МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ




1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?

Первоклассник встречается с такими фонетическими понятиями как: звук, гласные и согласныезвуки,слияние гласного и согласного, твердые мягкие согласные, слог, ударение, речь, буква,слово,предложение.

Я просмотрела следующиеучебные пособия:

«Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева,

«Азбука» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и другие.

В этих букварях последовательность ведения фонетических понятий разная. Например, после темы: «Слог и ударение» в учебнике Горецкого и Кирюшина следует тема: «Звуки в окружающем мире», а в учебнике Климановой и Макеевой после темы: «Ударение в слове» следует тема: «Слово и предложение»

2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Чтонового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.

Дети узнают о том, что слово можно разделить на слоги и в русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных.

Вывод к которому приходят ученики: чтобы разделить слово на слоги, следует выяснить, сколько в нем гласных.

 

3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребуетот первоклассника решение любой из задач?

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

Опираясь на знание, что в слоге всего один звук, ребенок должен сделать вывод, что этот звук гласный.

2) В слоге два звука. Какие это звуки?

Зная, что слог один, то гласный звук тоже будет один, значит второй – согласный

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?

Зная, что слог один, то гласный звук тоже будет один, и не больше, значит остальные два звука – согласные.

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько вслове слогов? Назовите такие слова.

В слове один слог, т.к. один гласный звук. Ребенок должен привести примеры слов минимум из трех звуков, поскольку в вопросе сказано «есть согласные» (множественное число), т.е., например, такие слова: кот, стол, тигр, стул

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

В слове, имеющем два звука, не могут оба звука согласные. Один звук в любом случае будет гласным. Следовательно, в слове один слог

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почемуколичество слогов в словах разное.

В слове КОТ один гласный звук [о], поэтому один слог. В слове МЯУ два гласных звука [я] и [у], поэтому два слога

 

4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесногоударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.

В учебном пособии «Букварь», автором которого является Т.М. Андрианова на странице 18 есть тема: «Ударение». На этой странице изображены цветок и конфета, даны 2 схемы слова с разным ударением, ребенок должен правильно произнести и сопоставить слово с предметом (ирис - цветок и ирис - конфета); замок – от двери и замок – строение.

5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материалекоторых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварямили учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» изсписка основной учебной литературы).

Азбука.1класс.1часть.Горецкий В.Г. стр. 13 «Звуки в окружающем нас мире» Букварь. Т.М. Андрианова«Звуки речи» (гласные и согласные) стр.16


-Рассмотрите рисунки на слайде. Кто из вас узнал героя? (Пчёлы, медвежонок.)

-Что произошло с мишкой? Почему он потревожил лесных пчёл? (Он хотел достать мёд.)

-Как жужжат пчёлы? (ж-ж-ж)

-Кого одолели комары? Как они звенели? (з-з-з)

-Что произошло с шариком? Какой звук он издавал? (ш-ш-ш)

-Что происходит на последней иллюстрации? Кому принадлежит миска с вкусными косточками? Что делает ворона рядом с миской? Как относится к этому собака? Какой звук издаёт собака? (Р-р-р-р-р. Этот звук мы называем рычанием. В окружающем нас мире можно услышать много различных звуков: скрип двери (кр-р-р), стук в дверь (тук-тук), дождь бьёт в стекло (бум-бум), скрипит снег под ногами (скри-скри), завывает ветер (у-у-у), мышка пищит (пи-пи), шуршат листья (шур-шур), кудахчут куры (ко-ко-ко).)

Какие ещё можно услышать звуки вокруг? (Мяуканье кошки, карканье вороны и т.д.)

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.

Мимо машины бежали. – Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. – Чух–чух-чух. Ту-ту-ту.

- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?(Шелест листьев, пение птиц, шум ветра)

- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.

- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? (Ушами)

-Уши – это важный орган нашего тела.

- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? (Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).

-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)

- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Каждый звук человеческой речи мы будем изображать карточкой Это схема одного звука.

У каждого ребёнка на парте лежат белые квадратики — схемы звуков. Учитель произносит поочерёдно звуки.

[м] (дети кладут на парту белый квадратик)

[а] (дети кладут на парту белый квадратик)

[м] (аналогичная работа)

[а] (аналогичная работа)

-Сколько звуков мы произнесли? Назовите их. Какое слово мы услышали, произнося эти звуки друг за другом? Какой первый звук мы произнесли? ([м])

-Второй? Третий? Четвёртый?

Дети называют звуки слова мама, поднимая карточки.

-Сколько звуков мы произнесли? Что обозначает это слово? (Мама — самый близкий наш человек.)

Теперь я произнесу звук, вы показываете схему и выкладываете её на парте: уд». (2 белых квадратика.)

-Произнесите первый звук. Второй. Заметили ли вы разницу в произношении этих звуков? Какую? (Один звук тянется. Произносится легко, свободно, голосом — хорошо слышится. Другой произносится кратко, с трудом, мешают губы, зубы или язык.)

Послушайте, я произнесу ещё несколько звуков, которые также легко произносятся: [о, о, у, ы, и, э].

Дети произносят 6 гласных звуков за учителем.

-Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие звуки вы услышали в этом дворе?

-Рассмотрите рисунки и схемы на слайде. Назовите звуки в словах. Какие звуки хорошо тянутся голосом?

-Какие нет?

-Из чего же состоят слова?

-Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?

 

7.Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разныхбукварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощьюсхем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работысо звуковыми моделями букваря.

Рисунок 1   Рисунок 2

На рисунке 1 расположено схематическое обозначение звуков в учебнике Климановой и Макеевой. На картинке видно, что звуки обозначаются кружками.Круги закрашиваются не полностью, а только по контуру.Мягкие согласные обозначаются зеленым кружком с кривой линией по середине. Твердые согласные обозначаются синим кружком с прямой линией по середине. Гласные звуки обозначаются красным кружком.

На рисунке 2 расположено схематическое обозначение звуков в учебнике Горецкого и Кирюшина. На картинке видно, что звуки обозначаются квадратами. Квадраты закрашены полностью. Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратом. Твердые согласные обозначаются синим квадратом. Гласные звуки обозначаются красным квадратом. Слоги-слияния обозначаются прямоугольником разделенным по диагонали.

8.Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звуковогоанализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах?Почему?

Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.

Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Слова: куклы, мороз, радость, суп, улитка, ягода могут быть предложены для звукового анализа. А слова ель и рука – для звукобуквенного анализа и звукового. Материалом для звукобуквенного анализа в период обучения грамоте должны быть слова без орфограмм, так как у первоклассников нет необходимых для выбора букв-орфограмм знаний. Слова ветер, ключ, колобок, лошадь, маяк, радость, сахар, ягода не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах, так как в них используются редуцированные гласные, которые произносятся в заударных слогах и втором предударном. Звучание звуков, которые реально не звучат при произнесении слова может отрицательно сказаться на формировании слышать звучащее слово – ученик перестанет доверят своему слуху и будет искать опору в буквенной записи слова.

Звуковой анализ слова суп.

На картинке нарисован суп [с у п]. Произношу слово. В этом слове один слог. Ударение падает на слог суп, так как он один. Ищу первый звук [сссс у п]. Первый звук [с]. Это согласный звук, так как при его произнесении есть преграда – сжатые зубы. [с] (кладет руку на горло) – глухой согласный. [с] – твердый согласный. Обозначаю. Ищу второй звук [с уууу п]. Второй звук [у]. Этот звук гласный, так как воздух проходит свободно(этот звук тянется,его можно пропеть). Он ударный. Обозначаю. Ищу третий звук [с у пппп]. Третий звук [п]. Это согласный звук, так как при его произнесении есть преграда – сжатые зубы. [п] (кладет руку на горло) – согласный глухой. Это твердый звук. Обозначаю. Проверяю [сссуууппп].

Звукобуквенный анализ слова рука.

[р у к а]. В слове два слога. Ударение падает на второй слог [к а]. Первый звук [р] – согласный, звонкий, твердый. [у] – гласный,безударный. [к] – согласный, глухой, твердый. [а] – гласный, ударный. Звук [р] обозначается буквой р, звук [у] обозначается буквой у, звук [к] обозначается буквой к, звук [а] обозначается буквой а. Прочитаю, что получилось: рука.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: