(почтальон Печкин )
Велосипедный спорт относительно молодой вид спорта по сравнению с другими видами, имеющими многовековые истории. По утверждению Тони Робертса, автора книги «Велоспорт: базовое руководство по снаряжению и технике езды» (Москва, 2007), велосипед никто не изобретал. Во всяком случае, то, что мы называем велосипедом сегодня. Он стал таковым в результате эволюции.
До конца XVIII века единственными средствами передвижения, приводившимися в действие мускулами человека, были примитивные 3-х и 4-хколёсные тележки. В 1817 году барон Карл Драйз фон Зауэрбонн запатентовал конструкцию управляемой машины с двумя колёсами и деревянной рамой. В итоге появилось практичное средство передвижения, с помощью которого можно было преодолевать значительные расстояния быстрее, чем пешком. Аппарат приводился в движение за счет воздействия ног седока на землю и по имени своего создателя получил название дрезины.
• Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М., 1990. |
Велосипед барона Драйза |
Вскоре изобретатели многих стран стали искать альтернативные виды привода. Шотландскому кузнецу Киркпатрику Макмиллану приписывается честь создания первого педального двухколесного экипажа. Затем владелец небольшой парижской мастерской Пьер Мишо создал дрезину с кривошипом и педалями, через которые вращательное движение придавалось переднему колесу. Конструкция стала именоваться велосипедом. Впрочем, в Англии велосипед более охотно называли «костотрясом». К 1865 году компания Мишо производила 400 велосипедов в год. Первая велогонка состоялась 31 мая 1868 года в пригороде Парижа Сен-Клу. Победу в ней одержал 19-летний англичанин Джеймс Мур.
|
Велосипедное соревнование 31 мая 1868 года в парке Сен-Клу |
Эту дату и принято считать в мире датой рождения велосипедного спорта. С тех пор в крупных городах стали появляться велотреки, начали выходить первые периодические издания для велосипедистов, состоялась первая велосипедная выставка. Имена чемпионов тех лет были у всех на слуху. Гонки стимулировали техническое усовершенствование машины, велосипедисты хотели владеть техническим преимуществом над друзьями и соперниками. Велосипеды тогда еще имели разные по величине колеса, этот тип велосипеда известен как «Пенни-Фартинг» (по ассоциации с монетами разного размера).
Велосипед Пенни-Фартинг Джеймса Мура в музее |
А до изобретения пневматической шины оставалось чуть больше 15 лет. Использование втулочно-роликовой цепи привело к разработке в Англии безопасной модели Rover Safety Bicycle, уже очень походившей на современный велосипед.
За время, минувшее с начала велосипедного бума, сам велосипед переживал периоды взлетов и падений. Где-то он превратился в социальное средство передвижения. То, что в конце XIX века в велосипеде увидели приятную и простую для активного отдыха машину, столетие спустя было забыто.
Однако, в последнее время человечество обеспокоилось проблемой загрязнения атмосферы. Кроме того, люди стали более серьезно относиться к укреплению своего здоровья, начали больше внимания уделять собственному телу. Прелесть велосипеда заключается в том, что он является великолепным средством обретения физической формы и знакомства с окрестностями. Словом, велосипед пережил второе рождение.
|
В России первое велосипедное соревнование состоялось в 1883 году на Московском ипподроме. С тех пор прошло более века: спортсмены разделились на профессионалов и любителей, давно уже установлено несколько мировых рекордов, велосипеды оснащены всевозможными устройствами и приобрели способность выделывать различные трюки. Но интерес к велосипеду и велосипедному спорту нисколько не уменьшился. Олимпийские соревнования по велоспорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 года в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Лучшим велосипедистом XX века в России был признан Вячеслав Екимов, он трижды выигрывал Олимпийские игры.
Вячеслав Екимов |
В наше время насчитывается более 150 велогонок по всему миру, самая знаменитая и массовая «Тур Де Франс», куда стремится попасть любой спортсмен. Это шоссейная велогонка, которая проводится ежегодно во Франции с 1903 года. Самым известным шоссейным велогонщиком является американец Лэнс Армстронг, единственный 7-кратный победитель велогонки «Тур де Франс», ныне дисквалифицированный, но тем не менее!
![]() |
Лэнс Армстронг |
Велосипедный спорт включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, горный велосипед, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах – велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон.
Кроме соревнований, для любителей крутить педали устраиваются различные любительские гонки и специальные велотуры, велопоходы и покатушки, велопарады и эстафеты.
|
2 мая 2018 года на Южном Урале прошла уже 65-ая кольцевая велогонка. А партнер Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина – студия исторических танцев «Гаттака» традиционно устраивает костюмированные велопрогулки по культурным местам центра Челябинска.
Велопрогулками наслаждались писатели, поэты, художники, актеры и музыканты.
Л.Н.Толстой и его велосипед английской фирмы «Старлей и К°». |
ЭТО ИНТЕРЕСНО! КНИГИ:
-Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М., 1990.
-Архипов Е. М. За здоровьем на велосипеде - М., 1989.
-Велосипедный спорт: спортивные термины на пяти языках. – М., 1979.
-Крадинов Е.Б. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. – М., 1991.
-Любовицкий В.П. Гоночные велосипеды. – Л., 1989.
-Панин В.Ф. Ремонт велосипедов. – М., 1989.
-Пополов А.С. Давай изобретем велосипед М., 1991.
-Робертс Т. Велоспорт: базовое руководство по снаряжению и технике езды. – М., 2007.
- Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. – М., 1992.
-Юнкер Д. Велосипедный спорт: спорт школьникам М., 1982.
- Юсин А. Я купил велосипед. – М., 1984.