Памятник культуры Автор произведения




Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 1.

1. Ди­на­стия Ро­ма­но­вых утвер­ди­лась на рос­сий­ском пре­сто­ле в (во)


1. Се­ре­ди­не XV в

2. Вто­рой по­ло­ви­не XVI в.

3. Пер­вой по­ло­ви­не XVII в.

4. Конце XVII в.


2. Как называлось в Российском государстве XVI века городское население?


1. Посадским

2. Полюдьем

3. Подворным

4. Приписным


3. Кто в России относился к привилегированным сословиям?


1. Мещане

2. Купцы третьей гильдии

3. Государственные крестьяне

4. Дворяне


4. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

5. Рас­смот­ри­те карту.

Тер­ри­то­рии, обо­зна­чен­ные на карте рим­ски­ми циф­ра­ми I, II и III, вошли в со­став Рос­сии в прав­ле­ние


1. Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

2. Петра I

3. Ека­те­ри­ны II

4. Алек­сандра I


6. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, не­по­сред­ствен­но свя­за­ны с пе­ри­о­дом прав­ле­ния Ивана IV.

1) Зем­ский собор; 2) Со­бор­ное уло­же­ние; 3) Из­бран­ная рада; 4) оприч­ное вой­ско; 5) Сто­гла­вый собор.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

7. Что из на­зван­но­го было ре­зуль­та­том на­род­ных вол­не­ний в Москве в 1662 г.?


1. Лик­ви­да­ция корм­ле­ний

2. От­ме­на со­ля­но­го на­ло­га

3. Вве­де­ние бес­сроч­но­го сыска кре­стьян

4. Пре­кра­ще­ние че­кан­ки мед­ных денег


8. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка и ука­жи­те век, когда был при­нят до­ку­мент, о ко­то­ром идёт речь.

«К важ­ней­шим в за­ко­но­да­тель­ном акте от­но­сят­ся главы, опре­де­ля­ю­щие со­слов­ную струк­ту­ру об­ще­ства. Глава XI «Суд о кре­стья­нах» удо­вле­тво­ри­ла тре­бо­ва­ние дво­рян о праве на бес­сроч­ный сыск бег­лых. Тем самым от­ме­ня­лись уроч­ные лета, и кре­стья­не с их потом­ством ста­но­ви­лись на­веч­но соб­ствен­но­стью по­ме­щи­ков, двор­цо­во­го ве­дом­ства и ду­хов­ных вла­дель­цев».


1. XIV в.

2. XV в.

3. XVI в.

4. XVII в


9. Что яви­лось одной из при­чин на­ча­ла «эпохи двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов» в XVIII в.?


1. Новое за­ко­но­да­тель­ство Петра I о пре­сто­ло­на­сле­дии

2. Об­ласт­ная ре­фор­ма Петра I

3. Уси­ле­ние вли­я­ния Э. Би­ро­на при дворе

4. Из­ме­не­ние Пав­лом I по­ряд­ка пре­сто­ло­на­сле­дия


10. Какой тер­мин свя­зан с «эпо­хой двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов» в Рос­сии?


1. Се­ми­бо­яр­щи­на

2. Арак­че­ев­щи­на

3. Би­ро­нов­щи­на

4. Ан­то­нов­щи­на


11. Кого называли «тушинским вором»?


1. Ивана Болотникова

2. Кузьму Минина

3. Лжедмитрия I

4. Лжедмитрия II


12. Установите хронологическую последовательность деятельности исторических лиц


1. Б. Хмельницкий

2. Г. Отрепьев

3. К. Булавин

4. Г. Потёмкин


13. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Запишите получившуюся последовательность цифр.

Период российской истории Время

А. Смута 1. Начало XVII века

Б. Дворцовые перевороты 2. Первая четверть XVIII века

Г. Просвещённый абсолютизм 3. 1762 – 1796 гг.

4. 1725 – 1762 гг.

14. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

В Средние века основой русского войска было конное дворянское ополчение. С целью повышения обороноспособности страны в середине XVI века при царе (1) ___________ возникает на постоянной основе (2)__________. Но это не решило проблему укрепления вооруженных сил страны. В XVII веке начинается формирование по образцу иностранных войск (3)__________. В начале XVIII века правитель России (4)___________ осуществил следующую крупную военную реформу. Он создал на основе рекрутских наборов (5)__________.


А. Иван IV

Б. Павел I

В. Пётр I

Г. Полк нового строя

Д. Регулярная армия

Е. Стрелецкое войско


Вариант 1.

15. Кон­ди­ции, на­прав­лен­ные Анне Иоан­нов­не, пред­по­ла­га­ли


1. Уста­нов­ле­ние аб­со­лют­ной цар­ской вла­сти

2. Умень­ше­ние роли дво­рян­ства в по­ли­ти­че­ской жизни стра­ны

3. Вве­де­ние пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на вла­сти

4. Огра­ни­че­ние вла­сти им­пе­ра­три­цы


16. Про­чти­те от­ры­вок из труда ис­то­ри­ка и ука­жи­те пра­ви­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

«Царь Фёдор умер. С его кон­чи­ной пре­сек­лась ди­на­стия Ивана Ка­ли­ты, пра­вив­шая Mос­ков­ским го­су­дар­ством на про­тя­же­нии трёхсот лет. Вли­я­ни­е­пра­ви­те­ля по­шат­ну­лось. Знать ми­ри­лась с его вла­стью, пока он вер­шил дел име­нем за­кон­но­го царя. Од­на­ко в гла­зах ве­ли­ких бояр он оста­вал­ся не более чем ху­до­род­ным вре­мен­щи­ком. Пре­тен­зии пра­ви­те­ля на об­ла­да­ние ко­ро­ной вы­зва­ли не­го­до­ва­ние по­том­ков ве­ли­ких и удель­ных кня­зей. "Вре­мен­щик" не со­сто­ял в кpовном род­стве с царём и по­то­му не имел ни­ка­ких фор­маль­ных прав на трон».


1. Ва­си­лий Шуй­ский

2. Борис Го­ду­нов

3. Фёдор Мсти­слав­ский

4. Ми­ха­ил Ро­ма­нов


17. Какое из пе­ре­чис­лн­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к XVI в.?


1. Стро­и­тель­ство пер­вых ка­мен­ных хра­мов в Киеве и Нов­го­ро­де

2. Со­зда­ние древ­ней­шей до­шед­шей до нас ле­то­пи­си

3. Из­да­ние пер­вой пе­чат­ной книги в Рос­сии

4. От­кры­тие Сла­вя­но-греко-ла­тин­ско­го учи­ли­ща в Москве


18. Кто из пе­ре­чис­лен­ных лиц со­зда­вал обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния в конце XVI — на­ча­ле XVII в.?


1. Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти

2. Фёдор Конь

3. Симон Уша­ков

4. Иван Фёдоров


19. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но свет­ское ме­ро­при­я­тие, по­явив­ше­е­ся в Рос­сии


1. Во вто­рой по­ло­ви­не XVII в.

2. В пер­вой чет­вер­ти XVIII в.

3. Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

4. В пер­вой чет­вер­ти XIX в.


20. Про­чти­те от­ры­вок из указа Петра I и ука­жи­те, где про­изо­шло сра­же­ние, о ко­то­ром идёт речь.

«Сия у нас по­бе­да может пер­вая на­звать­ся, по­не­же над ре­гу­ляр­ным вой­ском ни­ко­гда такой не бы­ва­ло, к тому ж ещё го­раз­до мень­шим чис­лом бу­дучи пред не­при­я­те­лем, и по­и­сти­не оная виною всех бла­го­по­луч­ных по­сле­до­ва­ний Рос­сии, по­не­же тут пер­вая проба сол­дат­ская была и людей, ко­неч­но, обод­ри­ла, и «ма­те­рью Пол­тав­ской ба­та­лии» на­зва­на как одоб­ре­ни­ем людей, так и вре­ме­нем».


1. При Гросс-Егер­сдор­фе

2. У д. Лес­ной

3. При Цорн­дор­фе

4. У о. Грен­гам


21. Рост численности мануфактур во второй половине XVIII века свидетельствовал о (об)


1. Развитии капиталистических отношений

2. Росте территории Российской империи

3. Отказе государства от политики меркантилизма

4. Победе капиталистических отношений


22. Какие органы власти были созданы в годы петровских преобразований


1. Главный магистрат

2. Губернаторы

3. Уложенная комиссия

4. Избранная рада

5. Сенат


23. Прочтите отрывок из документа и назовите политику Ивана Грозного, о которой идёт речь

«С этого и начал великий князь … отобрал из своего народа, а также и из иноземцев особый избранный отряд … Он перебирал один за другим города и уезды и описывал имения у тех, кто по смотренным спискам не служил со своих вотчин его предкам на войне; эти имения раздавались …»

24. Когда была со­зда­на Та­бель о ран­гах?


1. В пер­вой чет­вер­ти XVIII в.

2. Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

3. В пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

4. Во вто­рой по­ло­ви­не XIX в.


25. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, не­по­сред­ствен­но свя­за­ны с рус­ской куль­ту­рой XVII в.

1) об­мир­ще­ние куль­ту­ры; 2) се­ку­ля­ри­за­ция со­зна­ния; 3) мос­ков­ское ба­рок­ко; 4) пар­су­на; 5) ас­сам­блеи.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

26. Срав­ни­те ор­га­ни­за­цию стре­лец­ко­го вой­ска и ре­гу­ляр­ной армии Петра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1. Ис­поль­зо­ва­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия;

2. Сов­ме­ще­ние во­ен­ной служ­бы с за­ня­ти­ем ре­меслом и мел­кой тор­гов­лей;

3. Де­ле­ние на полки;

4. Со­зда­ние во­ин­ско­го уста­ва.

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
   

27. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ме­ро­при­я­тий от­но­сят­ся к по­ли­ти­ке «про­свещённого аб­со­лю­тиз­ма» Ека­те­ри­ны II? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два ме­ро­при­я­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии;

2. Учре­жде­ние ми­ни­стерств;

3. Упразд­не­ние пат­ри­ар­ше­ства;

4. Со­зда­ние во­ен­ных по­се­ле­ний;

5. Из­да­ние жа­ло­ван­ной гра­мо­ты го­ро­дам.


28. Ука­жи­те имена ру­ко­во­ди­те­лей Вто­ро­го опол­че­ния, осво­бо­див­ше­го Моск­ву от по­ля­ков в 1612 г. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два имени и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Иван За­руц­кий;

2. Дмит­рий По­жар­ский;

3. Гри­го­рий От­ре­пьев;

4. Кузь­ма Минин;

5. Ми­ха­ил Ро­ма­нов.


 

Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 2.

1. Какие со­бы­тия от­но­сят­ся ко вре­ме­ни прав­ле­ния Ивана IV? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два со­бы­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Осво­бож­де­ние от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства;

2. Учре­жде­ние оприч­ни­ны;

3. От­ме­на уроч­ных лет;

4. При­со­еди­не­ние По­вол­жья к Рос­сии;

5. Вос­со­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей.


2. Какое из ука­зан­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше осталь­ных?


1. Из­да­ние ма­ни­фе­ста о воль­но­сти дво­рян­ской

2. Со­зда­ние Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та

3. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии

4. Вве­де­ние по­душ­ной по­да­ти


3. Что из на­зван­но­го стало ре­зуль­та­том ре­форм Ни­ко­на в XVII в.?


1. Учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии

2. Из­ме­не­ние цер­ков­ных об­ря­дов

3. От­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ства

4. Пе­ре­да­ча цер­ков­ной зе­мель­ной соб­ствен­но­сти го­су­дар­ству


4. Что из на­зван­но­го было ре­зуль­та­том внеш­ней по­ли­ти­ки Ивана IV?


1. При­со­еди­не­ние Сред­не­го и Ниж­не­го По­вол­жья к Рос­сии

2. По­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю

3. Объ­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей

4. Вхож­де­ние в со­став Рос­сии Во­сточ­ной Си­би­ри


5. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Тек­стиль­ная про­мыш­лен­ность Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

Годы Суконные мануфактуры Полотняные мануфактуры Шёлковые мануфактуры
1760 – е гг.      
1790 – е гг.      

Начало суждения Варианты завершения суждения

А. Наиболее высокими темпами во второй половине XVIII века росло количество предприятий по производству 1. Сукна

Б. Общее количество текстильных мануфактур во второй половине XVIII века 2. Выросло почти вдвое

В. В 1760-е годы наибольшим было количество предприятия по производству 3. Полотна

4. Увеличилось почти в 4 раза

5. Шёлка

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

6. Во второй половине XVIIвека в отличие от начала XVIIвека


1. Укрепилась сословно – представительная монархия

2. Установилась монархическая форма правления

3. Прекратился созыв Земских соборов

4. Резко уменьшилось число народных выступлений


7. Рас­смот­ри­те схему.

На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия вос­став­ших и район на­род­но­го вос­ста­ния под пред­во­ди­тель­ством


1. Е. И. Пугачёва

2. С. Т. Ра­зи­на

3. К. А. Бу­ла­ви­на

4. И. И. Бо­лот­ни­ко­ва


8. Разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы патриарха Никона получило название


1. Уния

2. Раскол

3. Секуляризация

4. Церковный переворот


9. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.


10. На­род­ное вос­ста­ние на Дону в годы прав­ле­ния Петра I воз­гла­вил


1. И. И. Бо­лот­ни­ков

2. К. А. Бу­ла­вин

3. С. Т. Разин

4. Е. И. Пугачёв


11. Ука­жи­те, кто ко­ман­до­вал рус­ски­ми вой­ска­ми в сра­же­ни­ях Се­вер­ной войны.


1. П. А. Ру­мян­цев

2. П. С. На­хи­мов

3. Б. П. Ше­ре­ме­тев

4. Ф. Ф. Уша­ков


Вариант 2.

12. Какое из ука­зан­ных со­бы­тий во­ен­ной ис­то­рии про­изо­шло рань­ше осталь­ных?


1. Пе­ре­ход войск А. В. Су­во­ро­ва через Альпы

2. Сра­же­ние при Ку­нер­сдор­фе

3. Че­смен­ское сра­же­ние

4. Пол­тав­ская битва


13. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и ука­жи­те мо­нар­ха, ко­то­ро­му он был ад­ре­со­ван.

«Боже со­хра­ни, чтоб не сде­ла­лось вме­сто од­но­го са­мо­дер­жав­но­го го­су­да­ря де­ся­ти са­мо­власт­ных и силь­ных фа­ми­лий; и так мы, шля­хет­ство, со­всем про­падём и при­нуж­де­ны будем горше преж­не­го идо­ло­по­клон­ни­чать и ми­ло­сти у всех ис­кать, да ещё и сыс­кать будет труд­но, по­не­же ныне между глав­ны­ми (т. е. «вер­хов­ни­ка­ми»), как бы со­глас­но ни было, од­на­ко ж впредь, ко­неч­но, у них без раз­до­ров не будет; и так один будет ми­ло­стив, а дру­гие, на того злоб­ствуя, вре­дить и гу­бить ста­нут…»


1. Анна Иоан­нов­на

2. Ели­за­ве­та Пет­ров­на

3. Пётр III

4. Павел I


14. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

«Образование Российской империи начинается в XVI веке в годы правления царя (1) ___________. В этом столетии к России были присоединены территории (2)__________. На протяжении последующих столетий границы государства отодвигались всё дальше и дальше на восток. В XVII веке в состав России были включены огромные территории (3)__________. В первой четверти XVIIIвека Российское государство, по образному выражению А. С. Пушкина, «прорубило окно в Европу», присоединив (4)__________. Екатерина II поставила точку в решении основных внешнеполитических задач, стоящих перед империей, объявила (5) ________ территорией России».


А. Алексей Михайлович

Б. Астраханское и Казанское ханства

В. Восточная Сибирь и Дальний Восток

Г. Иван IV

Д. Крым и Причерноморье

Е. Прибалтика


15. Медленное развитие капитализма в России по сравнению со странами Запада объяснялось


1. Узким внутренним рынком

2. Ликвидацией крепостничества

3. Сохранением внутренних таможен между государствами

4. Отсутствием государственного вмешательства в экономику


16. Почему государственный строй в России в начале XIX века характеризуется как самодержавный


1. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежали императору

2. В работе Земских соборов не участвовали крестьяне

3. Высшим исполнительным органом власти был Синод

4. Императоры получали власть по наследству


17. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и от­веть­те на во­прос. Ка­ко­му сра­же­нию по­свя­ще­на дан­ная ме­даль?


1. Ган­гут­ско­му

2. Си­ноп­ско­му

3. Че­смен­ско­му

4. Цу­сим­ско­му


18. Срав­ни­те осо­бен­но­сти по­ло­же­ния рос­сий­ско­го дво­рян­ства в 1720-е и в 1740-е гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.


1. Обя­за­тель­ность го­су­дар­ствен­ной служ­бы;

2. Про­хож­де­ние служ­бы со­глас­но Та­бе­ли о ран­гах;

3. Право де­лить по­ме­стье между на­след­ни­ка­ми;

4. Огра­ни­че­ние срока служ­бы 25 го­да­ми.


Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
   

19. Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов обо­зна­ча­ют по­ня­тия, яв­ле­ния, воз­ник­шие в XVII в.? Най­ди­те в при­ведённом спис­ке два тер­ми­на и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Фрес­ка;

2. Пат­ри­ар­ше­ство;

3. Пар­су­на;

4. Ста­ро­об­ряд­цы;

5. Ас­сам­блея.


20. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ме­ро­при­я­тий от­но­сят­ся к по­ли­ти­ке «про­свещённого аб­со­лю­тиз­ма» Ека­те­ри­ны II? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два ме­ро­при­я­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии;

2. Учре­жде­ние ми­ни­стерств;

3. Упразд­не­ние пат­ри­ар­ше­ства;

4. Со­зда­ние во­ен­ных по­се­ле­ний;

5. Из­да­ние жа­ло­ван­ной гра­мо­ты го­ро­дам.


21. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. На­ча­ло вос­ста­ния под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва;

2. Из­да­ние жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ству;

3. Созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии;

4. Гу­берн­ская ре­фор­ма Ека­те­ри­ны II.


22. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Запишите получившуюся последовательность цифр.

Памятник культуры Автор произведения

А. «Домострой» 1. Э. Фальконе

Б. Икона «Спас Нерукотворный» 2. А. Радищев

В. «Медный всадник» 3. Сильвестр

4. Симон Ушаков

23. Про­чти­те от­ры­вок из труда со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка и ука­жи­те пра­ви­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

«Этот пра­ви­тель за­ста­вил Рос­сию со­вер­шить ги­гант­ский ска­чок сразу через не­сколь­ко эта­пов раз­ви­тия, ко­то­рые она рано или позд­но про­шла бы… Ино­гда его на­зы­ва­ют ре­во­лю­ци­о­не­ром на троне, а его ре­фор­мы — ре­во­лю­ци­ей свер­ху, но ре­во­лю­ци­он­ность царя имела в целом, как это ни па­ра­док­саль­но, кон­сер­ва­тив­ный ха­рак­тер. Мо­дер­ни­за­ция го­су­дар­ства ради кон­сер­ва­ции ос­но­во­по­ла­га­ю­щих прин­ци­пов са­мо­дер­жав­но-кре­пост­ни­че­ской си­сте­мы — вот что ока­за­лось ко­неч­ной целью. Иными сло­ва­ми, его ре­фор­мы не столь­ко спо­соб­ство­ва­ли быст­рей­ше­му раз­ви­тию Рос­сии по на­прав­ле­нию к ка­пи­та­лиз­му, сколь­ко укреп­ля­ли фе­о­даль­ные устои».


1. Пётр I

2. Ни­ко­лай I

3. Алек­сандр II

4. Ни­ко­лай II


24. Как в XVI веке называли лично свободных крестьян, выполнявших государственные повинности


1. Казачеством

2. Дворцовыми

3. Приписными

4. Черносошными


25. С именами митрополита Макария и священника Сильвестра связано


1. Создание «Повести временных лет»

2. Открытие Славяно-греко-латинской академии

3. Строительство белокаменного Кремля

4. Создание Четьих миней и «Домостроя»


26. Кто называл себя в Смутное время царевичем Дмитрием?


1. Иван Болотников

2. Кузьма Минин

3. Григорий Отрепьев

4. Василий Шуйский


27. Кто из рус­ских пол­ко­вод­цев ко­ман­до­вал вой­ска­ми при взя­тии кре­по­сти Из­ма­ил в ходе рус­ско-ту­рец­кой войны во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.?


1. Б. К. Миних

2. А. В. Су­во­ров

3. П. И. Баг­ра­ти­он

4. Б. П. Ше­ре­ме­тев


28. В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния во­ен­ной ре­фор­мы в пер­вой чет­вер­ти XVIII в. ком­плек­то­ва­ние вой­ска стало осу­ществ­лять­ся на ос­но­ве


1. На­бо­ра стре­лец­ко­го вой­ска

2. На­бо­ра ре­кру­тов

3. Со­зда­ния наёмной армии

4. Все­об­ще­го обя­за­тель­но­го при­зы­ва на во­ен­ную служ­бу


 

Повторение курса «История. 7 класс». Вариант 3.

1. Какое из на­зван­ных со­бы­тий про­изо­шло в цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны II?


1. При­со­еди­не­ние к Рос­сии Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны

2. При­со­еди­не­ние к Рос­сии Фин­лян­дии

3. Вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством Еме­лья­на Пугачёва

4. Се­ми­лет­няя война


2. Какой до­ку­мент был со­здан в эпоху двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов?


1. Та­бель о ран­гах

2. Со­бор­ное уло­же­ние

3. Су­деб­ник

4. Кон­ди­ции


3. Как на­зы­ва­лись сфор­ми­ро­ван­ные в пер­вой чет­вер­ти XVIII в. цен­траль­ные учре­жде­ния, ве­дав­шие от­дель­ны­ми от­рас­ля­ми го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния?


1. Ас­сам­блеи

2. При­ка­зы

3. Ми­ни­стер­ства

4. Кол­ле­гии


4. В каком году Рос­сия была про­воз­гла­ше­на им­пе­ри­ей?


1. 1613 г.

2. 1721 г.

3. 1755 г.

4. 1801 г.


5. В каком году был ос­но­ван г. Санкт-Пе­тер­бург?


1. 1703 г.

2. 1710 г.

3. 1715 г.

4. 1723 г.


6. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:


1. Вве­де­ние оприч­ни­ны;

2. Учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в Рос­сии;

3. По­яв­ле­ние тео­рии «Москва — тре­тий Рим»;

4. Созыв пер­во­го Зем­ско­го со­бо­ра


7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми рус­ских царей и со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду их прав­ле­ния: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

Цари События

А. Иван IV 1. Смоленская война

Б. Михаил Фёдорович 2. Присоединение Новгорода и Твери

В. Алексей Михайлович 3. Объединение Левобережной Украины с Россией

4. Ливонская война

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

8. Рас­смот­ри­те схему. На карте изоб­ражён ход на­род­но­го вос­ста­ния, ко­то­рое про­изо­шло в годы прав­ле­ния


1. Ва­си­лия Шуй­ско­го

2. Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

3. Петра I

4. Ека­те­ри­ны II


9. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий при­ве­ло к укреп­ле­нию Рос­сии на Чёрном море в XVIII в.?


1. При­со­еди­не­ние к Рос­сии Крым­ско­го хан­ства

2. Уча­стие Рос­сии в Се­вер­ной войне

3. Уста­нов­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с Осман­ской им­пе­ри­ей

4. Уча­стие Рос­сии в Се­ми­лет­ней войне


10. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было одним из ито­гов двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та 1741 г.?


1. Воз­ве­де­ние на пре­стол до­че­ри Петра I

2. Уста­нов­ле­ние но­во­го по­ряд­ка пре­сто­ло­на­сле­дия

3. Огра­ни­че­ние са­мо­дер­жав­ной вла­сти мо­нар­ха

4. Ссыл­ка А. Д. Мен­ши­ко­ва в Си­бирь


11. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те про­пу­щен­ное в нём имя царя.

«…гет­ман Бог­дан Хмель­ниц­кой и всё Вой­ско За­по­рож­ское при­сы­ла­ли к ве­ли­ко­му го­су­да­рю царю и ве­ли­ко­му князю <…> бити челом мно­го­жды, чтоб он, ве­ли­кий го­су­дарь, пра­во­слав­ные хри­сти­ан­ские веры ис­ко­ре­нить и свя­тых Бо­жи­их церк­вей ра­зо­рить го­ни­те­лям их и клят­во­пре­ступ­ни­кам не дал и над ними уми­ло­сер­дил­ся, велел их при­ня­ти под свою го­су­дар­скую вы­со­кую руку... И по тому по всему при­го­во­ри­ли: гет­ма­на Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го и всё Вой­ско За­по­рож­ское с го­ро­да­ми и с зем­ля­ми при­нять...»


1. Иван Ва­си­лье­вич

2. Алек­сей Ми­хай­ло­вич


3. Борис Фёдо­ро­вич

4. Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич


12. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Уро­жай­ность зер­но­вых в не­ко­то­рых мест­но­стях Рос­сии в конце XVII в.в «самах»: сколь­ко одно семя («сам») даёт уро­жай­ных зёрен

Местность Рожь Овёс Ячмень
Угодья Кирилло – Белозерского монастыря      
Вологодский север 4,2 2,8  

Начало суждения Варианты завершения суждений

А. На зем­лях Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря наи­боль­ший уро­жай да­ва­ли по­се­вы 1. Ржи

Б. Оди­на­ко­во про­дук­тив­ны­ми и в мо­на­стыр­ских вот­чи­нах, и на Во­ло­год­ском Се­ве­ре были по­се­вы 2. Ячменя

В. По боль­шин­ству по­ка­за­те­лей более вы­со­ки­ми уро­жа­я­ми от­ли­ча­лись 3. Земли Вологодского Севера

4. Овса

5. Угодья Кирилло-Белозерского монастыря

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В
     

13. Срав­ни­те осо­бен­но­сти на­род­ных вос­ста­ний под пред­во­ди­тель­ством С. Т. Ра­зи­на и под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.


1. Уча­стие в вос­ста­нии гор­но­за­вод­ских ра­бо­чих;

2. За­рож­де­ние вос­ста­ния на окра­и­нах го­су­дар­ства;

3. Ко­пи­ро­ва­ние вос­став­ши­ми при­двор­ных учре­жде­ний, чинов и эти­ке­та;

4. Сти­хий­ное уча­стие кре­стьян­ских масс.


Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
   

Вариант 3.

14. К концу XVII века в отличие от начала XVII века


1. Усиливается самодержавная власть

2. Увеличивается роль Земских соборов

3. Крепостная зависимость ограничивается 3 годами

4. Возникает поместное землевладение


15. Как называли противников реформы патриарха Никона?


1. Раскольниками

2. Монахами

3. Отшельниками

4. Черносошными


16. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

17. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и от­веть­те на во­прос. Кто из рус­ских мо­нар­хов изоб­ражён на этой кар­ти­не?


1. Пётр I

2. Пётр II

3. Пётр III

4. Павел I


18. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те, под каким на­зва­ни­ем вошло в ис­то­рию пра­ви­тель­ство, о ко­то­ром идёт речь.

«О на­ча­ле прав­ле­ния Ивана можно даже ска­зать, что это была са­мо­дер­жав­ная мо­нар­хия "с че­ло­ве­че­ским лицом" бла­го­да­ря ре­фор­мам пра­ви­тель­ства, воз­глав­ля­е­мо­го Ада­ше­вым и Силь­ве­стром. За де­сять лет сво­е­го пре­бы­ва­ния у вла­сти пра­ви­тель­ство это про­ве­ло столь­ко ре­форм, сколь­ко не знало ни­ка­кое дру­гое де­ся­ти­ле­тие в ис­то­рии сред­не­ве­ко­вой Рос­сии. Прав­да, пред­по­сыл­ки ре­фор­ма­тор­ской де­я­тель­но­сти скла­ды­ва­лись ещё до вы­хо­да Ада­ше­ва и Силь­ве­ст­ра на ис­то­ри­че­скую сцену».


1. «Совет всея земли»

2. Из­бран­ная рада

3. Зем­ский собор

4. При­каз тай­ных дел


19. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА. Учтите, что одно из понятий (имён) лишнее.

В Средние века основой русского войска было конное дворянское ополчение. С целью повышения обороноспособности страны в середине XVI века при царе (1) ___________ возникает на постоянной основе (2)__________. Но это не решило проблему укрепления вооруженных сил страны. В XVII веке начинается формирование по образцу иностранных войск (3)__________. В начале XVIII века правитель России (4)___________ осуществил следующую крупную военную реформу. Он создал на основе рекрутских наборов (5)__________.


А. Иван IV

Б. Павел I

В. Пётр I

Г. Полк нового строя

Д. Регулярная армия

Е. Стрелецкое войско


20. Какие ре­фор­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния были про­ве­де­ны в годы прав­ле­ния Петра I? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две ре­фор­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1. От­ме­на мест­ни­че­ства;

2. Со­зда­ние кол­ле­гий;

3. Упразд­не­ние гу­бер­ний;

4. Учре­жде­ние Се­на­та;

5. От­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ства.


21. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, не­по­сред­ствен­но свя­за­ны с осво­е­ни­ем Си­би­ри в XVII в.

1) ясак; 2) бас­как; 3) казак; 4) острог; 5) зи­мо­вье.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

22. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, воз­ник­ли в эпоху Петра I.

1) ге­не­рал-про­ку­рор; 2) кол­ле­гия; 3) гу­бер­ния; 4) по­душ­ная по­дать;5) при­сяж­ный за­се­да­тель.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

23. Установите хронологическую последовательность деятельности исторических лиц


1. А. Радищев

2. М. Скопин – Шуйский

3. С. Разин

4. А. Курбский


24. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Запишите получившуюся последовательность цифр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: