Руководство экономической практикой




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Заведующий кафедрой

«Экономика и менеджмент»

_____________ К.А.Бармута

«___»__________________201__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине Экономическая практика

ОПОП Экономика организации

Направление 38.03.01 Экономика

Кафедра Экономика и менеджмент

Форма освоения ООП: заочная

Общая трудоемкость – 2 (з.е.)

Всего учебных часов – 72 час.

ФОРМЫКОНТРОЛЯ СЕМЕСТР
очная заочная
Экзамен    
Зачет    

 

Адреса электронной версии программы__________

Ростов-на-Дону

2016 г.

Лист согласования

 

Рабочая программа по дисциплине Экономическая практика составлена в соответствии с основной профессиональной образовательной программой, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

ОПОП Экономика организации

Вид программы академический бакалавриат

Рабочая программа составлена: ст.пр. Федоровой Е.И., к.пед.н., доц. Глызиной М.П.

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и менеджмент»

протокол № 1 от «30» августа 2016 г

 

 

Одобрена Научно-методическим советом по укрупненной группе направления 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

 

зав. кафедрой «Экономика и менеджмент в

машиностроении», д.т.н., профессор Л.В. Борисова

 

«30» августа 2016 г

 

Раздел 1 Общие положения

 

1.1. Цели и задачи экономической практики

 

Программа экономической практики предназначена для студентов заочной формы обучения (второе высшее) по направлению 38.03.01 Экономика.

Продолжительность практики – три рабочих недели.

Данная практика преследует цели: закрепление полученных академических знаний по учебным дисциплинам, формирующим будущего бакалавра.

Экономическая практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняющего экономические, плановые или управленческие функции, или их комплекс. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики. Место прохождения профессиональной практики может рассматриваться в перспективе как вариант возможного трудоустройства после окончания университета.

Будущий бакалавр должен не только закрепить теоретические знания, но и применять знания, приобретенные в университете, собрать статистический материал по деятельности предприятия во взаимосвязи с информацией по маркетингу, менеджменту, экономике предприятия, стандартизации и сертификации товаров, финансированию и ценообразованию для дальнейшего их использования работе над отчетом по практике.

Основными задачами студентов при прохождении экономической практики являются:

- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;

- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предприятием;

- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- анализ управления с позиции эффективности производства;

- ознакомление с оценочными показателями деятельности предприятия (фирмы, организации, компании), их анализ за последние три года;

- сбор материала для написания отчета по экономической практике.

1.2 Организация практики

Экономическая практика студентов в организациях осуществляется на основе двусторонних договоров в соответствии, с которыми организация обязуется предоставлять места, обеспечивать сбор необходимых материалов и безопасные условия для прохождения практики.

Профилирующая кафедра заблаговременно подбирает соответствующие профилю и отвечающие требованиям специальности организации – базы практики и заключает с ними договора установленной формы не позднее, чем за два месяца до начала практики.

В договоре университет и организация регламентирует все вопросы, касающиеся руководства и проведения практики. Договора оформляются в двух экземплярах, один из которых передается организации, а второй в учебный отдел университета.

Допускается осуществление практики по письмам организации гарантирующей для студентов места и безопасные условия работы, профессиональное руководство.

Направление студентов на практику осуществляется по приказу ректора, в которых устанавливаются сроки и база прохождения практики, утверждаются руководители от университета и сроки сдачи отчетов по итогам практики.

После подписания ректором приказа его содержание доводится до студентов.

Перед началом практики кафедра проводит инструктивное собрание студентов с участием всех руководителей для обсуждения целей, задач и особенностей предстоящей практики.

Студентам выдаются индивидуальные задания, программы, методические указания и другие необходимые документы.

Ответственность за организацию и проведение практики несет заведующий кафедрой.

 

Руководство экономической практикой

 

Экономической практикой руководят преподаватели кафедры «Экономика и менеджмент» и специалисты (менеджеры отделов) предприятий.

Руководитель практики от кафедры:

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сбора материала для отчетов;

- оценивает результаты выполнения студентами программы практики;

- проводит индивидуальные консультации со студентами.

Руководитель практики от предприятия осуществляет непосредственное руководство закрепленными за ними студентами. Проводят инструктаж по технике безопасности на рабочих местах, помогают в сборе необходимых материалов, контролируют процесс прохождения практики.

Во время прохождения практики руководитель должен учитывать специфические особенности функционирования предприятия и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в перечень вопросов практики.

 

Раздел 2 Распределение бюджета времени в ходе практики

 

 

Тематика работ Сроки
1. Общая характеристика предприятия. Организационная структура управления. Управление производством. Управление персоналом. Информационная система управления. Характеристика экономико-хозяйственной деятельности организации.Система организации, нормирования и оплаты труда в организации и мероприятия по ее улучшению. Экономическая служба и финансовое состояние предприятия. Управление маркетингом. 3 дня
2. Сбор материала в соответствующих службах предприятия для выполнения дипломных работ. 2 недели
3. Составление отчета по практике 4дня
  ИТОГО: 3 недели

 

Примечание. По усмотрению руководителя практики от университета вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение отдельных разделов.

 

 

Раздел 3. Содержание и подведение итогов практики

 

3.1 Содержание практики

 

Научное руководство практикой осуществляют преподаватели профилирующей кафедры «Экономика и менеджмент», которые определяют индивидуальное задание студентам.

Во время практики будущие бакалавры экономики должны приобрести навыки работы по избранной специальности, закрепить теоретические знания по базовым дисциплинам, а главное, социально адаптироваться в коллективе конкретного предприятия, организации или фирмы.

Примерный порядок подготовки отчета по экономической практики выглядит следующим образом.

 

Общая характеристика предприятия предполагает уточнение студентом следующей информации:

- организационная форма по виду продукции (единичная или групповая форма);

- цели и задачи предприятия;

- потенциал организации (производственный, экономический, социальный);

- масштаб деятельности предприятия;

- организационная структура производства;

- стратегия и тактика управления предприятием;

- уровень организационной культуры,

- миссия и имидж предприятия;

- целевые установки; система ценностей организации;

- описание внешней и внутренней среды организации;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- рыночная стратегия;

- тип конкуренции

 

Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством),

- функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия),

- обеспечивающие структурные подразделения;

- структура и функции аппарата управления предприятия;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.). Студент должен обосновать мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.

 

Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризация производства;

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или базовому производственному подразделению;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научится использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- ознакомиться с системой товаропродвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товаропродвижения, выбором и оценкой каналов быта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-бытовой деятельностью предприятия;

- изучить систему управления маркетингом и дать ей оценку.

 

Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- систему материального и морального стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда.

 

Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- документооборот предприятия и его характеристика;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации

 

Характеристика экономико-хозяйственной деятельности организации. Данный раздел предполагает изучение:

- оценка количественного изменения средств труда (расчет изменения парка оборудования, структура парка оборудования и т.д.);

- оценка качественного изменения средств труда (расчет обновления ОПФ, выбытие ОПФ, фондовооруженность труда и т.д.);

- оценка эффективности использования ОПФ (расчет съема продукции с м2 производственной площади, фондоотдача, материалоемкость и т.д.);

определение направленности развития организации по некоторым экономическим показателям (ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, прибыли и рентабельности)

 

Система организации, нормирования и оплаты труда в организации и мероприятия по ее улучшению. По данному разделу студент должен изучить:

- анализ изменения численности персонала;

- анализ производительности труда

- показатели эффективности мероприятий по организации труда (производительность труда, численность работающих, трудоемкость объема работ, удельный вес брака, удельный вес затрат на единицу продукции);

- описание организации рабочих мест (планировка, оснащение, обслуживание);

классификационные признаки уровня работы по организации, нормированию и оплаты труда (уровень кооперации труда, формы организации труда, система профессионального отбора кадров, применяемые формы обучения персонала (кадров), оценка условий труда по шкале тяжести работ)

 

Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

 

Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

- анализ маркетинговой среды фирмы;

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия;

- роль посредников в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения;

- планирование продвижения товара на рынке;

- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективности;

- ценовую политику и конкуренцию;

- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия.

 

3.2 Обязанности студента при прохождении практики.

 

За время прохождения экономической практики на предприятии студент обязан:

ü выполнить задания, предусмотренные программой практики;

ü подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

ü изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

ü систематически отчитываться перед руководителями практики о проделанной работе за определенный срок;

ü нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; ежедневно вести дневник практики;

ü по окончании срока производственной практики представить письменный отчет (форма титульного листа дана в приложении).

Примерный объем отчета – 30-40 страниц (выполненного по ГОСТу). К отчету должен быть приложен отзыв, подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью.

К отчету прилагаются также таблицы, схемы, графики, копии основных документов, необходимых для выполнения практической части дипломной работы.

 

3.3 Подведение итогов экономической практики

 

1. По окончании практики каждый студент представляет письменный отчет, который является индивидуальным документом. Отчет должен содержать материалы в полном соответствии с программой и содержанием практики. Изложение материала должно быть кратким, логически последовательным и в порядке рекомендуемых вопросов программ и методических указаний.

2. Отчет оформляется на листах белой бумаги формата А4 и в соответствии с требованиями, установленными в университете (шаблон отчета в дополнительном файле). К отчету прилагается отзыв на студента от производственного руководителя, эскизы, схемы, технологические карты-ведомости и т.п., т.е. систематизированные производственные материалы, полученные студентом в период практики.

3. Отчет подписывается студентом и производственным руководителем практики. Подпись производственного руководителя на отчете и отзыве должна быть заверена печатью структурного подразделения или учебного центра организации.

4. После просмотра и подписания отчета руководителем практики от кафедры студент допускается к защите отчета в комиссии, назначаемой кафедрой в сроки, установленные в приказе ректора. В состав комиссии должны входить руководитель практики от кафедры, преподаватель, ведущий учебную дисциплину по профилю практики, и по возможности руководитель практики от организации.

5. Оценка результатов практики производится по бальной системе и учитывается при переводе на последующие курсы.

6. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, не защитившие отчет в установленные сроки, представляются к отчислению из университета как не выполнившие образовательную программу в установленные сроки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: