Программа дисциплины «История зарубежной литературы XX века (ч. 1)
Факультет журналистики и медиакоммуникаций Гуманитарного университета
III курс, 2 семестр 2020/2021 г.
При подготовке к занятиям следует ориентироваться на учебное пособие А. В. Маркина «Зарубежная литература последней трети XIX века» и на приложение к нему. Пособие можно найти в электронном научном архиве УрФУ по ссылке
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93294/1/978‑5‑7996‑3060‑7_2020.pdf.
Программу и приложение можно найти также в группе https://vk.com/public80139737
По дисциплине предусмотрены лекционные и практические занятия. Три лекции по программе курса (по творчеству Ибсена, Ницше и Кафке) записаны в аудиоформате, студенты должны их прослушать и ответить на вопросы к ним. Лекции выложены в Teams и в группе https://vk.com/public80139737.
Система отчетности
Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.
Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку самостоятельных работ, оценку работы на занятиях, учет посещения занятий.
Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.
Студенты, набравшие в течение семестра баллы, соответствующие оценкам «хорошо» (61 – 80) и «отлично» (81 – 100), в следующем семестре получают бонусные баллы.
Текущий контроль
Контрольные работы по текстам
Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).
|
Список произведений для обязательного чтения:
К контрольной работе 1 (29 марта – 4 апреля):
Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте.
Эмиль Золя. Тереза Ракен.
Поль Верлен. Томление («Я – римский мир периода упадка…», пер. Б. Пастернака). Средь необозримо… (пер. Б. Пастернака). Хандра («И в сердце растрава…», пер. Б. Пастернака). Искусство поэзии («За музыкою только дело…», пер. Б. Пастернака). Последняя надежда («Она деревцом терпеливым…», пер. А. Гелескула). Это – желанье, томленье… (пер. Э. Линецкой).
Артюр Рембо. Пьяный корабль (пер. Б. Лившица, П. Антокольского, Д. Бродского). Озарения. Сезон в аду.
Ги де Мопассан. Пышка.
Хенрик Ибсен. Кукольный дом
Генри Джеймс. Дэзи Миллер.
Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.
Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Амброз Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей.
Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.
Морис Метерлинк. Там, внутри
К контрольной работе 2 (24 – 30 мая):
Кнут Гамсун. Пан
Оскар Уайльд. Идеальный муж
Герберт Джордж Уэллс. Машина времени.
Киплинг. Стихотворения (Мэри Глостер. Если. Бремя белого человека. Баллада о Востоке и Западе. Мастер. Последняя песня честного Томаса. Дворец. Руны на мече и др.). Ворота ста печалей. Город страшной ночи.
|
Джозеф Конрад. Сердце тьмы.
О. Генри. Поросячья этика. Вождь краснокожих. Родственные души. Дары волхвов.
Томас Манн. Смерть в Венеции
Джордж Бернард Шоу. Пигмалион
Марсель Пруст. В сторону Свана
Джеймс Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15 – полностью, остальное прочесть в изложении).
Франц Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии.
Герман Гессе. Степной волк.
График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже. Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.
График работы по дисциплине «История зарубежной литературы XX века (ч. 1)»
Факультет журналистики и медиакоммуникаций Гуманитарного университета
III курс, второй семестр
Г.
Темы практических занятий | График чтения | Самостоятельная работа и контрольные по текстам | |
15 – 21 февраля | Братья Гонкур. Жермини Ласерте Эмиль Золя. Тереза Ракен | ||
22 – 28 февраля | ПЗ: «Тереза Ракен» Эмиля Золя | Поль Верлен. Стихотворения Артюр Рембо. Озарения Мопассан. Пышка | |
1 – 7 марта | ПЗ: «Озарения» Артюра Рембо | Ибсен. Кукольный дом | Прослушать лекцию по творчеству Хенрика Ибсена |
ПЗ: «Пышка» Мопассана | |||
8 – 14 марта | ПЗ «Кукольный дом» Хенрика Ибсена | Генри Джеймс. Дэзи Миллер Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна | |
15 – 21 марта | ПЗ: «Дэзи Миллер» Генри Джеймса | Стивенсон. Странная история Джекила и Хайда Амброз Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей | Выполнить домашнее задание по повести Стивенсона «Странная история Джекила и Хайда» и по новелле Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» |
22 – 28 марта | Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей Метерлинк. Там, внутри | ||
29 марта – 4 апреля | ПЗ: «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Томаса Гарди | Гамсун. Пан Уайльд. Идеальный муж. | КРТ-1 Выполнить домашнее задание по роману Гамсуна «Пан». |
5 – 11 апреля | ПЗ: «Идеальный муж» Оскара Уайльд | Уэллс. Машина времени Киплинг. Стихотворения. Город страшной ночи. Ворота ста печалей. | |
12 – 18 апреля | Конрад. Сердце тьмы О. Генри. Дары волхвов | Прослушать лекцию по творчеству Фридриха Ницше, выполнить домашнее задание. | |
ПЗ: «Мэри Глостер» Киплинга | |||
19 – 25 апреля | ПЗ: «Сердце тьмы» Джозефа Конрада | Томас Манн. Смерть в Венеции Шоу. Пигмалион | Выполнить домашнее задание по рассказу О. Генри «Дары волхвов» |
26 апреля – 2 мая | Пруст. В сторону Свана | ||
ПЗ: «Пигмалион» Шоу | |||
3 – 9 мая | Джойс. Улисс | ||
10 – 16 мая | Кафка. Превращение В исправительной колонии. Приговор. | Прослушать лекцию по творчеству Франца Кафки | |
17 – 23 мая | ПЗ: «Кары» Франца Кафки | Гессе. Степной волк | |
24 – 30 мая | ПЗ: «Степной волк» Германа Гессе | КРТ-2 | |
|
Практические занятия
Основная форма работы по дисциплине – практические занятия. График и темы практических занятий см. в таблице выше.
По нескольким практическим занятиям предусмотрены доклады. Каждому студенту в течение семестра предоставляется возможность выступить с одним докладом. Если останутся свободные темы, можно подготовить еще один доклад.
Тему доклада нужно получить индивидуально, обратившись к преподавателю. При необходимости, после выступления его текст должен быть выслан преподавателю для дополнительной проверки. Темы должны быть определены в течение первых двух недель семестра. Получив тему, студент должен найти ее в учебнике или в приложении к нему. В задание к теме включен фрагмент произведения. Доклад должен строиться по большей части как комментарий к данному фрагменту.
При подготовке доклада должны соблюдаться определенные требования.
Текст доклада в печатном виде не должен превышать трех страниц (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 10 000 знаков с пробелами). Устное сообщение должно быть рассчитано не более чем на 15 минут.
В докладе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении также необходимо сообщать источник цитаты.
Ответ не должен состоять только из цитат.
Ответ должен быть связным.
Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.
В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.
Оценка «отл.» за доклад соответствует 15 баллам, «хор.» - 10 баллам, «уд.» - 5 баллам.
Темы докладов
«Тереза Ракен» | Текст 1. У воды | |
Текст 2. Лоран-живописец | ||
«Пышка» | Текст 1. В плену | |
Текст 2. Заговор | ||
Текст 3. Освобождение | ||
«Нора, или Кукольный дом» | Текст 1. Чулки телесного цвета | |
Текст 2. Танцы и музыка | ||
Текст 3. «Деньги!» | ||
«Дэзи Миллер» | Текст 1. В саду отеля «Trois Couronnes» | |
Текст 2. Миссис Костелло предостерегает. | ||
Текст 3. В парке Пинчио | ||
«Идеальный муж» | Текст 1. Леди Маркби | |
Текст 2. Миссис Чивли открывает карты | ||
Текст 3. Философ, скрытый под внешностью денди | ||
«Пигмалион» | Текст 1. Хиггинс и Пикеринг | |
Текст 2. Мужчины и женщины | ||
Текст 3. Элиза и ее отец. | ||
Текст 4. Профессор доволен собой | ||
Текст 5. Лингвистическая утопия доктора Хиггинса |
Посещение занятий.
Стопроцентное посещение занятий – 5 баллов.
Оцениваться будет также работа на занятии: вопросы к докладчикам, комментарии и дополнения к выступлениям. За работу на занятиях можно получить до 20 баллов.
Ответы на вопросы к лекциям по творчеству Ницше и Кафки, которые студенты должны прослушать самостоятельно
будут оцениваться как работа на занятиях. Баллы за них тоже будут включены в сумму баллов итогового контроля.
Самостоятельные работы (СР).
На практических занятиях каждый студент должен в форме докладов представить текст двух самостоятельных работ. Задание СР нужно получить индивидуально, обратившись к преподавателю. При необходимости, после выступления его текст должен быть выслан преподавателю для дополнительной проверки.
В состав вопроса включен фрагмент произведения. Предполагается, что ответ должен строиться по большей части как комментарий к данному фрагменту.
При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.
Ответ на каждый вопрос в печатном виде не должен превышать трех страниц (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 10 000 знаков с пробелами). Устное сообщение должно быть рассчитано не более чем на 15 минут.
В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении также необходимо сообщать источник цитаты.
Ответ не должен состоять только из цитат.
Ответ должен быть связным.
Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.
В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.
Оценка «отл.» за ответ соответствует 15 баллам, «хор.» - 10 баллам, «уд.» - 5 баллам.
Оцениваться будет также работа на занятии: вопросы к докладчикам, комментарии и дополнения к выступлениям. За работу на занятиях можно получить до 20 баллов.
За каждую домашнюю работу (см. таблицу «График работы») можно получить до 5 баллов.
Итоговый контроль
Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.