Основополагающие идеи и тенденции в белорусской




Мыслительной культуре

1. Идеи национально-религиозного движения, гуманизма, Реформации, контрреформации.

2. Идея секуляризации отечественной духовной культуры.

3. Идея восточнославянского единства (А.Филиппович, С.Полоцкий, А.Коялович и др.).

4. Идея открытости отечественной схоластики идеям нового естествознания, эклектизм.

5. Пантеизм, поклонение, идеализация и универсализация природы.

6. Традиционализм, локализация места, а не духовная индифферентнось и национальный нигилизм.

7. Попытка перенесения библейских текстов в поместное окружение, преобладание культа Богородицы над культом Христа. Богородица – не «царица небесная», а мать, и не только Христа, а всех людей. Практически полностью отсутствуют в религиозных текстах и храмовой живописи сюжеты «страшного суда».

8. Поэтизация культуры и образов, славянско-белорусский «орфизм» (М.Богданович, Я.Колас, Э.Пашкевич, Ф.Богушевич и др.).

Белорусы не стали народом Востока, но и не идентифицировали себя полностью с культурой Запада. Внутреннее противостояние, искренняя попытка дистанцирования является одной из основных черт белорусской культуры в целом.

Характерные черты белорусского национального самосознания:

· толерантность;

· гостеприимство, щедрость;

· мягкосердечность, покладистость, кротость, незлобливость, добросердечие;

· выносливость;

· незлопамятность;

· умеренность;

· уступчивость, сговорчивость, снисходительность;

· поэтичность души (лагодная меланхолія, глыбокая задуменнасць, засмучаннасць, пяшчотнасць, тужлівасць);

· апатичность, консерватизм, замкнутость, скрытность.

Есть идентификация Белоруссии с неким обыденным окружением, «микро-топосом», однако, этому окружению, «топосу» нет эквивалентов культурного плана. Пространство есть, есть дефиниция, но нет имени, или же это имя нельзя назвать чьим-то. Аналогично не существует и столица Белоруссии. Минск – только иллюзия, галлюцинация, оформление, дизайн, покрывало, наброшенное на пустоту. Беларусь исторически исполняла роль хамелеона, смотрящегося в зеркало истории. Однако, сегодня, Беларусь можно сравнить с зеркалом, в которое уже вообще некому, да и незачем смотреться.

«Пустота» и «немота», отсутствие «проекции зрения» - это всего лишь «туман» молчащего ума. Молчащий ум способен привести к состоянию временного «растворения» или клинического сумасшествия, он способен дать исчезновение ощущения мертвой скованности, и гипертрофированности «эго», однако, само по себе молчание ума не приводит к разрушению склонностей умственного фашиствования, а пока они не разрушатся, прерывание насилий национализированного, суверенного ума, невозможно. Только ментальное безмолвие может помочь реализации тех имен и явлений, которые есть МЫсами. Однако для этого необходим трансцендентный скачок.

Белая Русь... Для Платона белое ассоциировалось с осуществлением судьбы, у В.Кандинского белое есть символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот «мир белого» стоит так высоко над нами, что ни один звук оттуда до нас не доходит. Великое молчание идет оттуда. Это молчание не мертво, оно полно возможностей. «Белое» звучит подобно молчанию, которое вдруг может быть понято.

Особенно обратим внимание на то, что «белый» не возникает из смешения красок, белый, если и есть смешение, то отраженных лучей света. Белый является максимумом негэнтропии - отрицательной энтропии, величина которой характеризует меру информационно-энергетической упорядоченности в системе (максимальная энтропия – хаос, максимальная негэнтропия – белый свет).

«Белое» – то, что расширяет зрительный луч. Греческое слово Leukos означает белый, счастливый, приятный, веселый. В немецком языке мы находим слова weiss белый и weissen – “знать”, в английском white (белый) и wit (ум, разум). Беларусь – удивительная и парадоксальная страна, осуществляющая, утверждающая себя в белом, т.е. в молчании.

Человечество увязло в “позитивном” мышлении. Оно старается во всем найти смысл. Мы не можем быть с чем-то, что не имеет никакого смысла. Все должно иметь цель и объяснение, структурированность. Но в этой погоне найти цель и целеустремленность мы и теряем всякую цель. Этика нашего присутствия имеет ответ на вопрос: кто мы есть. Можно говорить, писать о нации, делать доклады, но пройти мимо нее. Просто на какое-то время ложно разыгрывается воображение ума, но внутри не происходит никаких изменений, не затрагиваются внутренние струны.

Выдающимся русским философом, выходцем из Витебской губернии, русским дворянином, русским монархистом был Н.О.Лосский.. Но всю свою жизнь он сознательно выступал против шовинизма, национализма; в последние годы жизни им была написана статья об “Украинском и белорусском сепаративизме”, вызвавшая горячие споры и породившая большое количество врагов. Лосский всегда интеллигентно намекал о чрезвычайной осторожности по отношению ко всему, что нам кажется нашими национальными недостатками либо достоинствами. Ибо: 1) то, что является недостатком сегодня, завтра может стать достоинством, 2) ряд свойств, процессов и явлений только кажутся недостатками, 3) не нужно переделывать целые народы, так как они - “творения Божии”, и не следует пытаться подчинить их воле пусть гениальных, но “ограниченных” уже своими культурными и историческими пространствами мировоззрений.

Перед современной Беларусью стоят труднейшие задачи самопознания и самообретения. Со всех сторон выдвигаются всевозможные принципы, всевозможные интересы, но все они формальны, ибо нет в них главного, интуитивно-кровного: нет идеи Отечества. Налицо нечувствование себя и Родины. И в самую пору здесь вспомнить о философии Лосского, о том, что принадлежа к тварному миру, человек имманентен всей живой целостности бытия; объект познается так, как он есть, в сознании присутствует не копия или символ, не явление познаваемой вещи, а сама она в подлиннике.

В науке мы вглядываемся в реальность, в различные феномены физики, химии, биологии без предвзятости; в каком-то отношении для нас важна реальность, а не наше представление о ней. В идеологической же области (сюда я включаю прежде всего проблемы национальных вопросов) нам кажется, что важно быть правым, что важна не столько объективная реальность, сколько - отстоять наше представление. Но это очень трудно осуществить; совсем нелегко научиться слушать с намерением услышать, очень трудно смотреть с намерением увидеть. И то, что называют «белорусским молчанием» - должно стать моментом “присутствия”, моментом “встречи” с другим и с другим как с самим собой.

«Белорусское молчание» - это попытка смотреть безотносительно. Оно есть возможность просто посмотреть на нечто и увидеть “это” не по отношению к себе, а по отношению к нему самому, учит через темноту видеть свет; учит видению без “процеживания”, видению как “приобщению”, видению вглубь.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Специфика, место и роль философии в истории развития русской и белорусской культур.

2. Основные темы и проблемы, рассматриваемые русской и белорусской философией.

3. Характерные черты русской и белорусской мыслительных культур.

4. Место и роль философии в контексте эволюции национального самосознания.

Вопросы для самоконтроля

1. Периодизация развития русской и белорусской философии.

2. Основные категории, разрабатываемые в русской и белорусской философии.

3. Основополагающие идеи, выдвигаемы в русской и белорусской философии.

4. Трансформация представлений о предмете философии в рамках культурологической динамики в России и Беларуси.

5. Социально-культурные факторы и специфика развития русской и белорусской мысли.

6. Проблема традиции в русской и белорусской философии.

7. Место и роль религиозной тематики в развитии русской и белорусской философии.

8. Проблема ценностей и их онтологический смысл в русской и белорусской культурах.

9. Социокультурные предпосылки и формы парадигмальных трасформаций философского мышления в контексте кросскультурной самоидентификации.

10. Место и роль славянской культуры в контексте генезиса мировой философии.

Литература

1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4 т. –Л., 1990- 1992.

2. История русской философской мысли. М., 1995.

3. Лосский Н.О. История русской философии. –М., 1991.

4. Флорофский Г. Пути русского богословия. –Вильнюс. 1991.

5. Сто русских философов: Библиографический словарь. -М., 1995.

6. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага светапогляду. Мн., 1993 (на рус. Языке: Неман. 1990. № 11).

7. Памятники философской мысли Белоруссии ХVII - первой половины XVIII в. – Мн., 1991.

8. Беларусіка albaruthenica. Фарміраванне і развіцце націянальнай самасвядомасці беларусаў. Кн. 2. –Мн., 1992.

9. Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі. –Мн., 1990.

10. Конон В.Н. От Ренессанса к классицизму. –Мн., 1977.

11. Шалькевіч В. Філасофская думка ў Беларусі. –Мн., 1976.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: