Экономические аспекты процессов информатизации и информационной политики в современных условиях




Экономические аспекты процессов информатизации и информационной политики в современных условиях

Теория управления | (36) УЭкС, 12/2011 Прочитано: 16022 раз

·

· 1

· 2

· 3

· 4

· 5

(0 Голосов:)

· Автор (авторы):

Гасилов В.С., Хайруллина Л.И.

· Дата публикации:

01.12.11

· № гос.рег.статьи:

0421100034/0600

· ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Казанский научно-исследовательский технологический университет

Экономические аспекты процессов информатизации и информационной политики в современных условиях

Гасилов В.С., к.т.н., доцент,

кафедра промышленной безопасности,

Казанский научно-исследовательский

технологический университет,

E-mail:GAS-V-S@mail.ru

Хайруллина Л.И., к.с.н.,

старший преподаватель,

кафедра промышленной безопасности,

Казанский научно-исследовательский

технологический университет,

E-mail:rx76@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены такие понятия как информация, информатизация, «инфосфера» с экономической точки зрения. Описано влияние процессов информатизации и развития информационного общества на упорядоченность и устойчивость экономической системы. Дано описание информационной политики в ракурсе её использования для построения стратегии социально-экономического развития государства.

Ключевые слова:. информация, информационные технологии, информатизация, информационная среда, «инфосфера», индустриальное общество, информационное общество, знания, информационная политика.

Abstract. The article focuses on economic approach to the notions of information, informatization, and information environment. The impact of informatization and civil society development processes on the regularity and sustainability of the economic system are described. Information policy as a way to form social and economic strategy of the state is analyzed.

Keywords: information, information technology, informatization, information environment, industrial society, knowledge, information policy.

Развитие информационных технологий вызвало к жизни новую экономическую категорию – информацию. В существовавших ранее экономических учениях рассматривались три составляющие производства – природные ресурсы, труд и капитал. Они, как известно, замещают друг друга. Еще совсем недавно невозможно было представить себе в этом качестве информацию, в частности из-за того, что сбор, передача и обработка данных для извлечения полезных свойств были затруднены, однако в настоящее время происходит переосмысление значения информации как экономической категории. «Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимы с традиционными (энергия, сырье и т д.) ресурсами, величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость» [3].

Современные информационные технологии позволяют использовать огромные массивы данных в режиме реального времени, причем стоимость этого постоянно снижается. Как следствие, информация становится важной составляющей производственного процесса и теснит в нем традиционные компоненты – природные ресурсы, труд и капитал.

Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений) с другими структурами и людьми. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы.

Упрощенно последнюю можно представить как совокупность воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которого многократно происходит преобразование информации. Современное материальное производство базируется на индустриальных технологиях, которые все больше требуют расширенного обмена информацией, т.е. зависят от степени совершенства процессов обработки данных. В целом взаимодействие субъектов производства имеет исключительно информационную сущность. Причем за редким исключением экономическая деятельность не приемлет идеологического принуждения или физического воздействия. [6]

Присущее экономике свободное волеизъявление людей складывается путем анализа разнородной информации (она может быть искаженной, направленной на изменение потребительского спроса, устранение конкурентов и т.п.). Следовательно, экономические процессы всегда являются результатом преобразования информации. На них очень сильно влияют условия создания, обработки и передачи данных.

Преобразование информации становится решающей составляющей, как производства, так и потребления. Ее можно рассматривать в качестве единой субстанции, объединяющей предметы, средства и продукты труда. Производители стремятся заранее исследовать конъюнктуру рынка, готовы заплатить большие деньги за сведения о продукции конкурентов, тратят значительные средства на рекламу и т.д.

Как и любой товар, ценную информацию можно продать и купить. Но в отличие от материальных благ, на рынке которых присутствует не только готовая продукция, но и полуфабрикаты, информационные ресурсы приобретают стоимость чаще всего только в готовом виде. Если в традиционном производстве его объемы пропорциональны капитальным затратам, то индустрия информационного общества не подчиняется этому классическому постулату экономической теории.

В качестве капитала информация может рассматриваться и в масштабе государства и применительно к частной собственности. Причем человек может обанкротиться в результате нерационального вложения личных средств, потерять все имущество после природного или политического катаклизма, но всегда имеет возможность сохранить свой информационный капитал как совокупность накопленных знаний, умений и навыков.

Полезность информационного продукта всегда относительна, так как определяется его ценностью для конкретного пользователя. Однако не всегда возможно заранее предугадать даже область применения некоторых инноваций. Привычная для нас экономика построена на законах собственности, т.е. обладания некоторыми материальными объектами (сооружения, орудия труда и т.д.). При этом важны географическое расположение объекта, наличие природного сырья, близость энергетических и людских ресурсов, транспортных путей и многое другое, в том числе возможность монопольного использования. Например, нефтяная скважина на берегу моря при прочих равных условиях дает больший доход, чем аналогичная в сейсмически активной зоне или на вечной мерзлоте. Таким образом, ценность материальных ресурсов имеет пространственную сущность.

Ценность же информационных ресурсов основана на временной сущности, т.е., как правило, наибольшей величины она достигает в момент возникновения (создания) и значительно уменьшается в связи с тиражированием. Именно временная их сущность лежит в основе биржевых спекуляций, инвестиционной привлекательности научных разработок, рекламных доходов СМИ и т.д.

Информационная составляющая влияет не только на структуру капитала, но и изменяет производственные и рыночные параметры продукции. Однако современные концепции не всегда признают за ней роль решающего ресурса. Конечно, при поверхностном рассмотрении может сложиться мнение, что использование информации представляет собой только дальнейшее развитие научно-технического прогресса, приводящее к традиционному снижению капиталовложений, росту производительности труда и т.д. На самом деле информация интегрируется практически со всеми ресурсами экономики (сырьем, энергией, трудом, финансами, технологиями, управлением и т.д.), коренным образом изменяя их свойства. В силу этого она выступает не только как совокупность некоторых данных, но и как составная часть ВВП. [6]

Окружающая нас реальность в ходе все более активных действий по преобразованию информации превращается в информационную среду, часто называемую киберпространством, или инфосферой. Данный термин в оборот ввел О. Тоффлер в своей книге «Третья волна». Основная метафора, используемая Тоффлером, – это столкновение волн, приводящее к переменам. [7].

По мнению автора, идея волны – это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен». Применяя новый подход – волнофронтальный анализ социальных процессов (или анализ «фронта волны») [4], который означает видение эволюции мира в ее глобально-синхронных фазах, Тоффлер анализирует технико-экономические и информационно-коммуникативные факторы общественного развития.

Первая волна, по Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Вторая волна возникла в конце XVII в. в Европе – это индустриальная революция. Вторая волна вызвала к жизни три определяющие социальные структуры (главные институты): малая семья; обучение фабричного типа; гигантские корпорации.

Обращаясь к «инфосфере», Тоффлер прослеживает основные принципы фабричного производства и в средствах массовой информации, которые штампуют одинаковые сообщения, точно так же, как фабрика штампует один и тот же товар. Причем, без системы информационного обслуживания индустриальная цивилизация не смогла бы оформиться и надежно функционировать. Таким образом, выросла хорошо разработанная инфосфера – коммуникационные каналы, через которые индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться так же эффективно, как товары и сырье [7]. Инфосфера переплелась с техно- и социосферами, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей.

Тоффлер также акцентирует внимание на явлении, которое он назвал «демассификацией масс-медиа» [7]. В частности, говоря о тенденциях развития средств массовой информации, он отмечает повышение их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Совокупность средств вычислительной техники и высокоскоростных коммуникационных каналов дает возможность инфосфере не только накапливать и распространять информацию, но и воздействовать на мировую экономику. Последняя постепенно начинает функционировать в условиях объединенного рынка, когда все имеющиеся товары виртуально сосредоточены в одном месте. Географические, этнические, политические и другие границы все меньше препятствуют обмену экономической информацией, который приобретает глобальный характер.

Формирование информационного общества происходит под воздействием перераспределения значимости различных экономических сфер. [1] Некоторые исследователи в области изучения информационного общества, в частности Маршалл Маклюэн, в своих трудах писали, что технологии коммуникации являются решающим фактором процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Так, он пишет, что развитие и экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса. Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным, формируется исходный элемент и центральный агент такого общественного устройства – атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность. [4]

На рубеже 1980/90-х гг. происходят коренные изменения в развитии современной индустриальной цивилизации. Переход к информационному обществу стал приобретать характер реальной перспективы и даже неизбежной насущной необходимости. Специалисты в области социологии, политологии, экономики оказались перед задачей сформулировать новые перспективы развития экономических и социально-политических систем в условиях реального функционирования технологий информационного общества. Одной из новейших концепций в русле постиндустриализма стало исследование Питера Дракера.

По его мнению, современная эпоха – это эпоха радикальных изменений основ общественного устройства – трансформации капиталистического общества в общество, основанное на знаниях. В своей концепции Дракер соотносит прогресс с тремя этапами изменения роли знания в обществе: первый этап связан с применением знаний для разработки орудий труда, технологий и организации промышленного производства; второй этап – применение знаний к процессам организованной трудовой деятельности; третий (современный) этап характеризуется тем, что знание становится основным условием производства и «знание теперь используется для производства знания». [2] В современном обществе, считает Дракер, такие ресурсы, как земля, рабочая сила и капитал можно получать без особого труда, если есть необходимые знания – таким образом, знание в его новом понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов. Изменение роли знания Дракер определяет революцией в сфере управления, т.к. «использование знаний для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов – это, по сути дела, и есть управление». [2]

Основным выводом из концепции Дракера является то, что переход к «обществу, построенному на знании», принципиально меняет властную структуру общества: появляются новые формы организации власти, и в связи с этим власть и контроль постепенно переходят от обладателей капитала к тем, кто обладает знанием, информацией и эффективными технологиями их использования. Анализ концепции Дракера позволяет сделать вывод о том, что совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств массовой коммуникации является основой формирования эффективной информационной политики, проведение которой непосредственным образом отражается на экономической сфере любого государства.

В основе информатизации общества и бизнеса лежат информационные технологии, развитие которых является фундаментом для информатизации остальных отраслей экономики и общества. Поэтому опережающее развитие индустрии информационных технологий - необходимая предпосылка для информатизации всех остальных сфер жизни и деятельности общества. Мировой рынок становится все более открытым и дает возможность любой стране приобрести как современную технику, так и технологии ее производства. Однако любая техника подвержена быстрому моральному старению, избежать его можно только эксплуатируя информационный капитал. Экономическое превосходство развитых стран во многом обусловлено наличием специалистов высокой квалификации, не только владеющих определенным уровнем знаний, но и постоянно их совершенствующих.

К характерным чертам и признакам информационного общества, формирующегося в современной России [5] можно отнести формирование единого информационно-коммуникационного пространства государства как части мирового информационного пространства, которое предполагает полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов, а также создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.

Целью информатизации современной России является повышение уровня и качества жизни жителей регионов, ускорение экономического развития, развитие научно-технической, социально-экономической и культурной сфер общественной жизни, в том числе совершенствование механизма государственного управления за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение технологий информатизации и связи является главным элементом процесса информатизации, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса.

В последнее время органы государственной власти в центре и в регионах все более осознают необходимость построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед. Сегодня информация превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области информационных технологий делают его структурным элементом стратегии государства.

Для регулирования и контроля за потоками информации проводится информационная политика, которую с экономической точки зрения можно рассматривать, прежде всего, как инструмент усиления управляемости регионами, областями и муниципальными образованиями. Её целью является создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг; формирование благоприятной информационной среды в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала.

В области экономики осуществление государственной информационной политики позволяет быстрее и точнее строить стратегию социально-экономического развития стран. Эта стратегия опирается на:

· постоянное увеличение инвестиций в информационную среду общества;

· использование преимуществ, которые дает владение необходимой социальной и экономической информацией;

· эффективные и гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизнью в целом;

· резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы;

· развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры и электронной коммерции. [5]

Государственная информационная политика ориентируется на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как важного условия структурной перестройки экономики государства, на переход к новым высшим типам технологических укладов, и, в конечном счете, на существенное повышение уровня жизни населения.

В современный период усилия государства сосредоточены на создании благоприятной правовой среды для развития информационных технологий и электронной торговли; стимулировании развития отраслей экономики, связанных с информационными технологиями; интеграции России в глобальное информационное сообщество; расширении использования новых информационных технологий в государственном управлении и государственном секторе экономики; распространении информационных технологий в обществе; поддержке научных исследований в области информационных технологий.

Таким образом, в любой современной продукции присутствует информационная составляющая, причем ее вес становится все больше. В настоящее время именно степень развития информационных и коммуникационных технологий характеризует состояние общества, а проводимая государством информационная полтика в решающей степени влияет на каждого человека.

Библиографический список:

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986. – С. 330.

2. Дракер П. Посткапиталистическое общество / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М.: Academia, 1990.

3. Ершова Т.В. Переход России к информационному обществу: вызов времени / Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов // Интернет и современное общество, 2-ая Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 29 ноября – 3 декабря.–1999 г: Тезисы докладов СПб: Изд-во СпбГУ, 1999. – С. 25.

4. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. – М.: МГУ, 1995.

5. Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество. – 1999. – № 3.

6. Сидоров, А. Экономические аспекты информационных технологий/ А. Сидоров//

7. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. –М.: АСТ. –1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: