Писать о речевом интерфейсе сложно. С одной стороны, тема абсолютно не нова, с другой- активное развитие и применение этой технологии только начинается (в который раз). С одной стороны, успели сформироваться устойчивые стереотипы и предубеждения, с другой - несмотря на почти полвека настойчивых усилий не нашли разрешения вопросы, стоявшие еще перед родоначальниками речевого ввода. Как бы то ни было, продолжатся поиски такого интерфейса, который устроил бы всех. Собственно говоря, это как раз то, к чему человечество всегда стремилось в общении с компьютером.
Исследователи недалеко продвинулись за прошедшие десятки лет, что заставляет некоторых специалистов крайне скептически относиться к самой возможности реализации речевого интерфейса в ближайшем будущем. Другие считают, что задача уже практически решена. Впрочем, все зависит от того, что следует считать решением этой задачи.
Построение речевого интерфейса распадается на три составляющие.
I. Первая задача состоит в том, чтобы компьютер мог «понять» то, что ему говорит человек, то есть он доложен уметь извлекать из речи человека полезную информацию. Пока что, на нынешнем этапе, эта задача сводится к тому, чтобы извлечь из речи смысловую ее часть, текст (понимание таких составляющих, как скажем, интонация, пока вообще не рассматривается). То есть эта задача сводится к замене клавиатуры микрофоном.
II. Вторая задача состоит в том, чтобы компьютер воспринял смысл сказанного. Пока речевое сообщение состоит из некоего стандартного набора понятных компьютеру команд (скажем, дублирующих пункты меню), ничего сложного в ее реализации нет. Однако вряд ли такой подход будет удобнее, чем ввод этих же команд с клавиатуры или при помощи мыши. Пожалуй, даже удобнее просто щелкнуть мышкой по иконке приложения, чем четко выговаривать (к тому же мешая окружающим); «Старт! Главное меню! Бери!» В идеале компьютер должен четко «осмысливать» естественную речь человека и понимать, что, к примеру, слова «Хватит!» и «Кончай работу!» означают в одной ситуации разные понятия, а в другой - одно и то же.
|
III. Третья задача состоит в том, чтобы компьютер мог преобразовать информацию, с которой он оперирует, в речевое сообщение, понятное человеку.
Так вот, из этих трех задач достаточно ясное и окончательное решение существует только для третьей. По сути, синтез речи - это чисто математическая задача, которая в настоящее время решена на довольно хорошем уровне. И в ближайшее время, скорее всего, будет совершенствоваться только ее техническая реализация.
Препятствием для окончательного решения первой задачи служит то, что никто до сих пор толком не знает, каким образом можно расчленить нашу речь, чтобы извлечь из нее те составляющие, в которых содержится смысл. В том звуковом потоке, который мы выдаем при разговоре, нельзя различить ни отдельных букв, ни слогов, об этом более подробно я Вам расскажу позже.. Во всяком случае, после предварительной тренировки современные системы распознавания речи работают довольно сносно и делают ошибок не больше, чем делали оптические системы распознавания печатных символов лет пять-семь назад.
Что касается второй задачи, то она, по мнению большинства специалистов, не может быть решена без помощи систем искусственного интеллекта. Последние, как известно, пока не созданы, хотя большие надежды возлагаются на появление так называемых квантовых. Если же подобные устройства появятся, это будет означать качественный переворот в вычислительных технологиях, и тогда, как знать, может быть, многие теперешние подходы к речевому интерфейсу вообще окажутся ненужными.
|
Поэтому пока удел речевого интерфейса - всего лишь дублирование голосом команд, которые могут быть введены с клавиатуры или при помощи мыши. А здесь его преимущества весьма сомнительны. Впрочем, есть одна область, которая для многих может оказаться очень привлекательной. Это речевой ввод текстов в компьютер. Действительно, чем стучать по клавиатуре, гораздо удобнее продиктовать все компьютеру, чтобы он записал услышанное в текстовый файл. Здесь вовсе не требуется, чтобы компьютер «осмысливал» услышанное, а задача перевода речи в текст более или менее решена. Недаром большинство выпускаемых ныне программ «речевого интерфейса» ориентированы именно на ввод речи.
Хотя и здесь есть место для скепсиса. Если читать вслух, четко выговаривая слова, с паузами, монотонно, как это требуется для системы распознавания речи, то на машинописную страничку у меня уйдет пять минут. Печатаю на клавиатуре я с той же скоростью. Но сочиняю, при наличии вдохновения, раза в два-три медленнее, а без оного - медленнее раз в пять, так что скорость «ввода» и при диктовке и при работе на клавиатуре у меня абсолютно одинакова. Но вот сочинять и одновременно выговаривать сочиняемое с четкой артикуляцией, хоть убей, те не смогу.
|
Первый - и, пожалуй, основной - вопрос касается области применения. Поиск приложений, где распознавание речи могло бы продемонстрировать все свои достоинства, вопреки устоявшемуся мнению, является задачей далеко не тривиальной. Сложившаяся практика применения компьютеров вовсе не способствует широкому внедрению речевого интерфейса.
Для подачи команд, связанных с позиционированием в пространстве, человек всегда пользовался и будет пользоваться жестами, то есть системой «руки- глаза». На этом принципе построен современный графический интерфейс. Перспектива замены клавиатуры и мыши блоком распознавания речи абсолютно отпадает. При этом выигрыш от возложения на него части функций управления настолько мал, что не смог предоставить достаточных оснований даже для пробного внедрения в массовых компьютерах на протяжении уже более тридцати лет. Именно таким сроком оценивается существование коммерчески применимых систем распознавания речи.
Для иллюстрации своих аргументов возможно, несколько спорных утверждений рассмотрю перспективу и основные проблемы применения систем речевого ввода текстов, особенно активно продвигаемых в последнее время.
Для сравнения: спонтанная речь произносится со средней скоростью 2,5 слов в секунду, профессиональная машинопись - 2 слова в секунду, непрофессиональная - 0,4. Таким образом, на первый взгляд, речевой ввод имеет значительное превосходство по производительности. Однако оценка средней скорости диктовки в реальных условиях снижается до 0,5-0,8 слова в секунду в связи с необходимостью четкого произнесения слов при речевом вводе и достаточно высоким процентом ошибок распознавания, нуждающихся в корректировке.
Речевой интерфейс естественен для человека и обеспечивает дополнительное удобство при наборе текстов. Однако даже профессионального диктора может не обрадовать перспектива в течение нескольких часов диктовать малопонятливому и немому (к этому я еще вернусь) компьютеру. Кроме того, имеющийся опыт эксплуатации подобных систем свидетельствует о высокой вероятности заболевания голосовых связок операторов, что связано с неизбежной при диктовке компьютеру монотонностью речи.
Часто к достоинствам речевого ввода текста относят отсутствие необходимости в предварительном обучении. Однако одно из самых слабых мест современных систем распознавания речи- чувствительность к четкости произношения- приводит к потере этого, казалось бы, очевидного преимущества. Печатать на клавиатуре оператор учится в среднем 1-2 месяца. Постановка правильного произношения может занять несколько лет.
Существует и еще одно неприятное ограничение применимости, сознательно не упоминаемое, на мой взгляд, создателями систем речевого ввода. Оператор, взаимодействующий с компьютером через речевой интерфейс, вынужден работать в звука изолированном отдельном помещении либо пользоваться звукоизолирующим шлемом. Иначе он будет мешать работе своих соседей по офису, которые, в свою очередь, создавая дополнительный шумовой фон, будут значительно затруднять работу речевого распознавателя. Таким образом, речевой интерфейс вступает в явное противоречие с современной организационной структурой предприятий, ориентированных на коллективный труд. Ситуация несколько смягчается с развитием удаленных форм трудовой деятельности, однако еще достаточно долго самая естественная для человека производительная и потенциально массовая форма пользовательского интерфейса обречена на узкий круг применения.
Ограничения применимости систем распознавания речи в рамках наиболее популярных традиционных приложений заставляют сделать вывод о необходимости поиска потенциально перспективных для внедрения речевого интерфейса приложений за пределами традиционной офисной сферы, что подтверждается коммерческими успехами узкоспециализированных речевых систем. Самый успешный на сегодня проект коммерческого применения распознавания речи - телефонная сеть фирмы АТ&Т. Клиент может запросить одну из пяти категорий услуг, используя любые слова. Он говорит до тех пор, пока в его высказывании не встретится одно из пяти ключевых слов. Эта система в настоящее время обслуживает около миллиарда звонков в год.
Несмотря на то, что одним из наиболее перспективных направлений для внедрений систем распознавания речи может стать сфера компьютерных игр, узкоспециализированных реабилитационных программ для инвалидов, телефонных и информационных систем, ведущие разработчики речевого распознавания наращивают усилия по достижению универсализации и увеличения объемов словаря даже в ущерб сокращению процедуры предварительной настройки на диктора.
Даже Билл Гейтс, являющий собой в некотором смысле идеал прагматизма, оказался не свободен от исторически сложившихся стереотипов. Начав в 95-96 году с разработки собственной универсальной системы распознавания речи, он, окрыленный первыми и, пожалуй, сомнительными успехами, в 97-м провозгласил очередную эру повсеместного внедрения речевого интерфейса. Средства речевого ввода планируется включить в стандартную поставку новой версии Windows NT- чисто офисной операционной системы. При этом руководитель Microsoft упорно повторяет фразу о том, что скоро можно будет забыть о клавиатуре и мыши. Вероятно, он планирует продавать вместе с коробкой Windows NT акустические шлемы вроде тех, которые используют военные летчики и пилоты «Формулы 1». Кроме того, неужели в ближайшем будущем прекратится выпуск Word, Ехсеl и т. д.? Управлять графическими объектами экрана голосом, не имея возможности помочь руками, более чем затруднительно.
Будущее речевого интерфейса в не меньшей степени зависит от умения современных исследователей и разработчиков не только создать технологическую основу речевого ввода, но и гармонично слить технологические находки в единую логически завершенную систему взаимодействия «человек-компьютер». Основная работа еще впереди.
Базовая технология
Не следует путать термины «понимание» и распознавание» речи. В то время как второй непосредственно относится ктехнологии преобразования акустических речевых сигналов в последовательность символов машинной кодировки, например ASCII. первый подразумевает анализ более высоких уровней (прагматический, семантический и т. д.) и формирование на его основе представления о смысловом содержании высказывания. Дальнейшее разграничение задан укрепилось благодаря коммерческому успеху узкоспециализированных систем, ни в малейшей степени не нуждающихся, например, в модуле анализа контекста высказывания.
Традиционно процесс распознавания речи подразделяется на несколько этапов. На первом - производится дискретизация непрерывного речевого сигнала. преобразованного в электрическую форму Обычно частота дискретизации составляет 10-11 кГц. разрядность- 8 бит, что считается оптимальным для работы со словарями небольшого объема (10-1000 слов) и соответствует качеству передачи речи телефонного канала (ЗГц- 3.4кГц). понятно что увеличение объема активного словаря должно сопровождаться повышением частоты оцифровки н в некоторых случаях - поднятием разрядности.
На втором этапе дискретный речевой сигнал подвергается очистке от шумов и преобразуется в более компактную форму. Сжатие производится посредством вычисления через каждые 10 мс некоторого набора числовых параметров (обычно не более 16) с минимальными потерями информации, описывающей данный речевой сигнал. Состав набора зависит от особенностей реализации системы. Начиная с 70-х годов наиболее популярным методом (практически стандартом) построения сжатого параметрического описания стало линейно-предиктивное кодирование (ЛПК), в основе которого лежит достаточно совершенная линейная модель голосового тракта. На втором месте по популярности находится, вероятно, спектральное описание, полученное с помощью дискретного преобразования Фурье.
Очень хорошие результаты, однако, могут быть достигнуты и при использовании других методов, часто менее требовательных к вычислительным ресурсам, например клипирования. В этом случае регистрируется количество изменений знака амплитуды речевого сигнала и временные интервалы между ними. Получаемая в результате последовательность значений, представляющих собой оценку длительностей периодов сохранения знака амплитудой, несмотря на кажущуюся примитивность метода, достаточно полно представляет различия между произносимыми звуками. На таком методе предобработки основана, в частности, система распознавания речи, разработанная в конце 80-х в НИИ счетного машиностроения (Москва).
Временной (10 мс) интервал вычисления был определен и обоснован экспериментально еще на заре развития технологии автоматического распознавания речи. На этом интервале дискретный случайный процесс, представляющий оцифрованный речевой сигнал считается стационарным, то есть на таком временном интервале параметры голосового тракта значительно не изменяются.
Следующий этап- распознавание. Хранимые в памяти компьютера эталоны произношения по очереди сравниваются с текущим участком последовательности десяти миллисекундных векторов, описывающих входной речевой сигнал. В зависимости от степени совпадения выбирается лучший вариант и формируется гипотеза о содержании высказывания. Здесь мы сталкиваемся с очень существенной проблемой - необходимостью нормализации сигнала по времени. Темп речи, длительность произношения отдельных слов и звуков даже для одного диктора варьируется в очень широких пределах. Таким образом, возможны значительные расхождения между отдельными участками хранимого эталона и теоретически совпадающим с ним входным сигналом за счет их временного рассогласования. Достаточно эффективно решать данную проблему позволяет разработанный в 70-х годах алгоритм динамического программирования и его разновидности (алгоритм Витерби). Особенностью таких алгоритмов является возможность динамического сжатия и растяжения сигнала по временной оси непосредственно в процессе сравнения с эталоном. С начала 80-х все более широкое применение находят марковские модели, позволяющие на основе многоуровневого вероятностного подхода к описанию сигнала производить временную нормализацию и прогнозирование продолжений, что ускоряет процесс перебора эталонов и повышает надежность распознавания.