Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности.
Образование –(в соответствии с З Р.Ф. «Об образовании»
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Цели образования, (точно также как и требуемый им уровень знаний) м.б. различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, гуманитарное, политическое и др.)
По мнению Бориса Семеновича Гершунского можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки этого понятия:
Образование как ценность
Образование как система
Образование как процесс
Образование как результат
Образованность- грамотность доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Она предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Образованность - категория, характеризующая личностные образовательные приобретения.
15 есть. 15.Личностно ориентированное образование:культурологический и компетентностный подход.
Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. В его основе лежит принцип культуросообразности образования. Образование заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения другому. В рамках данного подхода необходимо изменяются и личностные позиции участников пед. процесса – ученика и учителя. В процессе образования происходит взаимодействие равноправных личностей, каждая из которых располагает достаточными возможностями для продуктивного и содержательного диалога. Человекосозидающим началом в процессе обучения является учитель. Многие классики педагогики и общественные деятели считали, что личностное воздействие педагога на «молодую душу» является наиглавнейшим.
Компетентностный подход обусловлен главным изменением в обществе – ускорением темпов развития общества. В результате школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому школа должна готовить учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как самостоятельность, мобильность, конструктивность и др. Он нацеливает на развитие у обучаемых не столько знаний и умений, сколько способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. Главным результатом образования должна быть готовность и способность молодых людей, оканчивающих учреждения
образования, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
16.Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах:
§ это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
§ это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
§ это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие:
§ воспитание;
§ социализация;
§ подготовка квалифицированных специалистов;
§ приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Критерии образованности
Образование — это результат обучения.
Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.