Практическая работа № 35
«Проверка состояния приборов и штепсельных розеток»
Цель работы: освоить методику проверки состояния приборов и штепсельных розеток.
Приборы и инструменты: комбинированный прибор Ц4380 (ампервольтомметр ЭК-2346, мультиметр В7-63), переносная осветительная лампа, лестница-стремянка, гаечные торцовые ключи 7х 140; 8х 140; 9х 140; 10x140 мм, паяльник, припой ПОС-30.
Краткие теоретические сведения
Проверка внешнего состояния приборов
При внешнем осмотре следует обратить внимание на сроки проверки приборов в РТУ, наличие этикеток, пломб и оттисков на приборах в местах, предназначенных для пломбирования и доступных для внешнего осмотра, а также дефекты кожуха, коробление плат, степень нагрева приборов, особенно полупроводниковых преобразователей, трансформаторов, выпрямителей и др.
Следует проверить крепление штепсельных розеток, конденсаторов, резисторов, регулировочных винтов резисторов, состояние монтажа, отсутствие сообщения проводов между собой на выводах приборов, отсутствие следов потеков и вспучивания корпуса электролитических конденсаторов, а также наличие изоляционных прокладок между конденсаторами и корпусом.
Проверка внутреннего состояния приборов
При визуальном осмотре особое внимание необходимо обратить на отсутствие: следов ржавчины, плесени и влаги внутри реле; видимого перекоса в осевых сопряжениях приборов, особенно подвижных усиленных контактов трансмиттерных реле; выпадания винтов, гаек и других деталей внутри реле, а также заметное ослабление их крепления; подгара контактов или эрозии; изменения установленной формы поверхности контакта; искрения контактов под нагрузкой; трещин и выщербин угольных контактов; явного нарушения установленного зазора между контактами, заметного неодновременного замыкания и размыкания контактов; отслоения краски выпрямительных пластин, подгара резисторов или обмоток, сообщения электрических цепей из-за касания токонесущих частей приборов; некачественного выполнения пайки.
|
В двухэлементных реле ДСШ и ДСР необходимо выявить наличие царапин на секторе, торможение сектора из-за касания регулировочными гайками противовеса внутренней стенки защитного кожуха и смещение этих гаек, отсутствие зазора между буферными обжимками сектора и сердечниками магнитной системы.
У путевых кодовых трансмиттеров следует визуально проверить, чтобы подшипники контактов катались по поверхности кодовых шайб без "провалов" на выступах и во впадинах, а межконтактный зазор в интервалах не уменьшался менее 1,5 мм.
Проверить наличие совместного хода контактов реле, работающих в импульсных режимах (ТШ, ИМВШ и др.), а также видимого зазора между крепящим винтом и якорем реле.
У реле НМШ особое внимание обратить на крепление и фиксацию винтов в противовесе якоря.
Приборы с обнаруженными неисправностями заменить. О всех преждевременно снятых с эксплуатации приборах электромеханик должен сообщить в РТУ.
Проверка внешнего состояния штепсельных розеток и измерение остаточного напряжения
Осмотреть состояние штепсельных розеток реле со монтажа.
Проверить отсутствие трещин, сколов, следов ржавчины, окислов, потеков, следов прожога между контактами, наличие хлорвиниловой трубки на выводах в местах паек. При необходимости штепсельные розетки почистить тканью или кистью-флейц.
|
Для штепсельных розеток, установленных в неотапливаемых помещениях или релейных шкафах, кроме проверки внешнего состояния, измеряют остаточные напряжения на сигнальных реле, в том числе на реле Ж и 3 сигнальных точек автоблокировки, а также на линейных реле, на повторителях сигнальных и путевых реле и известителях приближения к переезду. Остаточные напряжения на обмотках реле измерить вольтметром на шкале 0,3 В постоянного тока при разомкнутых контактах, включающих проверяемое реле под напряжение. Если в цепи проверяемого реле включено несколько управляющих контактов, то проверять остаточное напряжение отдельно для каждого разомкнутого контакта. Остаточное напряжение должно быть менее 0,1 В.
Последовательными измерениями (с отключением линии) выявить причину повышенного напряжения.
Заменить штепсельные розетки, дефекты которых невозможно устранить (трещины, следы прожога и др.), а также если они являются причиной завышенного остаточного напряжения на обмотках реле, соблюдая порядок, изложенный в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.
При периодической замене приборов проверить с лицевой стороны отсутствие изломов, вмятин и чрезмерных зазоров контактных пружин штепсельных розеток.
О выполненной работе записать в Журнал формы ШУ-2.
Порядок выполнения
|
1. Ознакомиться с технологической картой. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методическом указании теоретическими сведениями.
2. Опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ.
3. Составить алгоритм работ по проверке внешнего и внутреннего состояния приборов.
4. Составить алгоритм работ по проверке внешнего состояния штепсельных розеток и измерение остаточного напряжения.
5. Выполнить работы по проверке внутреннего и внешнего состояния приборов, а также по проверке внешнего состояния штепсельных розеток в лаборатории СамКЖТ или на посту ЭЦ полигона.
Содержание отчета
1) название работы;
2) цель работы;
3) опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ;
4) алгоритмы работпо проверке внешнего и внутреннего состояния приборов в соответствии с ТНК,
5) запись в журнале ШУ-2,
6) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.
Контрольные вопросы
1. На что необходимо обратить внимание при проверке внешнего состояния приборов?
2. На что необходимо обратить внимание при проверке внутреннего состояния приборов?
3. Укажите норму остаточного напряжения на разомкнутых контактах.
Литература
1. Копай И. Г. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ: учеб.пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 140 с. Режим доступа: https://umczdt.ru/books/41/18712/ - ЭБ «УМЦ ЖДТ»
2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2015 № 3168р в редакции аспоряжения ОАО 'РЖД' от 01.09.2016 № 1795р
3. ПОТ РЖД-4100612-ЦШ-074-2015, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» N 2765р от 26 ноября 2015 г.