МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАНА «ДЕТСКИЙ САД «ЖАВОРОНОК»
ТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ БАБЫЯГИ»
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА:СТАРШАЯ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
КАРАМЧАКОВА ЕЛЕНА ЕГОРОВНА, воспитатель
СТЕЦКО АННА ВИКТОРОВНА, музыкальный руководитель
Тема. «Сказочный образ бабы Яги»
Цель: Создание условий для формирования представления образа Бабы Яги посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития навыков определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;
- Создать условия для развития навыков различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;
- Создать условия для развития умений сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;
- Создать условия для формирования умений выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;
- Создать условия для развития мышления, воображения и творческих способностей детей.
- Создать условия для воспитания любви к произведениям искусства, музыке.
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- просмотр иллюстрации картины;
- слушание литературных и музыкальных произведений;
- обсуждение и рассуждение по восприятию литературных и музыкальных произведений;
- изобразительная деятельность
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития | |||
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Основная часть | Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка» | В.: ребята, посмотрите, что у меня в руках? | Ответы детей: клубок. | Условия для выражения детьми своих мыслей. | |||
В.: Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок? | Предположения детей. Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||||
Клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой. | Воспитатель: Правильно, давайте и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клубок, покажи нам дорогу. | Условия для наблюдения детьми действия с клубком. | |||||
В: Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки? | Ответы детей. Да! | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи). | |||||
В.: Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете как они их передавали? | Ответы детей. Люди рассказывали их своим детям, а дети- своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи). | |||||
Прослушивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Под музыку М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Демонстрация иллюстрации картины «Избушка на курьих ножках» В.Васнецова. | В.: Правильно. А еще сказки можно писать стихами. В.: Посмотрите ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», а написал ее уже известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник? | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. | ||||
Художник передал страшное, настороженное и в какой-то степени нереальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине? | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. | |||||
В.: Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказочность, необычность избушки? | Ответы детей | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи). | |||||
В.: Ребята, как выдумаете, кто живет в этой избушке? Какой характер Бабы Яги описывается в русских народных сказках? | Ответы детей. Баба Яга. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||||
Слушание пьесы П. Чайковского «Баба Яга» | Муз.рук-ль.:Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба Яга» | Дети слушают пьесу | Условия для восприятия музыки. | ||||
Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга? | Дети отвечают | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития,стимулирования) речевой активности. | |||||
Муз.рук-ль.: Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках? А во второй части, Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует, В третьей-появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх? | Дети отвечают Дети отвечают | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||||
Муз.рук-ль. А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор – А.Лядов. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром. | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |||||
Звучит фонограмма произведения. Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные дети – деревья. Двигательная импровизация детей. | Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке? С каким характером? В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал ее «Избушка на курьих ножках». А история создания ее была такая: композитор был на выставке у своего друга художника Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, на котором были изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решгил рассказать в музыке о то, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда ее никто не видит. А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и деревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья. | Дети отвечают Дети произвольно двигаются под музыку. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для выражения детьми двигательной импровизации. | ||||
Заключительная часть | Демонстрация картины В. Васнецова «Баба Яга» | В.: А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга зашла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, Пестом помогает, помелом след заметает да как закричит: «Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?» А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная? В.: Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать еще одно произведение. В. Васнецова – «Баба Яга». Скажите, что делает Баба Яга на этой картинке? Какая она? В.: Как вы догадались, что она злющая? Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали ее поэты, сказочники. А теперь я предлагаю пойти в изостудию и нарисовать свой образ Бабы Яги, каким он вам запомнился и каким вы его представили. Ребята, давайте посмотрим, все ли сумели передать образ и характер злой Бабы Яги? А теперь вам домашнее задание: представьте себе, что случилось волшебство, и Баба Яга стала доброй. Нарисуйте ее в этом образе. | Ответы детей. Ответы детей Злющая Ответы детей Дети выполняют Дети отвечают | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для выражения детьми своих мыслей и фантазии через изобразительное искусство | |||