовать в сочине‐нии.

 

Слова не только называют явления действительности, но и передают отношение, оценку. Например, можно сказать ребёнок, а можно детка или детина. Простыню можно назвать белой,а можно белоснежной. Можночеловека выгнать, а можно выставить.

Из этих примеров видно, что синонимы содержат разную оценку

 

одного и того же явления. И таких примеров в языке множество: неаккуратный — неряшливый — свинья; ударить — двинуть — съездить по роже; руки — лапы — грабли.

 

Читая предложение, важно определить, все ли слова в нём принадлежат к одному стилю и соответствуют отношению автора, к тому,

 

о чем он говорит, или есть слово, которое этому предложению «не подходит».

 


Неоправданное употребление

 

просторечных слов

 

 


К просторечным относят разговорные слова, которые находятся за

 

пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий (работяга, башковитый),но гораздо больше форм,выражающих отрицательноеотношение говорящего к обозначаемым понятиям (беспредел, рехнуться, хлипкий, дошлый).

 

Сами по себе просторечные слова несложно узнать в речи, поскольку они часто нарушают нормы образования слов: «Ваще я ездию на метре, но

в субботу мать пироги пекёт, вот я в аккурат на такси и поехал ».

Например, употребление деепричастного оборота в качестве

 

самостоятельного сказуемого придаёт речи просторечный оттенок: Отец в тот день был уставши. (уставшим)

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: