Методы бух. учета.
1. Документация и инвентаризация.
2. Оценка и калькуляция
3. Счета и двойная запись.
4. Баланс и бух. отчетность.
метод бухгалтерского учета
Документация – письменное свидетельство о каждой совершенной хоз. операции.
Хоз. операция – факт хоз. деятельности, которой оказывает влияние на финансовое положение компании.
Документирование - составление документа для отражения конкретной хоз. операции.
Документ должен содержать обязательные реквизиты, которые утверждены в унифицированных формах стандартных документов.
К обязательным реквизитам относится: наименование компании, ее юридич. адрес, ИНН, номер док-та, дата док-та, наименование хоз. операции, колл-ое и суммовое выражение хоз. операции, подписи лиц ответственных за этот документ, подписи руководителей (но не во всех).
Инвентаризация – «сверка» с тем что есть в учете, с тем что есть в наличии.
При инвентаризации проверяются:товары, готовая продукция, материалы, основные средства, наличие денежных средств в кассе, дебиторская и кредиторская задолжность.
Инвентаризация бывает:
· Плановая.
(проводится в сроки утвержденные самой компанией. Обычно это основные средства. Дебиторская и кредиторская проверяются раз в квартал, ревизия кассы раз в месяц)
· Внезапная
Внезапная проводится при стихийных бедствиях, кражах, смене руководства. Материально ответственные лица несут полную мат. ответственность за сохранность складов и кассы. С ними заключается договор о полной мат. ответственности. Если не доздача связанна со стихийным бедствием, то эта не доздача покрывается самой компанией. Если произошла кража и открыто уголовное дело, то убыток будет возмещен с виновного (если найден), если не найден и уголовное дело закрыто убыток покрывает сама компания (из полиции документ о закрытии дела)
Излишки выявленные при инвентаризации приходуются в доход компании при инвентаризации оформляются следующие документы:
1. Инвентаризационная опись, в которой фиксируется реальное кол-во проверяемой продукции.
2. Сличительная ведомость, в которой фиксируется, что обнаружено при инвентаризации с тем, что есть в учете.
2 метод бухгалтерского учета ( оценка и калькуляция )
Оценка – подсчет стоимости активов, имуществ, обязательств перед принятием к учету.
Калькуляция – расчет себестоимости единицы продукции.
Себестоимость – сумма всех затрат на изготовление, продажу товаров, работ, услуг.
3 метод бухгалтерского учета ( Счета и двойная запись )
Счет – способ группировки имущества компании, обязательств, определенных хозяйственных операций. Счет это код который имеет двухзначное обозначение.
Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций.
По дебиту одного счета и кредиту другого.
Отразить хозяйственную операцию двойной записью это значит составить бухгалтерскую проводку.
По отношению к балансу счета подразделяются на:
o Активные
o Пассивные (отражаются в пассиве баланса)
o Активно - пассивные
Счета бывают балансовые, не балансовые и за балансовые.
Балансовые счета могут иметь, а могут и не иметь начального остатка на начало и конец месяца
Не балансовые ни когда не имеют остаток не на начало не на конец месяца.
Остаток на начало - сальдо начальное, остаток на конец месяца – сальдо конечное.
За балансовые счета–имущество не принадлежащие организации.
(3-значный номер, не участвуют в подсчете валюты баланса)
Не балансовые ни когда не имеют сальдо и закрываются на балансовые счета.
4 метод бухгалтерского учета ( Баланс и бух. отчетность )
Баланс имеет контрольное значение.
В балансе отражается финансовое состояние компании.
Баланс это таблица.
Левая сторона – актив; правая сторона – пассив.
Каждая сторона имеет разделы, а каждый раздел имеет статью.
Актив | Пассив |
Вне оборотные активы … Итого: Оборотные активы … Итого: | Капитал и резервы … Итого: Долгосрочные обязательства … Итого: Краткосрочные обязательства … Итого: |
Баланс |
Бухгалтерская отчетность составляется на определенную отчетную дату. (на 31 марта, 30 июня, 30 сентября)
Типовые изменения в балансе под воздействием хозяйственных операций.
Изменение только в активе.
Пассивное изменение. При этом итог актива и пассива не меняется.
Активно пассивные увеличение.
И актив и пассив увеличиваются на одну и туже сумму при этом равенство сохраняется.
Активно – пассивное уменьшение.
Оборотные активы, запасы:
· Материалы (сырьё, топливо, канцтовары, инвентарь, инструмент, основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб.).
· Товары приобретенные для перепродажи.
· Готовая продукция.
· Затраты основного производства. (материальные затраты, оплата труда, взносы на социальное страхование, амортизация, коммунальные расходы и прочие расходы) из этих затрат образуется себестоимость готовой продукции.
Все хозяйственные операции, происходящие в компании, оформляют в журнал хозяйственных операций. В этой таблице отражаются хозяйственные операции проводки, которые эту хозяйственную операцию отражают и сумму этой хозяйственной операции.
Компания ООО «Студент»
На 1 сентября имеет основные средства – 1.000.000 рублей.
Материалы на складе – 50.000 рублей.
Деньги в кассе 10.000 рублей.
Деньги на расчетном счете 500.000 рублей.
Готовая продукция на складе на сумму 100.000 рублей.
Уставный капитал 30.000.
Задолженность персоналу по оплате труда 100.000.
Задолженность поставщикам 200.000.
Задолженность в бюджет по налогам 40.000.
Актив | Пассив | ||||
№ счета | Данные на 01.09. | Данные на 01.10 | № счета | Данные на 01.09 | Данные на 01.10. |
1.000.000 рублей | 30.000 рублей | ||||
50.000 рублей | 100.000 рублей | ||||
10.000 рублей | 60.1 | 200.000 рублей | |||
500.000 рублей | 40.000 рублей | ||||
100.000 рублей | |||||
Итого | 1.660.000 | Итого | 370.000 | ||
Остаток | 1.290.000 |