В тишине, вдали от бурь, потрясавших государство, среди руин Херсонеса, стояло гулко пустое здание Владимирского собора. Без росписей, без икон, не освещаемое огоньками свечей и лампад, не согреваемое биением людских сердец.
Но собор как будто чувствовал, какие бури проносятся над нашим отечеством: он сам жестоко пострадал от шторма. В декабре 1879 года в районе Херсонеса разыгрался страшный ураган, нанесший собору значительные повреждения.
И вот, вместо того, чтобы начинать внутреннюю отделку собора, занялись ремонтом его крыши. Ремонт был выполнен, и собор снова оказался в забвении на долгие годы.
И только когда до 900-летия Крещения Руси оставался год, центральные власти вспомнили о храме.
Новый император Александр III впервые посетил Херсонес с5 мая 1886 года и осмотрел неотдаленное здание собора. А спустя год он поинтересовался у архиепископа сколько стоит завершение работ на соборе. Архиепископ, посовещавшись с настоятелем Херсонесского монастыря, назвал очень серьезную сумму: 300 000 рублей.
Александр III ассигновал на отделку и роспись собора испрашиваемую сумму, с выплатой по 100 000 рублей ежегодно в течение трех лет.
И начался предъюбилейный аврал. Было решено проводить работы ускоренными темпами. Но все понимали, что за год расписать, отделать и оборудовать огромное здание не удастся. Тогда сосредоточились на нижнем храме, чтобы ко дню Крещения св. Владимира, которое отмечалось 15 июля 1888 года, освятить его. Был смонтированный временный деревянный иконостас, и 13 июля нижний храм был освящен во имя Рождества Богородицы.
Тем временем, разворачивались работы по отделке и росписи верхнего храма.
В том же году была вновь создана строительная комиссия для организации отделки собора. Ее первой работой стало заключение контрактов на проведение мраморных и мозаичных работ в обоих храмах: и верхнем, и нижнем. Среди них важнейшими были: изготовление беломраморного иконостаса верхнего храма и создание мозаичных полов собора.
Все мраморные работы во Владимирском соборе на Центральном холме выполнил из разноцветного каррарского мрамора скульптор Винценто Бонани.
Изготавливая полы храма в технике полихромной (многоцветной) мозаики, авторы проекта отдавали дань херсонесской традиции: уже тогда мозаики древнего города восхищали всех, кто их видел.
Разворачивались в соборе и живописные работы. Авторский коллектив, расписывавший Владимирский собор, был огромным. Среди его членов – и громкие академические имена, и скромные фамилии местных учителей-передвижников, соратник В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и других выдающихся русских художников той поры.
Кисти Корзухина принадлежат росписи иконостасов верхнего и нижнего храмов, часть стенных сюжетных росписей. Конху (верхнее полукружие) алтарной апсиды верхнего храма украсила его композиция «Тайная вечеря». А «Крещение» и «Преображение» кисти этого художника разместили в так называемых «больших кругах» на южной и северной сторонах верхнего храма. Он же написал несколько икон в иконостасе главного алтаря, изображения 12 апостолов на барабане купола собора и иконы в правом (южном) приделе верхнего храма, который впоследствии был освящен во имя св. великого князя Александра Невского.
Нашли свое место в нижнем храме и написанные в начале 50-хх годов XIX века две большие картины художника П.Т. Рисса: «Крещение св. князя Владимира» и «Крещение киевлян».
Полотна 30 лет пролежали на складе монастыря и нуждались в значительной реставрации. Их возрождением занялся преподаватель живописи виленской духовной семинарии Г.А. Молокин. Он же и восстановил 34 иконы работы художников И.А. Майкова и Е.А. Сорокина, когда-то переданные Владимирскому собору вместе с картинами П.Т. Рисса, и тоже нуждавшиеся в помощи реставратора.
Орнаментальные росписи верхнего и нижнего храмов выполнил севастопольский учитель живописи Прокофьев.
Художнику Макину было поручено написать десять икон для киотов верхнего храма и несколько икон на стекле для окон горних мест обоих храмов.
Резчик В. Корецкий выполнил из дерева два иконостаса – для придела Александра Невского и для главного алтаря нижнего храма. Последний впоследствии украсили позолотой.
На выполнение грандиозных по объему отделочных и живописных работ ушло почти 4 года. К октябрю 1891 года работы были практически завершены, и началась подготовка к освящению собора, которое состоялась 17 октября 1891 года.
Новый золоченый иконостас нижнего храма был освящен в следующем году, тогда же завершили и изготовление мозаичного пола нижней церкви.
Придел Александра Невского освятили 17 июля 1892 года.
Но и после этого в соборе продолжались мраморные работы. Венцом трудов камнерезов стала установка памятника св. вел. Князю Владимиру в нижнем храме и облицовка мраморов остатков средневекового храма. Последний строитель покинул собор в 1894 году.
Итак, что же представлял собой полностью построенный и отделанный собор Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в Херсонесе?
Это был один из крупнейших храмов России. Его высота составляла 36 метров, внешний объем – 20 500 метров кубических, общая площадь помещений – 1 726 метров квадратных, диаметр купола – 10,5 метров, внутренняя высота верхнего храма от пола до свода купола – 24 метра, высота главного креста над куполом собора – 2,85 метра. Храм способен одновременно вместить до 1 000 прихожан.