Первый год обучения
Раздел 1. Основы общей композиции
Тема урока: Вводная беседа. Знакомство с предметом «Прикладная композиция» (1 час).
Цель:
Познакомить с предметом «Прикладная композиция», как особым видом изобразительного искусства
Задачи:
1. Сформировать понимание прикладной композиции как неотъемлемой части духовной культуры общества
2. Сформировать интерес к прикладной композиции, приобщить к народному декоративно прикладному творчеству.
Оборудование: Альбом, карандаш.
Зрительный ряд: Презентация Основы композиции ТЕМА 1.ppt
ТСО: моноблок
План урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока. Понятие предмета «Прикладная композиция, как вид искусства».
Презентация: Возникновение и развитие декоративно-прикладного искусства. Традиционное народное декоративно-прикладное искусство, самодеятельное народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство.
Вводная беседа.
Понятие «Композиция». Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять».
Композиции бывают:
Станковые - к ним относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии.
Декоративные - к декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьба по дереву и многое другое.
Монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи.
Монументально-скульптурные - рельефы
Понятие «Прикладная композиция».
Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т. д.).
|
Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т. д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Кроме того, цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов).
Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в различных материалах. Прежде всего, следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.
К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
|
Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.
Поэтичность образов и символов.
Понятие: «художественный образ» - есть оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря — образ земли русской; тонкая рябина — образ женского одиночества). С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение. (Рисунок №1)Рисунок №1.docx
Понятие «знаки» » — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. (Рисунок №2).Рисунок №2.docx
Понятие «символ» - это предмет, действие, раскрывающее какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. (Рисунок №3).Рисунок №3.docx
5. Итог урока:
Записать все новые понятия и термины.
6. Самостоятельная работа. Повторить изученный материал.