Периодизация развития белорусской мысли




Характерные черты русской философии

выражаются в следующем:

· Русская философия до-логична, до-систематична, или, сверх-логична, сверх-систематична, мистическое познание сущего.

· По преимуществу философия религиозно-нравственная.

· Христианско-мессианская, эсхатологическая доминанта.

· Направленность на расшифровку мистических тайн бытия, скрытых символических значений, «гетерофония».

· Продолжение святоотеческой традиции.

· Неразрывно связана с действительной жизнью, часто выступает в качестве публицистики, литературных текстов, политических доктрин и т.д.

· Свидетельствует о непрекращающейся борьбе между западноевропейским абстрактным RACIO и восточно-христианским конкретным LOGOSOM.

· Преломление западных либеральных тенденций в религиозный символизм.

· Преобладает принцип органичности, целостности и всеединства.

· Диалектическое единство антропоцентризма, космологизма и универсализма, гармоничность русской философии в ее антиномизме.

· Нравственный идеал как идеал практической деятельности, не истины, а «естины», единства слова и дела.

· Аксиологическая подвижка европейского ума, аксиология - как особого рода духовность. Высшие ценности – высшее Благо, промысел божий, София, свобода, жертвенность, покаяние, святость.

 

Таким образом, при изучении философии следует различать русскую философию и философию в России. Быть может, своеобразие русской философии не столько в ее уникальности, сколько в своеобразном месте и роли в культурно-иторической динамике. Россия раскрыла мир неаутентичности, как мир глубоко свойственный человеческой экзистенции, открыла новый тип рефлексии, асимметрии религиозного и культурно-исторического ряда, раздвоения между бессознательной жизнью и безжизненным сознанием.

Специфика развития белорусской мысли

Проблема философии и национального самосознания охватывает разные аспекты духовной жизни народа, изучение которой требует вдумчивости, ответственности и даже деликатности. «Философия Беларуси» неотъемлемым образом взаимосвязана с природой национального самосознания, природой менталитета – глубинными уровнями индивидуального и коллективного сознания и мировоззренческо-рефлексивными, философскими ориентациями характерного восприятия окружающей действительности. Философия Беларуси – это 1) история региона наднационального уровня, т.е. находящегося в состоянии кросскультурной самоидентификации; 2) комплекс рефлексивных идей, представлений (вне дисциплинарных рамок) относительно исторически сложившейся целостности (обозначаемой понятием «Беларусь»), репрезентирует ее в этом качестве как автономную составную часть внутреннего целого (Киевской Руси, ВКЛ, Российской империи, БНР, БССР, РБ); 3) специфические социо-культурные ориентации, характеристики и уровни освоения мыслительной культуры Беларуси различных эпох.

В истории развития белорусской мыслительной культуры можно выделить следующие этапы:

Периодизация развития белорусской мысли

Первый этап – древняя белорусская мыслительная культура (с момента формирования белорусского фольклора, обрядности и т.д. до специфических черт христианизации Беларуси (Рогнеда), просвещенчества Ефросинии Полоцкой, Климента Смолятича, Кирилла Туровского (Х–ХIII вв.). Основные проблемы: утверждение христианских идей и принципов, обращение к древнегреческим текстам для более глубокого понимания Писания, акцентация духовно-моральной природы человека, преобладание поэтических элементов.

Второй этап – философская и социологическая мысль Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации (ХIV – нач. ХVII вв.). В этот период появляется целое соцветие имен: Ф.Скорина, С.Будный, М.Смотрицкий, В.Цяпинский (усовершенствование школьных образовательных программ, образование как преодоление кризиса культуры), М.Гусовский (экологически-универсалистские мотивы), Л.Зизаний (приоритет свободной воли человека, «самовластие») и др. Ф.Скорина и С.Будный развивали идеи диалога человека с Богом посредством Библии, синтеза христианских, античных и гуманистических принципов Возрождения. Оба мыслителя стремились к интеллектуально-творческому самовыявлению, обоснованию любви верою, к поиску универсальной морали («посполитого добра»). «Логос» в данном случае – единство мысли и практического самовыражения.

Третий этап – белорусская мысль ХVII –ХVШ вв. Если для ХI в. Был характерен преимущественно светский, секуляризированный тип национального самосознания, то на рубеже ХVI –ХVII вв. в связи с активизацией феодально-католической реакции, насильственным введением унии, в нем резко возрос религиозный компонент как форма защиты национально-культурного суверенитета. Об этом свидетельствовала организация братских школ в рамках религиозных орденов, издание грамматик, основание Киево-Могилянской академии. Особенностью развития духовной культуры и философии Беларуси ХVII –ХVIII вв. являлось компромиссное разрешение противоречия между традиционными и новыми мировоззренческими формами. Рассматриваемый период – это период позднего Возрождения, контрреформации и барокко, характеризующийся утратой ренессансно-гуманистической мыслью ведущего положения в философской культуре Беларуси. Видные представители данного периода: С.Полоцкий, И.Копиевич, Г.Конисский, К.Лыщинский. “Профессиональная философия” систематически изучалась в качестве специальной дисциплины в католических учебных заведениях (Л.Залусский, С.Лауксмин, Н.Ленчицкий, А.Коялович и др.). Философия и наука Беларуси и Литвы ХVII – ХVIII вв. развивалась в европейском контексте, хотя утверждение прогрессивных тенденций происходило здесь медленно по сравнению с западноевропейским регионом. Философия Беларуси этого периода представляла собой уже не схоластику, а эклектику, были сильны естественнонаучные тенденции (А.Скорульский, С.Шадурский, Б.Добшевич, К.Нарбут). Таким образом, в философской мысли рассматриваемого периода происходило столкновение двух мировоззрений, двух картин мира: средневеково-схоластическая теологическая картина мира постепенно вытеснялась естественнонаучной. Но отечественный эклектизм имел и другую сторону – тенденцию к сохранению, пусть в измененном виде, теоретической основы схоластики – метафизики.

Четвертый этап – белорусская мысль ХIХ – ХХ вв. Центрами притяжения интеллектуальных и художественных сил Беларуси этого периода стали фигуры А.Тызенгауза, М.Огинского, А.Чарторыйского и др. Культовыми выразителями идеалов польского имперского самосознания становятся участники восстания 1794 года, особенно выходец из Беларуси А.Костюшко и непосредственный руководитель восстания поэт-революционер Я.Ясинский. Спорадичность профессионалного философствования в первой половине ХIХ века, закрытие высших учебных заведений и т.д., смена ценностно-культурных ориентиров, связанная с вхождением Беларуси в состав Российской империи, свидетельствовали о завершении целой эпохи в развитии философской мысли Беларуси, заданной деятельностью Ф.Скорины. Но в этот же время начался поиск основ новой философии: общество филоматов («стремящихся к знаниям») преобразовалось в общество филоретов («друзей благотворительности») (И.И.Домейко, Т.Зан, Я.Чечот, Ю.Яжовский, братья Ваньковичи и др.). Поиски утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации привели к возникновению волны мощных этнографических исследований (И.И.Носович, М.В.Довнар-Запольскийй, А.К.Ельский и др). Рефлексивная же разработка этого круга идей осуществлялась в Беларуси в середине ХIХ века, а частично и во второй половине ХIХ в. средствами литературы. На становление белорусского самосознания повлияло творчество А.Мицкевича, Я.Чечота, У.Сырокомли, Я.Барщевского, В.Дунина-Марцинкевича, Я.Лучины, Ф.Богушевича. В ХХ веке эта традиция на качественно новом уровне была продолжена прежде всего Я.Купалой, Я.Коласом, М.Богдановичем, М.Горецким и др. Фактически литература в этот период пыталась взять на себя функции философии.

Концепции западноруссизма в истории социальной мысли Беларуси противостоял круг идей, легших в основу идеологии национального Возрождения, рефлексивно оформленной К.Калиновским.

Заметным явлением в интеллектуальной жизни конца 1910-начала 1920-х было творчество витебского периода М.М.Бахтина и мыслителей его круга. Самостоятельным творческим исследователем белорусского мировоззрения являлся и Игнатий Абдиролович (И.Канчевский). По его мнению, Беларусь интересна уже тем, что она воплощает в себе прежде всего не достоинства, а свои и чужие недостатки. Загадочной фигурой в ряду мыслителе первой половины ХХ века являлся родившийся в семье белорусского крестьянина в Гродненской губернии И.Л.Солоневич. Он дает весьма своеобразный портрет времени своей юности и жизни в Минске: «Политическая расстановка сил в довоенной Белоруссии складывается так. Край – сравнительно недавно присоединенный к Империи и населенный русским мужиком. Кроме мужика русского там не было ничего. Наше белорусское дворянство очень легко продало и веру своих отцов, и язык своего народа, и интересы России. Тышкевичи, Мицкевичи и Синкевичи – они все примерно такие белорусы, как и я. Но они продались. Народ остался без правящего слоя. Без интеллигенции, без буржуазии, без аристократии – даже без пролетариата и без ремесленников. Выход в культурные верхи был начисто заперт польским дворянством. Граф Муравьев не только вешал. Он раскрыл белорусскому мужику дорогу хотя бы в низшие слои интеллигенции. Наша газета (Северо-Западная жизнь») опиралась и на эту интеллигенцию – так сказать, на тогдашних белорусских штабс-капитанов: народных учителей, волостных писарей, сельских священников, врачей, низшее чиновничество» (Наша газета, 1939, № 35).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: