Основные принципы внеклассной работы




 

Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, конституции специалистов.

В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края. Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции),так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

Значение внеклассной работы в школе может быть правильно определено лишь при учете тех требований, которые мы предъявляем к внеклассной работе вообще. Вопрос о подобных требованиях, казалось бы, прост и ясен. Однако, на самом деле в решении его - как в теории, так и в практике - нет достаточной четкости. Поэтому представляется нужным высказать здесь ряд соображений. В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение, что обусловлено спецификой самой литературы как учебного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит - и этого почти не случается в преподавании других дисциплин – о людях, их качествах, их отношении к обществу, о дружбе, о любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самым словесник учит своих воспитанников разбираться в людях, вырабатывает в них моральные принципы. Литература – это человековедение. Преподавание литературы становится в известном смысле обучением жизни. И никакой иной предмет в школе не может идти в сравнение с литературой по силе своего воспитательного воздействия. Однако воспитание не проходит само собой на уроках. Посредством одних уроков, как бы совершенны они не были, учитель не может решить многих важных задач нравственного воспитания, особенно актуальных сейчас. Перегруженность программы материалами, недостаток времени не позволяет в учебные часы уделять должное внимание тем многочисленным этическим проблемам, которые возникают перед школьниками в связи с изучением литературы. Поэтому учитель, который на деле хочет быть воспитателем, вынужден проводить занятия во внеурочное время.

Внеклассная работа, таким образом, становится органической частью педагогической деятельности учителя-словесника. Следует отметить также, что на уроке, касаясь различных нравственных проблем, ограничиваясь их обсуждением, ответы при этом и сочинения учеников далеко не всегда дают верное представление о том, насколько те или иные мысли стали в действительности убеждениями учеников, принципами их поведения. Конечно, при умелой организации урока в какой-то степени и на нем обнаруживаются глубина характера, личные взгляды ребят на жизнь. Тем не менее, чтобы узнать реальную цену словам о гуманизме, эгоизме, чуткости и т.д., нужно видеть ребят не только на классных занятиях. Качества ученика значительно определеннее раскрываются за пределами урока, в обстановке непринужденной, когда он занят, неучебным, в известной мере необязательным делом, которое к тому же заставляет его вступать в самостоятельный контакт с окружающими. На внеклассных занятиях учитель получает возможность полнее разобраться в характере ученика и решительнее воздействовать на формирование его личности.

Следовательно, по сравнению с уроком, где преобладает "теория", внеклассные занятия могут стать своеобразной "практикой" нравственного воспитания. Но внеклассная работа необходима словеснику не только в воспитательных целях.

Имеется также ряд жизненно важных практических навыков, развитие которых должно происходить под руководством учителя литературы: умение работать с книгой, с каталогами и справочной литературой, навыки сбора и систематизации материала, подготовка докладов и выступлений - этому обучаются дети в той или иной степени в классе. Но действительное закрепление, упрочнение указанных навыков литературной работы достигается еще более широкими и самостоятельными упражнениями. Такими упражнениями может служить внеклассная работа по литературе.

Таким образом, внеклассная работа совершенно необходима как с точки зрения задач воспитания, так и в интересах в обучения. Поэтому она должна стать органическим звеном учебно-воспитательного процесса.

Различные формы внеклассной работы должны отвечать определенным требованиям.

В классе, на уроке учитель обучает и воспитывает всех своих учеников, заботится о нравственном облике, культурном уровне, о развитии специальных навыков и умений не отдельных лишь школьников, а каждого из учеников класса, всех вместе. Внеклассная работа должна, как и урок охватить всех учеников, приобрести массовый характер. Немассовый характер внеклассных занятий по литературе может принести даже некоторый вред. В первую очередь тем "одаренным" избранным детям, которые становятся постоянными членами различных творческих кружков драматического или писательского характера. Дело в том, что в подобных кружках объединяются действительно наиболее способные ученики, которые часто окружаются неким ореолом исключительности. Это очень дурно влияет на ребят. Не случайно такой знаток детской психологии как К.И.Чуковский отмечал: "...как не дорого само по себе наше бережное отношение к талантливым детям, необходимо признаться, что порой оно кое-где принимало чрезмерные формы… Захваливая авансом того или иного ребенка, проявившего тяготение к искусству,... тем самым развивали в нем зазнайство и чванство, способствовали его отрыву от коллектива товарищей и готовили ему судьбу неудачника." (К.И.Чуковский "От двух до пяти", стр. 325-326). Не нужно понимать сказанное в том смысле, будто заниматься со школьниками, имеющими талант и увлекающимися литературой, излишне. Им необходимо уделять специальное внимание. Этой цели могут служить, в частности, кружки. Это можно делать и в рамках широкой работы. Одно, несомненно: внеклассные занятия по литературе не могут ограничиться кругом талантливых детей, не могут сводиться лишь к кружковой форме.

Не меньшее значение, чем массовый характер внеклассных занятий, имеет связь их с занятиями в классе. Внеклассная работа должна быть тесно связана с замечаниями в классе, должна вытекать из них и сливаться с ними.

Допустим, на уроке мы увидим, что какие-то проблемы привлекли особое внимание учеников или, наоборот, не затронули их. Урок не дает нам условий задерживаться на возникших вопросах, не позволяет в связи с ними использовать большой дополнительный материал. Мы поднимаем эти проблемы на внеклассных занятиях и добиваемся, чтобы у ребят утвердилось верное отношение к тем или иным явлениям. Сочетание классных и внеклассных занятий, объединение их в единое целое возможно лишь в том случае, когда внеклассные занятия имеют характер процесса, а не кратковременных мероприятий от случая к случаю, т.е. должна быть определенная системность в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это также одно из важных условий. Внеклассная работа может вестись только на основе добровольности интереса к ней учащихся. А возбудить интерес можно, лишь дав руки каждого живое дело, требующее той активности, той энергии, избыток которой всегда ощущается в детской среде.

Таким образом, внеклассная работа по литературе становится эффективным звеном в учебно-воспитательном процессе и начинает играть действительно серьезную роль лишь при известных условиях, главные из них: массовость охвата знаниями всех учащихся, постоянная и планомерная связь с классной работой, системность и продолжительность, соответствие возрастным особенностям. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа, но учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые мешают осуществлять задуманное. Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, а иногда нет достаточного опыта их организации. Нередко получается, что учителя увлекаются внешней показной стороной мероприятий - насколько они ярки, красочны. Это ведет к ориентации на таланты. К подготовке привлекаются только испытанные "чтецы", "художники", "музыканты".

При организации мероприятия следует сосредоточить внимание на его содержании на том, каким воспитательным и образовательным целям оно служит, а не на внешней стороне.

Одной из проблем, которые возникают перед начинающим учителем, при проведении внеклассного мероприятия/является выбор формы.

Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей – дорог. В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края.

Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества. Познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

1. Урок-игра "Путешествие в мир литературных героев" (обычно в начале учебного года;

Урок-инсценировка.

Мини-спектакль на уроке литературы.

Брейн-ринг.

2. Урок-викторина.

3. Урок "Аукцион знаний".

4. Урок-конкурс знатоков.

5. Урок-выпуск литературного журнала.

Музейный урок.

Урок - литературный салон, литературная гостиная. Можно сказать, что некоторые из названных форм относятся больше к воспитательным мероприятием.

Телепередача, молодежное движение, организация, вид эстрадного искусства, КВН, викторина, беседа. (Збарский И. С. с.57)

 

Программа по литературе

 

Как известно, Государственный стандарт общего образования по русскому языку и включает три компонента:

- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;

- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

-компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением, в Федеральном базисном учебном плане определено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

Региональный компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных предметов.

В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану указывается, что «часы регионального (национально-регионального) компонента могут быть использованы в основной школе для углублённого изучения учебных предметов, факультативов дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. Каково же назначение НРК? Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка НРК общего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.

Данный подход позволит построить содержание и структур НРК так чтобы, не впадая в традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить особенности российской культуры как культуры стыковой, пограничной, где, по словам Н. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории - восточной и западной», где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Особое положение нашего региона на границе Европы и Азии определяет региональное своеобразие как выражение общенациональной специфики. Эта общенациональная специфика проявляется ярко. Ведь провинциальные регионы как раз и выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, уклад жизниценности и установки; они являются хранилищами культурной специфики всей страны, всей нации. На основе Федерального базисного учебного плана спроектирован областной базисный учебный план, он призван стать инструментом региональной образовательной политики; позволяет сохранить единство образовательного пространства и реализовать НРК государственного образовательного стандарта. Содержание образования НРК усиливает образовательную область «Филология». Содержание регионального компонента языкового и литературного образования, которое может быть реализовано в следующих направлениях: - "Русская словесность;

- риторика

-лингвистическое краеведение;

-литературное краеведение;

-лингвистический анализ текста;

Усиление внимания к формированию культуроведческои компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи всё это стало важным моментом в определении в содержания НРК языкового образования. А усиление нравственно-этического и культурно-эстетического аспекта, повышенное внимание к формированию культуры устной и письменно речи - всё это стало определяющими направлениями в реализации регионального компонента литературного образования.

Специалистами по разработке региональных программ развития отмечается, что наиболее проблемными сферами являются процессы социально-экономического развития; процессы согласования межрегиональных и международных интересов; пространственное развитие региона, связанное с различиями в условиях формирования отдельных административных районов и городских образований и др.

Предлагаемая программа изучения литературы с основами краеведения составлена на основе программы по литературе для учащихся общеобразовательных школ 5 классов авторского коллектива (А. Г. Кутузов, М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин). Программа рассчитана на учащихся школ, гимназий, лицеев и представляет собой один из возможных вариантов программ, изучающих литературное краеведение как региональный компонент. В ней предложены темы и указано как конкретное количество часов на каждую тему, так и общее количество часов на каждый класс. Учитель может самостоятельно определять необходимое время на изучение той или иной темы.

Следует учитывать, что данная программа корректировалась с использованием 10-15% учебного времени на изучение регионального компонента. При этом учитель может по своему усмотрению отбирать художественные произведения для текстуального изучения, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, наличия текстов художественных произведений и других условий, не нарушая при этом образовательных стандартов и логики изучения программы, включающей региональный компонент.

Цель курса «Литература с основами краеведения» - формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе систематического изучения художественных произведений омских авторов; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.

Задачи курса:

1.Сформировать у учащихся знания о родном крае, реальные представления об окружающем мире и природе, средствами краеведческой литературы.

2.Развить умение воссоздавать художественные образы литературных произведений омских авторов.

3.Развить эмоциональную сферу личности ребенка, его образное мышление, познавательную активность, приобщая к изучению художественной литературы, отражающей особенности жизнедеятельности нашего региона.

В 5 классе главное внимание при изучении литературного краеведения отводится устному народному творчеству. Изучаются загадки, пословицы и поговорки, сказки и т. д. жителей нашего региона.

 


 

Базовая программа 129 часов. Краеведческий компонент 7 часов.
Литература как вид искусства. Литература народов Сибири (1 ч.).
Устное народное творчество: Загадки, небылицы, потешки, нескладушки, считалки. Пословицы и поговорки русского народа. Бытовые сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Волшебные герои и волшебные события. Анализ сказки (на выбор). Загадки, небылицы, считалки, нескладушки на материале сибирского фольклора (1 ч.). Пословицы и поговорки северных районов Омской области (1 ч.). Бытовые сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Сказки о животных народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Волшебные сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Анализ Сибирской народной сказки (на выбор) (1 ч.).

 

К концу 5 класса учащиеся должны:

1.Знать основы сибирского фольклора: сказки, загадки, пословицы, поговорки и применять его в разговорной речи.

02.Уметь отличать сибирский фольклор от общероссийского.

3.Классифицировать фольклор по тематике: дружба, взаимовыручка, доброта, любовь к родителям, трудолюбие.

4.Уметь высказывать собственные суждения о поступке литературного героя.

Уроки по хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой.

Программа по литературе 5 класс (102 часа) - научный редактор Курдюмова Т.Ф.

Введение

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художе_ственным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.

Теория. Искусство. Виды искусств.

Литература как искусство слова

Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Уче_ник как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Общее понятие о тропах и фигурах.

Мифы народов мира

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Ми_фы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздни_ки. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворе_нии мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологиче_скими представлениями о мире.

Устное народное творчество (фольклор)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообра_зие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взгля_дов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведе_ний русского фольклора.

Теория. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины

Былины - русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители («сказывание» былин).

Теория. Былина как русский народный эпос. Былина «На заставе богатырской». Герои былины:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Си_ла и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.

Теории. Сюжет. Гипербола.

Былина «Святогор - богатырь». Рассказ о Святогоре-богатыре из «Первой русской киши для чтения» Л. Н. Толстого. (Запись былины П. Н. Рыбникова.) необычайная сила и могущество Святогора. Святогор и Микула Селянинович. Причи_на поражения Святогора превосходства Микулы. Особенности былинного стиха.

Теория. Постоянный эпитет, (сравнение и отрицательное.)

Русские народные сказки

Сказки как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр

Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярма_рок и гуляний. Герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический харак_тер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драмати_ческого произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка как люби_мый герой массовых народных гуляний. Его остроумие, изобретательность, озорст_во и смелость. Поединки Петрушки с его врагами. Социальная острота этих столк_новений. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория. Особенности кукольного театра. Диалог в пьесе.

Русская литература XIX века

Русская классическая литература XIX века. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

Иван Андреевич Крылов. «Свинья под Дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Кры_лов. Басни: «Свинья под Дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужик». «Свинья под Дубом». Обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободнев_ность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели: Г. X. Андерсен. «Эта басня сложена про тебя». Саша Черный. «Люся и дедушка Крылов».

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Мораль басни.

Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». «Лесной царь». За_гадки в стихах. Детство Жуковского. Дружба с Пушкиным. Состязание в создании сказок. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Баллада «Лесной царь». Трагиче_ские события баллады. Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в этих загадках.

Теория. Сказка в стихах. Загадка в стихах. Баллада. Ритм и рифма в стихо_творном тексте. Метафора.

Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «Бесы». «Зимняя дорога». «Зим_ний вечер». «Руслан и Людмила». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина. «Няне». «Бесы». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение сказок, изученных в начальной школе).

Поэма «Руслан и Людмила», Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, сопер_ники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость кра_сок сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Двусложные стихотворные размеры русского стиха. Стопа. Ямб.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...». «Парус». «Из Гёте». Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения «Парус», «Из Гёте» («Горные верши_ны...»), в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Го_голя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народ_ным повестей Гого_ля. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в рассказе о пропавшей грамоте. Словари, ко_торые Гоголь создавал для своих читателей. Язык повести.

Теория. Поверье. Былинка. Типы пересказов.

Иван Сергеевич Тургенев. «Му-Му». Детство в Спасском - Лутовинове. Исто_рия создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тур_генева (описание пути Герасима в родную деревню). Теория. Портрет в литератур_ном произведении.

Родная земля в лирике русских поэтов XIX века.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). И. А. Некрасов. «Соловьи». И. С. Никитин. «Русь». Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь». «Летний вечер тих и ясен...». «Моя Ундина». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. Теория. Стихотворные размеры. Ямб и хорей. Защита Отечества в русской литературе XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихо_творении о войне 1812 года «Бородино». Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении. Лев Николаевич Толстой «Петя Ростов» (фрагменты из романа-эпопеи «Война и мир»). Детство Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель Пети. Теория. Роман-эпопея. Эпизод. Фрагмент.

Михаил Афанасьевич Булгаков. («Петя Ростов») (фрагмент из инсцени_ровки романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке. Теория. Прозаический текст и его инсценировка.

Литература XX века.

Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои нашего столе_тия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Сохранение традиций в литературе XX века. А. С. Пушкин в литературе XX века: И. А. сказкам, поверьям, былинкам, как основа сюжетов популярных

Бунин, «26-е мая», А. А. Ахматова. «В Царском Селе», В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пуш_кину», а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся). Любовь к Пушкину в стихах поэтов XX века. Теория. Темы лирики. Сказки писателей XX века Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в XX веке.

Сказки писателей-ученых.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый хлеб». О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Филька по прозвищу «Да ну тебя!» — главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке Паустовского.

Теория. Пейзаж в сказке писателя.

Два «волшебных кольца» в сказках писателей XX века.

Андрей Платонович Платонов. Волшебное кольцо».

Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Ге_рои сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народ_ной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора.

Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Борис Викторович Шергин. «Волшебное кольцо». Жизнь потомственного морехода и его творчество. «Океан — море русское» и другие книги. Народные сказки в переработке Шергина. Герой сказки «Волшебное кольцо» Иван, его друзья и помощники. Общность нравственных оценок и художественное отличие от героев сказки Платонова и народной сказки. Активное использование художественных средств фольклора в сказке.

Теория. Разные варианты творческой переработки народных сказок.

Джерард Даррелл. «Говорящий сверток». Джерард Даррелл — естествоис_пытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книги Даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий свер_ток» — книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией челове_ка. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повес_ти и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фанта_стической страны.

Теория. Роль и место словарей в жизни человека.

Джанни Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. «Страна без углов», «Человек, который купил Сток_гольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела ко_шек». Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты. Их особенности. Лаконизм и афори_стичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенно_сти и достоинства.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», Владимир Владимирович Набо_ков. «Аня в Стране чудес». Алиса и Аня — героини сказок.

Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В. В. Набоковым. Любо_знательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.

Джон Рональд Руэл Толкин. «Хоббит, или туда и обратно». Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Новый жанр в лите_ратурах мира — фэнтези. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели в произве_дении писателя-ученого. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий. Нравственные принципы, утверждаемые ав_тором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Смысл двойного названия его. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоб-битании. Связь произведения с фольклором.

Теория. Фэнтези как жанр.

Русская литература XX века

Русская литератур XX века. Писатели и их судьбы. Герой литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. «Детство». «Сказка». «Первый соловей». «Кана_рейка». Бунин-поэт. Впечатления детства в его стихах: роль фантазии и роль памя_ти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Мир вос_поминаний в мире творчества.

Теория. Двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей).

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Снежника». «Золотая рыбка». «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень», «Как я пишу стихи»). Лирика Бальмон_та. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам.

Теория. Стихотворение и его воплощение в музыке.

Игорь Северянин. «В парке плакала девочка». «Что шепчет парк». Со_чувствие всему живому в стихах поэта.

Теория. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест).

Иван Сергеевич Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины.

Теория. Название произведения.

Алексей Михайлович Ремизов. «Змей». Увлечение писателя русским фольк_лором. Мастерство использования старинной речи. Сборник писателя «Посолонь» (от слова «солнце»). Сказка «Змей» и ее герой. Отвага, изобретательность и... неве_жество Петьки. Сюжет и неизбежность его комической развязки. Теория. Рассказ.

Евгений Иванович Замятин. «Огненное «А». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ «Огненное «А» о мечте подростков начала века (связь с Марсом). Герой Вовочка как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной кни_гой. Комическая развязка.

Теория. Юмор.

Александр Иванович Куприн. «Мой полет». Куприн — один из самых По_пулярных писателей начала XX века. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заики, и Куприн. Сюжет и поступок героев.

Теория. Очерк.

Михаил Михайлович Зощенко. «Великие путешественники». «Золотые слова». Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Но_вый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Минька и Леля — герои цикла расска_зов. Фантазия и находчивость юных путешественников. «Золотые слова» этих геро_ев и их важность.

Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмори_стических рассказах.

Поэтический образ Родины

А. А. Блок. «На лугу», «Ворона». С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга...», «Черемуха». М. М. Пришвин. «Времена года». Н. А. Заболоцкий. «Отте_пель». Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...». Н. М. Рубцов. «Звезда по_лей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов XX века. Теория. Лирическая проза.

Героическое прошлое России

А. И. Фатьянов. «Соловьи». А. Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом», А. А. Ахматова. «Мужество». Г. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи по_этов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература Виктор Петрович Астафьев. «Игра». «Васюткина озеро»

Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткина озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. Автобиографический рассказ.

Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Ве_ликой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. Теория. Название произведения.

Василий Иванович Белов. «Скворцы». Быт русской деревни в произведени_ях писателя. Труд крестьянина. Его дом и семейные заботы. «Скворцы» — рассказ о жизни дружной крестьянской семьи, ее заботах и бедах. Болезнь Павлуни и муже_ство семьи в преодолении общего горя.

Теория. Сюжет и герои литературного произведения.

Кир Булычев. «Заповедник сказок». Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. Алиса — главная защитница сказочных героев.

Теория. Герои фольклорных произведений в сюжете современной сказки. Туве Янсон. «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергич_ного купца Д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: