Годы испытаний. От закрытия до разрушения и забвения собора (1924-1986 гг.)




В 1923 году монастырь закрыли, а в октябре 1924 года он перешел в руки светской администрации. В нем предполагалось разместить часть экспозиции херсонесского музея. Но сначала его нужно было привести в порядок: злополучная кровля снова пришла в негодность.

В верхнем храме разместили фрагменты древней и средневековой церковной архитектуры. Нижний ярус приспособили для хранения фондов археологических находок.

Собору суждено было служить музеем очень недолго – 16 лет. 22юиня 1941 года началась Великая Отечественная война, а Севастополь в ту же ночь подвергся первой бомбардировке. Херсонес, находившийся в двух шагах от входа в Севастопольскую бухту, оказался в центре боев советский зенитчиков с немецкими бомбардировщиками.

Экспозиции пришлось перенести в подвалы. Осенью 1941 года основная часть экспозиции – в том числе и та, что хранилась во Владимирском соборе – была упакована в 108 ящиков общим весом 8 тонн и вывезена на Кавказ.

Когда 30 июня 1942 года в Севастополе начались уличные бои, над Херсонесом практически круглосуточно гремела артиллерийская канонада. И в один из дней крупнокалиберный снаряд попал прямо в купол храма. В южной стороне купола и барабана образовалась огромная дыра.

Но первое выпавшее на его долю испытание собор выдержал. Зияя страшной раной, он простоял 22 месяца немецкой оккупации. Занявшие Херсонес фашистские части устроили в соборе склад. А оставшиеся экспонаты музея оккупанты паковали в ящики для вывоза в Германию, но вывести их враги не успели.

Судный день наступил для собора, когда вражеские части готовились оставить Севастополь. По приказу немецкого оберства Кольба собор был заминировал и взорван. Взрыв был такой силы, что обрушил перекрытия между нижним и верхним ярусами, обвалил остатки купола. В верхней части собора разошлись строительные швы, и, конечно, со стен рухнула почти вся штукатурка вместе с бесценными росписями. Храм вступал в самые трагические десятилетия своего существования.

Собор пострадал настолько сильно, а сам он был таким огромным что ставит вопрос о его восстановлении в первые послевоенные годы никто не решался. Изуродованная громада херсонесского храма производила уж очень удручающее впечатление.

Судьба собора повисла на волоске. В 1961 году специально созданная комиссия обследовала руины и пришла к выводу: храм восстановления не подлежит и должен быть разобран. К счастью, предложение комиссии было отклонено властями. Десятилетие спустя, было выдвинуто другое предложение. Профессор Московского архитектурного института К.Н. Афанасьев произвел обмеры здания и составил проект его консервации и приспособления под музей. Предполагалось разобрать второй ярус, устроить крыши на уровне стен, которые казались еще крепкими, и перепланировать внутренние помещения. Но средств на это не нашлось.

Восстановление собора (1986-2001 гг.)

Дискуссии о необходимости полной реставрации собора стали очень активными именно в 80-е годы. С начала перестройки, когда до 1000-летия Крещения Руси оставались считанные годы, все-таки был составлен проект полной реставрации собора. Он был выполнен киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Ивановича Осадчего. Проектом предполагалось восстановление не только внешнего облика, но и интерьеров верхнего и нижнего храмов, возобновление церковной службы.

Но в те годы осуществить столь масштабный замысел не удалось: церкви по всей стране возвращались сотни храмов, и каждый из них в отдельности стало остро не хватать средств.

1000-летие Крещения Руси в свой собственный юбилей храм встретил в руинах, но уже не в забвении.

Возле него, как символ грядущих перемен, в 1991 году возник подъемный кран и гора строительного камня. Одно из первых негосударственных строительных предприятий города – кооператив «Херсонес» по руководством А.Н. Попутаровского – подрядилось восстанавливать собор. Средства на это выделялись государственные, а строить должна была частная фирма. Повторялся опыт возведения собора в XIX веке. Предполагалось осуществить реставрацию храма по уже упоминавшемуся проекту Е.И. Осадчего.

Но дело закончилось ничем: распался Советский Союз, финансирование прекратилось, и стройка замерла.

И вновь, как и 150 лет назад, единственной реальной силой, способной возродить Храм, оказалось государство. На сей раз – украинское. 9 июня 1997 года вышло специальное постановление Кабинета \министров Украины «О мероприятиях по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова».

Немало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 году здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы.

Работы поначалу шли очень трудно: медленно и с остановками. Удивительную динамику они приобрели со второй половины 2000 года, и с тех пор проводятся ударными темпами. В основу реставрации положен проект 1986 года, существенно дополненный и переработанный с учетом ныне действующих норм и правил.

Главными изменениями являлось то, что арочные перекрытия между нижними и верхними ярусами и перекрытие барабана купола выполнены не из штучного камня, как раньше, а из монолитного железобетона.

Причин такого решения несколько. Во-первых, иссякли или не разрабатываются те месторождения камня, из которых брали строительный материал в XIX веке. Во-вторых, возведение сводов из штучных камней, каждый из которых должен иметь совершенно определенную форму, требует высочайшей квалификации каменщиков. Технология выполнения такого рода работ за последние десятилетия была во многом утрачена. Кроме того, монолитный железобетон, который не был известен строителям прошлого, - гораздо более легкий и прочный строительный материал. Он будет служить лучше и дольше, чем каменная кладка.

Владимирский собор не строили заново, а именно восстанавливали. Поэтому, все сохранившиеся стены и конструкции строители бережно отреставрировали.

На реставрации собора, которую проводит государственная корпорация «Укрреставрация», заняты лучшие специалисты со всей Украины: из Крыма и Севастополя, Сум и Кировограда. И, конечно же, из столицы страны – из Киева. Особенно высокое мастерство продемонстрировали крымские специалисты бетонщики.

Несколько слов – о крыше, которая всегда была слабым местом храма.

Новую крышу реставраторы решили сделать из меди. Причем, это были не медные листы, а медная черепица! Крышу решили стилизовать под черепицу, поскольку собор построен в византийском стиле.

Возведение собора состоит из двух частей: общестроительные работы, или «возведение вчерне» как говорили 150 лет назад, и отделка. Окончание общестроительных работ символизирует церемония воздвижения креста над куполом храма.

Конечно, церемония воздвижения над одной из главных возрожденных святынь православия не могла не стать мероприятием общегосударственной важности. Но она стала акцией международного масштаба.

Эта возвышенная и неповторимо трогательная церемония состоялась 28 июля 2001 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Освящение креста произвел митрополит Киевский и Всея Украины Блаженнейший Владимир с участием митрополита Симферопольского и Крымского высокопреосвященного Лазаря и митрополита Одесского и Измаильского высокопреосвященного Агафангела.

В мероприятии приняли участие президенты Украины Леонид Данилович Кучма и Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л.Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

 

 

 

Огласительные беседы

 

В Свято-Владимирском соборе проводятся Огласительные беседы перед крещением и венчанием, что позволяет осознать таинства церкви, укрепиться в вере православной и спокойно влиться в жизнь церкви. Особое значение имеет Огласительные беседы перед крещением для родителей и крёстных, а так же тех, кто крестится во взрослом возрасте. Огласить значит научить понимать нашу веру и воцерковить.

Воцерковление же значит стать Христовым, слиться с церковью, стать постоянным прихожанам храма участвующим в таинствах церкви и жить во Христе. Перед крещением проводится три беседы, на беседах изучают: семь таинств церкви, понимания символа веры, обязанности крёстных родителей, о православном храме и литургии, о сектах. На огласительных беседах даётся самое основное и очень кратко так, как невозможно за три беседы всё объять. Поэтому необходимо продолжать беседы и после крещения с новообращёнными, а так же и с прихожанами, которые ходят в храм и не знают: "что там происходит и зачем они там стоят"? В дальнейшем будут проводится беседы и для воцерковлённых прихожан на различные темы. Крещение без огласительных бесед очень опасно. Как правило, люди, крестившиеся без бесед редко становятся постоянным прихожанами храмов, крёстные родители забывают сой обет, данный перед Богом, во время крещения, а некоторые по непониманию и незнанию своей веры попадают в различные секты и их оттуда очень трудно вытащить, а порой и невозможно.

Перед венчанием огласительные беседы имеют так же важное значение, как и перед крещением. Беседы перед венчанием помогают венчающимся, осознать само таинство, подготовиться перед исповедью и причастием Святых Христовых тайн, что важно перед венчанием так как, на венчание нужно приходить в чистоте души, подготовиться к совместной жизни, строительству домашней церкви. На беседах по венчанию читают: о таинстве венчания и ответственности перед Богом за данный обет, о православной вере и воцерковлении. После венчания так же важно быть воцерковлённым и в дальнейшем приходить в храм со всей своей семьёй и воспитывать своих детей в православной вере своим примерам жизнью во Христе. Дай Бог, что бы каждый приходящий нашёл своё место в храме, взошёл на корабль церкви, кормчий которого Христос и укрепился в вере православной.

 


 

Список используемой литературы:

 

· https://ru.wikipedia.org

· https://www.pravoslavnyi.ru

· «Владимирский собор в Херсонесе» историко-публицистический очерк. Севастополь 2001 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: