Задание 1. Представьте систему методических технологий обучения чтению-общению.
Задание 2. Какому правилу подчинены написания приставок без- / бес- в русской орфографии? Каким принципом русской орфографии обусловлено данное правило? Распространяется ли оно на правописание предлогов? Задание 3. Выпишите однокоренные слова с корнем печ-. Какие слова в тексте являются формами одной лексемы?Задание 4. Объясните термин «грамматические омонимы». Найдите примеры грамматических омонимов в тексте.Задание 5. За счет какого языкового явления достигается в стихотворении эффект каламбура? Какова внутренняя форма подчеркнутого слова?Экзаменационный билет №3
Задание 1. Раскройте сущность понятия читательская самостоятельность.
Прочитайте текст.
Задание 2. Прочитайте текст. Выпишите глаголы и объясните правописание мягкого знака или его отсутствие. Обобщите правило о правописании глаголов в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите в тексте два слова с редуцированным гласным звуком среднего ряда среднего подъема. Затранскрибируйте эти слова.
Задание 4. Найдите в тексты формы слов, отличающиеся от других форм того же слова местом ударения. Какие это формы? Назовите их грамматическое значение. О каком свойстве русского ударения свидетельствует наличие таких примеров? Какая функция ударения в данном случае реализована?
Задание 5. Найдите в тексте обобщенно-личные предложения. Как вы считаете, о каких особенностях русского национального характера свидетельствуют эти синтаксические конструкции?
Экзаменационный билет №4
Задание 1. Раскройте сущность закона знания книг.
Прочитайте текст.
Задание 2. Выпишите существительные и объясните правописание безударных падежных окончаний в них. Обобщите правило о правописании безударных падежных окончаний имён существительных в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите в тексте глаголы в личной форме. Каково значение форм лица? К какому наклонению и времени относятся эти формы?
Задание 4. Найдите слова, где группа букв согласных обозначает один согласный звук. Затранскрибируйте эти слова.
Задание 5. Обратите внимание на подчеркнутое слово. Что вы можете сказать о внутренней форме этого слова? Может ли внутренняя форма слова отражать особенности культуры? Чем, по Вашему мнению, отличается употребление этого же слова маленькими детьми («Я построил из кубиков дом сам, беспомощно» = без помощи взрослых)?
Экзаменационный билет №5
Задание 1. Раскройте понятие читательская культура. Охарактеризуйте уровни и ступени, регулирующие становление читательской культуры в процессе обучения чтению-общению. Сформулируйте соответствующий закон.
Задание 2. Выпишите глаголы с мягким знаком и объясните его правописание. Приведите примеры, когда мягкий знак в глаголах не пишется. Ответ аргументируйте.
Задание 3. Найдите в тексте фонетические слова, состоящие из двух лексем, и затранскрибируйте их.
Задание 4. Определите грамматическое значение подчёркнутых глаголов и определите их синтаксическую функцию. Чем грамматическое значение отличается от лексического?
Задание 5. Объясните значение имеющихся в тексте фразеологизмов. Какова, по Вашему мнению, роль фразеологических единиц в трансляции культуры?
Экзаменационный билет №6
Задание 1. Дайте определение закону провоцирования обучением нежелания читать, разъясните эту формулировку.
Прочитайте текст.
Задание 2. Выпишите слова с парными согласными в корне слова, подберите проверочные к ним слова. Обобщите правило о правописании парных звонких и глухих согласных в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите слова, которые употребляются в переносном значении. Используя ресурс «Академик-ру: Словари», определите значение этих слов. Какие словари вы отобрали: лингвистические или энциклопедические? Почему? Как вы определили тип словаря? Назовите их прямое и переносное значение. Определите связь между ними.
Задание 4. Выделите в тексте суффиксы и укажите их значение. Какова стилистическая роль суффиксации в этом тексте?
Задание 5. Найдите в тексте слово с прозрачной внутренней формой. Какую, по Вашему мнению, культурную информацию передают подобные слова?
Экзаменационный билет №7
Задание 1. Определите понятие читательская самостоятельность. Разъясните эту формулировку.
Прочитайте текст.
Задание 2. Выпишите существительные и объясните правописание безударных падежных окончаний в них. Обобщите правило о правописании безударных падежных окончаний имён существительных в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Выполните морфологический разбор имен существительных из предложения «Мой братишка вообще голову потерял от счастья».
Задание 4. Найдите в тексте примеры неделимых словосочетаний. Определите их синтаксическую роль (каким членом предложения они являются?)
Задание 5. Объясните значение имеющихся в тексте фразеологизмов. Какова, по Вашему мнению, роль фразеологических единиц в трансляции культуры?
Как вы считаете, какими фоновыми знаниями обладают герои данного текста?
Экзаменационный билет №8
Задание 1. Представьте продуктивную модель формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности..
Прочитайте текст.
Задание 2. Выпишите глаголы и объясните правописание безударных личных окончаний. Обобщите правило о правописании безударных личных окончаний глаголов в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите в тексте языковые и контекстные антонимы. Определите их тип по значению и по структуре.
Задание 4. Найдите в тексте индивидуально-авторские слова. Определите их стилистическую функцию в тексте.
Задание 5. Дайте определение элементов общей социальной истории, о которых пишет В. Маяковский.
Экзаменационный билет №9
Задание 1. Представьте модель типа правильной читательской деятельности и охарактеризуйте непродуктивный вариант для обучения младших школьников чтению. Назовите закон, определяющий эту непродуктивность.
Прочитайте текст.
Задание 2. Найдите в тексте существительные, которые относятся к третьему типу склонения и просклоняйте. Обобщите правило о правописании окончаний имён существительных третьего склонения в русском языке. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите в тексте омонимы и смежные с омонимией явления. Мотивированно определите тип каждого явления, смежного с омонимией.
Задание 4. Найдите в тексте языковые и контекстные синонимы. Мотивированно определите тип языковых синонимов по структуре и по значению.
Задание 5. Какой национально-специфичный символ русской культуры выделяется в данном стихотворении и какова его коннотация?
Экзаменационный билет №10
Задание 1. Раскройте сущность понятия квалифицированный читатель.
Прочитайте текст.
Задание 2. Найдите в тексте слова с проверяемой безударной гласной в корне, выпишите их и подберите к ним проверочные слова. Обобщите правило о правописании проверяемой безударной гласной в корне. Подберите свои примеры на данное правило.
Задание 3. Найдите в тексте слово высокого стиля, имеющее церковнославянское происхождение. Назовите соответствующее ему (однокоренное) исконно-русское слово. Каким звуком они отличаются? Назовите другие пары слов, имеющие то же звуковое отличие по тем же историческим причинам.
Задание 4. Найдите в тексте слова пассивного запаса: стилистически окрашенные, устаревшие, народнопоэтические. Определите формальные показатели слов пассивного запаса: фонетические, словообразовательные, семантические (смысловые).
Задание 5. Найдите в тексте примеры, позволяющие говорить о специфике русской языковой картины мира.