Положение о жанре исторического романа




Лекция №2

Английский романтизм

 

Великобритания к началу ХIХ века обладала самой мощной, развитой экономикой, владела самыми огромными колониями (Индия, Австралия), и оставалась крупнейшей мировой державой в течение всего ХIХ века. Страна была очень богата, однако большинство простых англичан, в основном фабричные рабочие, работавшие в тяжёлых, нечеловеческих условиях, жили почти в нищете.

Особенности:

1. Развивался рано – с 1790-х гг. На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии появляется первая теоретическая работа по романтизму – предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.

2. Предпосылками для раннего оформления романтизма в Англии были бурное развитие во второй половине XVIII века сентиментализма и предромантизма.

3. Особое значение для Англии имела в период романтизма поэзия. Все романтики были новаторами в этой области. Здесь сложились особые жанры и формы. Особенно популярными были сонет, баллада, песня, элегия, пейзажная лирика, сатиры, ода. Новые жанровые разновидности поэмы: лироэпическая, романтическая поэма.

4. В рамках английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).

 

Ранний английский романтизм связан с двумя кружками-школами:

1) «Озерная» школа – самое раннее явление романтизма в Англии. Представители: У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути.

Название происходит от английского «the lake» («озеро»), так как лейкисты жили в графстве Кемберленд – озерном крае.

Лейкисты первыми в Англии прокламировали романтические идеи. Они выступили против нормативного искусства классицизма, считали, что в искусстве следует изображать не только великие события и выдающихся личностей, а повседневную жизнь простых людей.

Поэзия должна обращаться к искренним сильным чувствам, к внут-реннему миру человека.

Лейкисты (особенно Вордсворт) противопоставляли промышленную, «цивилизованную» Англию – Англии средневековой и современной сельской. Стремительное и жесткое движение современности, по их мнению, приводит к утрате традиций, расшатыванию моральных устоев, ожесточению людей. Поэтому лейкисты взывали к национальному самосознанию, стремились поддержать интерес англичан ко всему английскому.

В поэзии представители «озерной школы » обогатили поэтический язык за счет введения разговорной лексики, разговорной интонации, обращались к фольклорной традиции, к сложной символике, мистическому и сказочному.

Сэмюэль Кольридж (1772-1834) – самый интересный и значительный представитель так называемой озёрной школы английского романтизма. Три поэта, её составлявших – Кольридж, У. Вордсворт и Р. Саути – некоторое время жили по соседству друг от друга в местности, где было много озёр.

Поэзия пронизана религиозной мистикой и особой мрачной таинственностью. Написал он очень немного. Лучшее его произведение - поэма «Сказание старого морехода». Также прекрасна и таинственна поэма «Кристабель». В духе мистических баллад Жуковского.

 

2) «Лондонскую школу » представляют Джон Китс и Лэм.

Китс обращается прежде всего к эстетическому идеалу. Его основные темы в поэзии – красота, любовь, искусство и литература. Китс был знатоком и ценителем античного и ренессансного искусства, противопоставлял эти великие эпохи прозаической современности.

В поэзии Китс развивал жанры сонета, оды, баллады, поэмы.

 

Джордж Гордон БАЙРОН (1788-1824).

Великий английский поэт. Лучший, самый прославленный, самый яркий поэт среди романтиков вообще.

Жизнь и личность.

Байрон происходил из старинного аристократического английского рода. От своих предков он унаследовал сверхъэмоциональный, страстный характер, внешнюю красоту, непомерную гордость и самолюбие, склонность к странным шокирующим поступкам. Байрон родился с физическим недостатком – сильно хромал всю жизнь. В детстве он не видел семейного счастья (мать ненавидела отца, который быстро промотал её состояние, бросил с маленьким сыном и умер, когда Джорджу было 4 года). Все эти обстоятельства во многом повлияли на его характер, мировоззрение и судьбу.

Он был крайне влюбчив: когда ему было 15 лет, по-настоящему влюбился в 17 - летнюю Мэри Чаворт. Она легкомысленно позволила ему питать самые серьёзные надежды, а сама явно предпочла другого и в скором времени вышла замуж. Это событие так потрясло юношу, что оставило след в его душе на всю жизнь. Это было первое и самое сильное разочарование Байрона. В течение почти всей жизни он помнил о Мэри Чаворт, посвящал ей стихи.

После этого у Байрона сформировался мрачный скептицизм и даже цинизм. Он перестал верить в возможность счастья, в искренность человеческой доброты, в само добро, в общепринятые моральные нормы, которые стал легко нарушать, стал вести так называемый порочный образ жизни, вступал в многочисленные любовные связи.

В 1809-11 годах он путешествует по южным и восточным странам, привезя из путешествия две первые песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», которая имела огромный успех. Байрон «в одно прекрасное утро проснулся знаменитым», это фраза из его дневника, ставшая крылатой.

Байрону нравилось нарушать общепринятые нормы, идти против всех. Он практически ничего не боялся. Важнейший эпизод его жизни – в 1812 году он в Палате лордов произнёс гневную речь, направленную против тех, кто сидел в зале – против богатых лордов, которые хотели ввести смертную казнь для луддитов. Кто такие луддиты? Когда старые станки заменяли на новые (более совершенные, требующие меньшего количества рабочих, которые их обслуживали), лишних рабочих без всякой жалости просто выбрасывали на улицу, обрекая на голодную смерть их и их семьи. Поэтому в начале ХIХ века стали возникать восстания луддитов, рабочих, от отчаяния уничтожавших новых станки. Именно их предлагалось казнить, и их защитил Байрон. Также он не скрывал своего восхищения гениальностью Наполеона, с которым Англия вела войну, французского императора полагалось ненавидеть.

Но главное содержание жизни Байрона в этот период составляют его сложные бурные взаимоотношения с женщинами, которым он всегда невероятно нравился, они постоянно влюблялись в его красоту и сильный мрачный характер. И он, конечно, пользовался этим. Но сильнее всего он привязался к своей замужней сводной сестре Августе Ли (у них был общий отец, но разные матери) и вступил с ней в любовную связь. Это был инцест - связь между близкими родственниками. Но это была и настоящая любовь, Августа ему подходила как ни одна другая женщина – своими душевными качествами.

И всё-таки Байрон понимал бесперспективность этой связи и решил измениться к лучшему, жениться. Поэтому он выбрал полную себе противоположность – Аннабэллу Милбэнк, спокойную, рассудительную, высоконравственную, религиозную, да ещё и красивую, по всем признакам идеальную жену и мать. Но брак, заключённый в 1815 году, оказался ошибкой, её он полюбить не смог, она была слишком серьёзна, ей не хватало весёлой беззаботности, легкомыслия. Она стала поучать Байрона, у которого желание измениться мгновенно прошло: он остался прежним. Скоро Аннабэлла вызывала в нём лишь раздражение и ярость. Она стала догадываться, что он изменяет ей с Августой, и в 1816 году она новорожденной дочерью Адой переехала от него к родителям. Виноват в этой ситуации, конечно, сам Байрон.

С этого времени английское общество объявило Байрону бойкот. Он слишком долго и слишком открыто пренебрегал его моралью. С ним перестали общаться, газеты печатали о нём гадости, припомнили всё. В 1816 году он вынужден был уехать из Англии навсегда. По сути, англичане изгнали своего лучшего поэта как безнравственного человека.

Байрон жил в Швейцарии, потом в Италии, там обрёл счастье с молодой итальянкой, которая бросила ради него пожилого мужа (что, впрочем, в Италии было почти в порядке вещей). И, тем не менее, его бурная душа жаждала чего-то более серьёзного, активного действия, борьбы за свободу, так как свободу он ценил больше всего на свете. Италия в первой половине ХIХ века находилась под унизительным гнётом Австрии, и Байрон принял участие в подготовке восстания. Восстание не удалось, и в 1823 году он уехал в Грецию, освобождать её от турецкого ига, он был одним из вождей греческой армии, проявлял энергию даже большую, чем сами греки, но до начала боевых действий заболел лихорадкой и умер в 1824 году в возрасте 36 лет.

Он был человеком не совсем нравственным, не придерживался общепринятой традиционной нравственности. Но всё же Байрон был человеком благородным, у него были свои высокие ценности. Более всего он ценил свободу, политическую, личную, всякую. Жил свободно и умер за свободу.

Он был яркой оригинальной личностью, человеком страстным, умеющим глубоко и сильно чувствовать, умеющим ярко и откровенно выражать свои необычайно яркие чувства в поэзии. В этом секрет его успеха.

 

Мировоззрение Байрона.

Оно сложно, двусоставно. Первая часть – это глобальный пессимизм, горькая безнадёжность, «мировая скорбь», разочарование во всём. Мир крайне несовершенен, в нём никогда не воплощаются наши мечты и идеалы, в нём невозможна ни настоящая любовь, ни дружба, ни счастье. Человек обречён на страдания, одиночество и смерть.

При этом Байрон не был атеистом, он верил в Бога, сотворившего мир, но он считал, что Бог – злое существо, которое создало человека на потеху себе и с интересом наблюдает за его мучениями с небес.

Вторая часть мировоззрения Байрона, странным образом противоположна первой, но логически из неё вытекает – это трагический героизм. В этих страшных, тяжёлых условиях человеку остаётся одно: несмотря ни на что, не унижаться, сохранять своё внутреннее благородство, уметь презирать этот страшный мир, так или иначе противостоять ему – даже если нет никаких шансов на победу. Есть нечто более важное, чем реальная победа - это внутренняя победа, стойкость в отстаивании идеалов и ценностей, чувство собственного достоинства. Лучше погибнуть, но не сдаться, не предать самого себя. Идеал человека для Байрона – герой, противостоящий чему-то более сильному, непобедимому, непреодолимому. Например, Прометей из стихотворения 1816 года «Прометей», в конце которого Байрон даёт определение человеческой жизни:

И, свергнут с горней высоты, / Сумел так мужественно ты,

Так гордо пронести свой жребий, / Противоборствуя Судьбе,

Ни на Земле, ни даже в Небе, /Никем не сломленный в борьбе.

И смертным ты пример явил. / Ты - символ их судеб и сил.

Жизнь человека - непокорство, / Беде и злу противоборство,

Когда силён одним собой, / Всем чёрным силам даст он бой.

Бесстрашье чувства, сила воли / И в бездне мук сильней всего.

Он счастлив этим в горькой доле.

Чем бунт его - не торжество? / Чем не победа – смерть его?

 

И ещё один существенный момент. Необычность, нетрадиционность мировоззрения Байрона заключалась в том, что он восхищался сильными людьми, которые в своём противостоянии с судьбой и несправедливым человеческим обществом способны на нарушение нравственных норм, на преступление и зло. Сила духа, гордость, чувство собственного достоинства, свободолюбие были для Байрона качествами более ценными, чем доброта и человеколюбие. Таким образом, Байрон очень серьёзно отступил от традиционной христианской морали, и, тем не менее, остался в мировой культуре как великий поэт.

Творчество.

Лирика - самая лучшая, совершенная, неустаревшая часть творчества Байрона. Вся она проникнута благородством, то есть умением уступить, защитить, взять страдание и вину на себя, это проявление высокого альтруизма, основанного на уважении к другому, а также на уважении к себе самому.

В лирике Байрона можно выделить несколько основных, наиболее значимых тем.

1 тема – любовь. Разочарованный Байрон в основном описывал любовь трагическую, несчастную, потерянную. Однако, были у него стихи о любви счастливой. Например, «Подражание Катуллу » (1806) - в переводе А.Блока - показывающее всю страстность Байрона.

О, только б огонь этих глаз целовать / Я тысячи раз не устал бы желать.

Всегда погружать мои губы в их свет – / В одном поцелуе прошло бы сто лет.

Но разве душа утомится, любя. / Всё льнул бы к тебе, целовал бы тебя,

Ничто б не могло губ от губ оторвать: / Мы всё б целовались опять и опять;

И пусть поцелуям не будет числа, / Как зёрнам на ниве, где жатва спела.

И мысль о разлуке не стоит труда: / Могу ль изменить? Никогда, никогда.

Это как раз то первоначальное и неповторимое по своей юношеской абсолютности счастье, которое Байрон потерял впоследствии и по которому тоскует в других стихах.

1) Первый любовный цикл посвящён Мэри Чаворт, ей посвящено наибольшее количество стихов, мы упомянем лишь лучшие. Стихотворение «Ты счастлива » (1808) похоже на стихотворение Пушкина «Я вас любил » своим внутренним благородством. Он встречает свою бывшую возлюбленную через несколько лет после разлуки, она, уже замужняя, была с ребёнком. В его душе неожиданно с новой силой вспыхивает давняя любовь, а вместе с ней и ревность, и горечь от несбыточности возможного счастья. Но он усилием воли скрыл все эти мучительные чувства, подавил их, чтобы не нарушить счастья, душевного спокойствия возлюбленной.

2) Далее цикл, посвящённый некой Тирзе, неизвестной возлюблённой Байрона, рано умершей (скорее всего он познакомился с ней во время путешествия). В этих стихах выражены одновременно и сильная любовь, и страшное горе после смерти возлюбленной. Лучшее стихотворение - «Нет, не хочу ни горьких слов » (1811).

3) Замечательный цикл из трёх стихотворений обращён к сестре Августе, он написан в 1816 году после изгнания из Англии. В них выражена нежная благодарность сестре за то, что она одна не предала его, не отвергла, в то время как все его отвергли и гнали как зверя. Два стихотворения с одинаковым названием «Стансы к Августе » и одно «Послание к Августе ».

 

2 тема лирики Байрона – разочарование в жизни, непосредственное выражение душевных страданий, констатация несправедливого, бесчеловечного, бессмысленного устройства мира.

Сильнее всего страдание выражено в стихотворении «Душа моя мрачна » (1815) в знаменитом переводе Лермонтова. В нём для выражения своего чувства Байрон воспользовался сюжетом Ветхого завета. Царь Саул просит певца спеть печальную песню, чтобы через неё выплеснуть своё горе.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,

Мне тягостны веселья звуки!

Я говорю тебе: я слёз хочу, певец,

Иль разорвётся грудь от муки.

В некоторых стихах Байрон представляет смерть как нечто положительное, желанное окончание бессмысленной жизни. «Эвтаназия» (благая смерть) и «К Времени» (оба -1812).

3. Третья важная для Байрона тема – героическая, воспевание героев. Лучшие стихи – «Ты кончил жизни путь герой, / теперь твоя начнётся слава » (1815), «Прометей » (1816), «В день, когда мне исполнилось 36 лет » (1824). Здесь же нужно упомянуть стихи, посвящённые Наполеону, к которому Байрона относился неоднозначно, но в основном – восхищался им как сильной личностью, возвышающейся над толпой ничтожеств, презирающей общепринятую мораль и потому обречённой на трагическое одиночество. Лучшее стихотворение из наполеоновского цикла – «Звезда Почётного легиона » (1815) - это название высшего до сих пор ордена во Франции, учреждённого Наполеоном. Но лучше всего о нём сказано в поэме «Паломничестве Чайльд-Гарольда» (песня 3, строфы 39, 40, 42, 45).

Поэмы

Одно из лучших и знаменитых произведений Байрона - поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда ».

Первые две песни написаны в 1809-11 годах. Третья и четвёртая – 1816-18. Чайльд-Гарольд стал самым ярким воплощением разочарованного героя, лишнего человека (как его назвали в России) в европейской литературе. Он стал символом разочарования, прямым предшественником Онегина и Печорина. Он очень похож на самого Байрона, биографические данные у них во многом совпадают.

Поэма похожа на гигантское (150-страничное) лирическое стихотворение, в ней главное - раскрытие богатого внутреннего мира самого Байрона, его неравнодушной страстной души, его ярких, сильных, глубоких чувств, а также его оригинальных взглядов на человеческую жизнь, на природу, на историю, на современные ему исторические события.

Но читать поэму без подробного исторического комментария очень трудно, Байрон в ней постоянно касается событий, которые совершенно незнакомы или малознакомы русскому читателю.

Песнь 1. Путешествие по Португалии, Испании. Главное – страстное, сочувствующее описание героической борьбы за свободу, которую ведёт испанский народ с захватчиками-французами в 1809 году.

Ты видишь трупы женщин и детей / И дым над городами и полями?

Кинжала нет – дубиной, ломом бей, / Пора кончать с незваными гостями!

На свалке место им, в помойной яме! / Псам кинуть труп – и то велик почёт!

Засыпь поля их смрадными костями

И тлеть оставь, пусть внук по ним прочтёт,

Как защищал своё достоинство народ.

Песнь 2. Посещение Албании, восхищение мужеством албанских горцев, путешествие по Греции: восхищение её древней культурой и возмущение рабской покорностью современных греков, завоёванных турками.

Песнь 3. Посещение поля битвы при Ватерлоо в Бельгии, где был в последний раз разгромлен Наполеон. Самое главное – восхищение прекрасной природой Швейцарии, её горами и озёрами. Это самая лучшая песнь, самая страстная, эмоциональная, наполненная глубокими философскими размышлениями. Особенно прекрасно описание ночи в горах, сначала тихой, потом начинается гроза (строфы 89-103), автор ощущает себя как частичку природы.

Какая ночь! Великая, святая, / Божественная ночь! Ты не для сна!

Я пью блаженство грозового рая, / Я бурей пьян, которой ты полна.

Песнь 4. Описание Италии, её древней культуры, восхищение итальянским искусством. То же неплохая, философская песнь, особенно знаменито объяснение в любви к морю в самом конце (строфы 179-184).

Смысл поэмы. Паломничество – это путешествие к святым местам для очищения, укрепления души, обретения высших положительных ценностей. Разочарованные герой и автор ищут эти ценности, и находят, хотя преодолеть разочарование окончательно им всё равно не удаётся. В поэме выясняется, что главная ценность - свобода во всех смыслах: и политическая, и личная. Вторая ценность - красота природы, а также красота, созданная человеком, - искусство. В проповеди этих ценностей и состоит смысл поэмы.

 

Восточные поэмы.

Всего их было шесть. Писались с 1813 по 1816 год. Именно на них основывалась огромная прижизненная слава Байрона. Это важнейшие произведения в его творчестве.

Особенности:

1) для всех поэм характерна экзотичность места действия, в большинстве их них – это восточные страны, а именно Турция или Греция.

2) напряжённый яркий любовный сюжет: измена, ревность, месть, убийства, самоубийства и т.д.

3) страстность, эмоциональность повествования.

4) атмосфера таинственности, загадочности, недосказанности.

5) Особый необычный тип героя – байронический.

Герои восточных поэм очень противоречивы. С одной стороны, они абсолютные эгоисты, гордецы, презирающие всех людей. В них нет ни капли человеколюбия, доброты, они легко проливают кровь, они почти все преступники, злодеи, убийцы. И все эти отрицательные качества автор не только не скрывает, но демонстративно настаивает на них. Но с другой стороны, они так описаны, что мы явно чувствуем авторскую симпатию – они привлекательны необыкновенной смелостью, страстностью, благородством, глубиной душевных страданий, причины которых часто неизвестны. Они проливают кровь, но всегда (или почти всегда) в открытом честном бою, не убивают слабых, безоружных. Но главное - это их необыкновенная сила духа, им нужны такие страсти, такие переживания, которые обычные люди не выдерживают. Они живут опасностью, риском, так, чтобы захватывало дух.

Cамые значительные восточные поэмы «Корсар», «Лара», «Паризина» и т.д. Восточные поэмы очень серьёзно повлияли на мировую литературу, в том числе русскую, вызвали массу подражаний. Под их непосредственным влиянием Пушкин писал свои южные поэмы (самая из них байроническая «Бахчисарайский фонтан»), Лермонтов – кавказские поэмы («Мцыри» очень похож на «Гяура»).

Последние годы жизни Байрон писал роман в стихах «Дон Жуан » (1823), самое объёмное, но не законченное своё произведение. Главный герой – не совсем обычный Дон Жуан, он не коварный соблазнитель, а просто необыкновенно красивый молодой человек, в которого влюбляются многие женщины, и он, просто слушаясь голоса природы, вступает с ними в многочисленные связи, в том числе с русской императрицей Екатериной II. Многое объясняет и то, что Дон Жуан не сидит на одном месте, а волею обстоятельств много путешествует, и в каждом новом месте находит новую любовь, легко забывая старую. Так он создан. Одна из главных идей этого не очень серьёзного, можно сказать, шутливого романа – в определённой степени оправдать измену, грех прелюбодеяния, любовь вне брака, показать, что есть люди, для которых такая свободная любовь совершенно естественна, это Байрон знал на собственном опыте. Всё, что естественно, что даёт наслаждение жизнью, может и должно быть оправдано.

Приятно наслаждаться наслажденьем, / Хотя оно чревато, говорят,

Проклятьем ада. С этим убежденьем / Стараюсь я уж много лет подряд

Исправиться, но с горьким сожаленьем / Я замечаю каждый листопад,

Что грешником я оказался снова. / Но я исправлюсь – я даю вам слово!

Мне жаль, что наслажденье – грех, / А грех – увы! – нередко наслажденье.

 

Вальтер Скотт (1771-1832).

Знаменитый английский писатель, по национальности шотландец.

В первой половине 19 века он был очень и очень популярен. Печорин в ночь перед дуэлью читает его роман «Пуритане».

Главное, что нужно знать о Вальтере Скотте: он - создатель исторического романа. Дело в том, что он впервые стал описывать прошлую жизнь, целенаправленно воссоздавая все её конкретно-исторические обстоятельства, не только сами события, но и повседневный быт, утварь, одежду, а также обычаи, привычки людей прошлого. Вальтер Скотт впервые дал читателям пощупать, потрогать, ощутить, что прошлая жизнь была действительно существенно другой, отличной от нынешней, чего большинство людей того времени не понимали, не было исторического мышления.

Положение о жанре исторического романа

1. Скотт представляет историю как закономерный процесс. История для него прогрессивная и неизбежная смена эпох. Картина эпохи складывается из изучения социальных, материальных условий жизни людей. Писатель должен изучить и точно обрисовать быт, культуру, религию, привычки и характеры, одежду и детали быта и т. д.

2. В. Скотт изображал историческую эпоху в движении, развитии, столкновениях общественных противоречий. Поэтому он выбрал для своих романов периоды конфликтов в истории разных стран, значительные исторические эпохи и личности.

3. В его романах личная история (героев), судьба связывается с историей, судьбой всего общества, страны, государства. Частное определяется общим.

4. Организаторами и руководителями истории у Скотта выступают важные личности – короли, прежде всего. Народ выступает на стороне прогресса. Сопротивляющиеся прогрессу и исторической необходимости персонажи осуждаются и терпят фиаско.

5. Романы В. Скотта – это авантюрные произведения. Сюжет движут приключения героев, втянутых в водоворот исторических событий. Большую роль в построении интриги играют случай, неожиданные повороты действий.

6. Роман – не научное произведение, в нём реальность должна сочетаться с вымыслом, достоверностьс фантазией художника.

7. Герои делаться на лагери (в зависимости от положение в истории). Характеры определяются исторически и социально. Но положительные герои романтизируются, поэтизируются. Главные герои романов Скотта – это не известные исторические деятели, а обычные частные люди своего времени, но их судьба неминуемо связывается с глобальными историческими событиями. Таким образом, Скотт показывает историю не с парадной, официальной стороны, какой она предстаёт в учебниках истории, а - с бытовой, домашней, изнутри.

Первый свой роман Скотт написал в 1814 году. Всего он написал более 25 романов. Их можно условно разделить на две группы:

1) шотландские – романы об истории родной для Скотта Шотландии, страны гор и озёр, со своими древними экзотическими обычаями – волынками и мужскими юбками – скилтами, войной между кланами – родами шотландских горцев. Лучшие – «Роб Рой», «Пуритане», «Эдинбургская темница» и др.

2) все остальные – об истории Англии, Франции и др. Лучшие «Айвенго» (Англия), «Квентин Дорвард» (Франция).

Самый известный роман В. Скотта – «Айвенго » (1819). Действие его отнесено к 12 веку, сюжет разворачивается на фоне феодальных раздоров борьбы английского короля Ричарда 1 (Львиное Сердце) за централизованную власть. Справедливого монарха поддерживает народ и верные вассалы. Судьба каждого из героев определяется расстановкой исторических сил и местом в конфликтах эпох.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: