Ф.И. студента (ки): Лапшина Юлия
Задание 2. Составить план статьи.
1. Текст и его интерпретация как одно из оснований осознания индивидуальной картины мироздания.
1. Основания для создания текстоориентированной среды:
· Знания лингвистики текста (тема, идея, стиль, жанр и т.д.);
· «встреча» человека с самим собой.
2. Педагогические возможности текста.
3. Взаимосвязь языка и культуры.
4. Прецедентные тексты и их роль в культуре общества.
5. Культуроведческий текст и его анализ.
6. Критерии отбора культуроведческих текстов:
· насыщенность культурологическими сведениями;
· эстетичность в плане содержания, структуры, лексики.
7. Использование произведений искусства в образовательном процессе.
8. Событийный подход в образовании. Основные характеристики:
· событие – средство формирования и коррекции представлений человеке о мире и о себе;
· возможность приобретения жизненного опыта;
· эффективное средство воспитания ценностных отношений.
9. Урок как событие и урок-событие.
Задание 3. Составить понятийный словарь 8-10 терминов. Например, культурно-историческая среда – это…(ссылки, если из другого источника.
Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.д.
(источник: Баранов М. Т. Русский язык: Справ, материалы: Учеб. пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н. М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.)
Культура –это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях.
|
(автор определения: В. С. Стёпин)
Картина мира –система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.).
(источник: Большая Российская Энциклопедия)
Концепт – инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл; в филологии – содержание понятия, смысловое значение имени (знака). (источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940))
Прецедентные тексты – это тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности (автор определения: Ю. Н. Караулов).
Культуроведческий текст - текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающего историко-культурные ценности народа.
Анализ текста – это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. (источник: https://uchitel.pro/анализ-текста/)
Языковой анализ текста –совокупность приемов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики – с целью выявления структуры типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте и пр.
|
(источник: Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.)
Текстоориентированный подход - это совокупность приемов, способов организации учебного процесса, способов подачи учебного материала, в основе которых находится текст как главная единица языка (источник: Гапеенко В. П. Текстоориентированный подход и его связь с русской языковой картиной мира / Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2016).
Осмысление бытия человека, его «встроенности» в определенную культурно-историческую среду означает понимание субъектных оснований и личностного бытия человека. Текст и его интерпретация, как известно, – одно из важнейших оснований такой реалии, как осознание индивидуальной картины мироздания. При этом индивидуальная картина мировидения не есть нечто неизменное, а становящееся и развивающееся, которое связано с изменяющимися связями личности (миром, людьми и самим собой).
Основанием для создания текстоориентированной среды являются знания лингвистики текста (тема, идея, стиль, жанри др.) и «встреча» человека с самим собой (как взрослого, так и ребенка). В современных условиях так важно научиться определять свое место «в высоких смыслах человеческой культуры»[1]. Для студентов - будущих педагогов в проекции на обучающихся совершенно необходимо осознание таких понятий, как «текст», «виды анализа текста», «картина мира», «концепт», «концептосфера». В это связи актуализируются такие направления познания картины мира: «Культура как феномен в истории человечества»; «Язык как выражение духовного бытия человека»; «Индивид как речевая личность»; «Субъектное восприятие бытия человека»; «Образ мира в культурно-исторической традиции народа (ов)»; «Дискурс и поведение говорящего как выражение его индивидуальности».
|
Текст как основная дидактическая единица обладает педагогическими возможностями становления видения мира и коммуникативной перспективы познания мира во всем его многообразии. Важна и другая позиция – текст органично связан с культурой, он отражает ее особенности. Языковой анализ текста – такое направление, в котором язык может рассматриваться как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. Основы такого подхода были заложены трудами В. Гумбольдта, А. А. Потебни и других учёных, утверждающих, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует в себе мир и человека в неё.
Так проблема соотношения и взаимосвязи языка и культуры есть междисциплинарная проблема, решение которой возможно при обращении к культуроведческому тексту. Однако ориентированность только на культурологию не совсем оправдана, востребованными становятся знания по философии и социологии, психолингвистики, этнолингвистики и лингвокультурологии. Образ культуры, воплощённый в слове, - это культуроведческий концепт, который отражает особенности сознания человека, вызывает определенные ассоциации и чувства («Родина», «любовь», «вера», «душа», «воля народа», «судьба», «смирение»).
Особую значимость для осознания культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты, которые имеют сверхличностный характер (хорошо известные широкому кругу людей). К прецедентным текстам следует отнести не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, легенды, сказки. Прецедентные тексты играют важную роль в культуре общества и, в частности, в создаваемых этим обществом литературных произведениях. Ассоциации возникают в соотнесенности с личностью автора, интересом к исторической эпохе, сюжету, наиболее впечатляющим отрывкам, особенностям авторской стилистики, истории написания произведения.
Обращенность к тексту позволяет расширить круг познания об авторе текстового сообщения, его принадлежности к социальной, политической, возрастной группе. У представителей определенной культуры, носителей языка, жителей каждой страны имеется свой корпус прецедентных текстов, известных внутри данной культурной группы и незнакомых членам других культурных групп. Прецедентные тексты заключают в себе признанные ценности национальной и мировой культуры, передают духовный мир автора высказывания.
Вот почему следует говорить о культуроведческом фоне анализа и интерпретации текста, предполагающего использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры народа. Можно в связи со сказанным говорить об особенностях анализа культуроведческого текста. Под культуроведческим текстом следует понимать текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающего историко-культурные ценности народа. Следует учитывать и эстетическую составляющую содержания и лексическую наполненность текста.
Говоря об отборе культуроведческих текстов, нужно говорить и о критериях отбора таких текстов. Ими должны быть: насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность в плане содержания, структуры, лексики. Следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор, и интересно ли это современному взрослому или школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитывать хороший вкус? Культуроведческий текст расширяет культурный кругозор обучаемых, это, несомненно, но он должен служить примером для высказывания, обогатить речь читателя словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами и лексикой.
Желательно, а порой необходимо, использование произведений живописи, музыки в качестве учебного средства, которые становятся достоверными источниками информации о быте русского народа, о его культуре. При этих и других положительных условиях (расширение круга чтения), повышается культурная осведомленность обучающихся: у одних повышается уровень эрудиции в вопросах познания искусства, у других – в вопросах экологии языка, появляются ассоциации, новые представления о предмете.
Таким образом, использование культурологической направленности анализа и интерпретации текста (в условиях вуза и школы) открывает новые возможности для решения проблемы взаимосвязи языка и культуры, расширения кругозора обучаемых, обогащения их речи. Ориентированность на текст как выражение бытия индивида (ов), обусловленность бытия индивидуальной картиной мировидения определяют направленность на осмысление событийного характера восприятия и анализа текста.
Исследуя событийный подход в образовании, можно выделить основные его характеристики: событие – эффективное средство формирования и коррекции представлений человека о мире и себе самом; это возможность приобретения жизненного опыта; это эффективное средство воспитания ценностных отношений. Только проживая события, можно осознать ценность конкретной ситуации. При этом остается актуальной мотивационная функция события, отражающая единство представлений и чувств. Конкретное событие может стимулировать самовоспитание, самообразование, саморазвитие, если оно носит развивающий характер. Особую значимость приобретает интегрирующая функция события. Так благодаря событию, достигается единство представления и чувства, слияние бытия педагога и бытия воспитанника (их со-бытие).
Важно определить, какими способами можно направить событие к выполнению указанных функций: использовать имеющиеся события, проектировать и создавать события, учиться управлению событиями. Для педагога важно рассматривать урок (урок-игра, урок-путешествие, урок-пресс-конференция) как событие и собственно урок-событие, который предоставляет возможности соотносить свои интересы и возможности с ситуационными потребностями ребенка. Ведущими при этом являются потребности в самоутверждении, проявления активности, внимания и получения удовлетворения от совместной (часто поисковой) деятельности. Под ситуационными потребностями школьника следует понимать желания, чувства, мысли ученика, которые им владеют «здесь и сейчас».
Так событие есть нечто значимое для познания картины мира. В проекции на обучающегося – это проведение занятий творческого характера, которые приобретают событийный характер и, в этой связи, значимость для всех участников творческого процесса. Педагогическое событие следует рассматривать как момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие). Педагогическое событие происходит при условии, что взрослые во встрече с обучающимися прежде всего осознают цели воспитания, среди которых самое важное место занимает принятие ребенка таким, каким он является в настоящее время. Именно в таких условиях у детей появляется возможность самостоятельно, свободно и ответственно выбирать сотрудничество со взрослыми в режиме их совместной деятельности.
Таким образом, рассматривая событийный подход как основу развития творческой личности взрослого и ребенка, можно утверждать востребованность и необходимость создания текстоориентированнной среды познания мира и самого себя в этом мире. Перспективным является прикосновение к событиям давно минувших дней и событиям сегодняшнего дня. Особую значимость приобретают тексты культуры (в том числе и архивные документы), которые воспроизводятся, интерпретируются, осмысливаются, а потом либо просто запоминаются, либо становятся основанием для дальнейших поисков.
Список литературы:
1.Витгинштейн, Л. Философские исследования // Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994.
2.Гагаев А. А., Гагаев П. А. Речь как индивидуально-авторский феномен (теория и практика). –Учеб. пособие к элективному курсу. – Пенза, 2005 г.
3.Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград; Архангельск: Перемена, 1996. С.3-16.
4.Лузина, Л. М. Со-бытийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство: сборник научных трудов «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания.- Волгоград: Перемена, 2004.- 419 с.
5.Мазниченко М. Событие: средство воспитания школьника и будущего педагога. // Народное образование, 2006, №9.
6.Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: АKADEMIA, 2001.196 с.
7.Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности». М.: Прометей, 1989.
8.Попова, В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология».: учебное пособие /В.И. Попова; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос.пед.ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 136 с.
9.Прохоров Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 176 с.
10.Сапожникова О.В., Смирнова Н.В. Событийный подход к организации уроков русского языка. // РЯШ, 2008, №6.
11.Скворцов, Л.И. Культура русской речи / Л.И. Скворцов. - М.: Знание, 2013.
12.Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
13.Ценностно – смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей/сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. – 129 с.