Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.
Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие
Цикл в развитии общества - это чередование прогресса и регресса.
Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно
переходящих из одного в другое.
Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного
качественного состояния к другому.
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.
Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим
себя формам и структурам.
Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.
Частичные преобразования.
Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.
Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.
Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.
Информационноеобщество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.
Постиндустриальноеобщество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.
Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и
передаваемых из поколения в поколение.
Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Индукция - это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории
Абсолютная истина - это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.
Наука - это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний
Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,
это культурные стандарты хорошего и плохого.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции
действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.
2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным
законам
Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,
богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего
состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.
Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.
Образование —
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся
констатацией достижений.
Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может
углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое
не требует доказательств.
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального
воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и
нравы, верования, знания).
Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и
распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных
и классовых субкультур
Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,
характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Субкультура - это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры
Контркультура - это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.
Язык - это средство передачи культуры с помощью символов.
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих
одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,
мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Ноосфера - это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.
Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек - это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее
в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,
а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,
способностей, личностных возможностей
· Антропогенез – теория о происхождении человека.
· Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.
· Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.
· Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.
· Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
· Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
· Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.
· Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.
· Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
· Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
· Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знание об окружающем мире.
· Субъект познания – носитель познавательной активности.
· Объект познания – все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
· Условия познания – материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.
· Агностицизм – философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.
· Скептицизм – философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
· Оптимизм – философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.
· Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.
· Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
· Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
· Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
· Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
· Знание – результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
· Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
· Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
· Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.
· Относительная истина – неполное, неточное знание.
· Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
· Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.
· Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
· Субъект деятельности – человек, осуществляющий деятельность.
· Объект деятельности – предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.
· Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
· Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
· Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
· Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
· Общение – это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.
· Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.
· Творчество – вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
· Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
· Интуиция – знание, условие получения которого не осознаются.
· Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
· Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.
· Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
· Необходимост ь – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
· Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.
· Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.
· Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
· Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
· Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
· Культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
· Элитарная культура – культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.
· Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
· Массовая культура – современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).
· Субкультура – часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.
· Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
· Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
· Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
· Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
· Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
· Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
· Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
· Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
· Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
· Метод – орудие, средство.
· Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
· Эксперимент – исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
· Анализ – процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.
· Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
· Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.
· Дедукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.
· Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
· Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
· Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.
· Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
· Формализация – уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
· Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
· Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
· Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
· Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
· Религия –
1. вера в сверхъестественное;
2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения духовных потребностей.
· Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
· Тетемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
· Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
· Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
· Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и созидание эстетических ценностей.
· Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
· Анималистический – изображение животных.
· Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
· Прогресс – направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному.
· Регресс – направление развития по низходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому.
· Реформа – степень усовершенствования, проводимых постепенно, через ряд каких-либо преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.
· Революция – коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя.
· Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
· Политический плюрализм – принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
· Консенсус – согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить свое выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.
· Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
· Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.