Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК




Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.

Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие

Цикл в развитии общества - это чередование прогресса и регресса.

Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно

переходящих из одного в другое.

Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного

качественного состояния к другому.

Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим

себя формам и структурам.

Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.

Частичные преобразования.

Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.

Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.

Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.

Информационноеобщество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.

Постиндустриальноеобщество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.

Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и

передаваемых из поколения в поколение.

Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Индукция - это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории

Абсолютная истина - это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

Наука - это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,

это культурные стандарты хорошего и плохого.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции

действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным

законам

Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,

богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего

состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

Образование

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся

констатацией достижений.

Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое

не требует доказательств.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального

воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и

нравы, верования, знания).

Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и

распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных

и классовых субкультур

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,

характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Субкультура - это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры

Контркультура - это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

Язык - это средство передачи культуры с помощью символов.

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих

одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,

мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

 

Ноосфера - это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.

Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек - это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее

в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной

деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,

а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,

способностей, личностных возможностей

 

· Антропогенез – теория о происхождении человека.

· Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

· Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.

· Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.

· Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

· Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

· Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.

· Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

· Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

· Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

· Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знание об окружающем мире.

· Субъект познания – носитель познавательной активности.

· Объект познания – все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

· Условия познания – материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.

· Агностицизм – философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.

· Скептицизм – философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

· Оптимизм – философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.

· Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.

· Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

· Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

· Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

· Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

· Знание – результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

· Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

· Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

· Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.

· Относительная истина – неполное, неточное знание.

· Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

· Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

· Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

· Субъект деятельности – человек, осуществляющий деятельность.

· Объект деятельности – предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.

· Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

· Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

· Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

· Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

· Общение – это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.

· Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.

· Творчество – вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

· Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

· Интуиция – знание, условие получения которого не осознаются.

· Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

· Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.

· Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

· Необходимост ь – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

· Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.

· Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

· Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

· Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

· Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

· Культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

· Элитарная культура – культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.

· Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

· Массовая культура – современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).

· Субкультура – часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.

· Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

· Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

· Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

· Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

· Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.

· Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

· Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

· Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

· Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

· Метод – орудие, средство.

· Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

· Эксперимент – исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

· Анализ – процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.

· Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

· Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

· Дедукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.

· Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

· Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

· Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.

· Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

· Формализация – уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

· Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

· Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

· Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

· Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

· Религия

1. вера в сверхъестественное;

2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения духовных потребностей.

· Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

· Тетемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

· Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

· Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

· Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и созидание эстетических ценностей.

· Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

· Анималистический – изображение животных.

· Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

· Прогресс – направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному.

· Регресс – направление развития по низходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому.

· Реформа – степень усовершенствования, проводимых постепенно, через ряд каких-либо преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.

· Революция – коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя.

· Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

· Политический плюрализм – принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.

· Консенсус – согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить свое выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.

· Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

· Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: