Глава 3. Общество как целостная социокультурная система
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организа цию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т.д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т.д. В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.
1. Территория – это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.
|
2. Социальная структура (от лат. structura – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность – большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества – в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты – в политическом управлении обществом и т.д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства – политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему. Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.
|
Социальные отношения – взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.
|
3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность – это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность – способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества. Автономность и самодостаточность общества – не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.
4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры»1. Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т.д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения – Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы – россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения. Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.
Типология общества
В научной литературе существуют различные подходы к типологизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие – на первобытные и современные, третьи – на варварские и цивилизованные и т.д. Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.
1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К.Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный – на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий – на подневольном труде рабов и т.д. Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М.Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика. В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.
2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.
Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства – земледелие и скотоводство (на ранних стадиях – собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.
Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т.е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры – города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т.д.).
Постиндустриальная цивилизация – новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи – информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л.Морганом, Ф.Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.
Гражданское общество
Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства. Во взаимодействии общество –государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.
Основные признаки гражданского общества:
• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;
• демократия и плюрализм в политической сфере;
• рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;
• экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• социальную основу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;
• приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
• идеологический и религиозный плюрализм;
• свобода слова и средств массовой информации.
Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.
Социальные институты
Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической сфере и т.д. Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др. Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т.д.). Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Основными социальными институтами в обществе являются:
• институты семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;
• политические институты (государство, партии и др.) – потребности в безопасности, порядке и управлении;
• экономические институты (производство, собственность и др.) – потребности в добывании средств существования;
• институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
• институты культуры – потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;
• институты религии – потребности в решении духовных проблем.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое общество в широком и в узком смысле?
2. Из каких основных элементов состоит структура общества?
3. По каким основаниям производится типологизация общества? Перечислите известные вам типы обществ.
4. В чем различие между цивилизационным и формационным подходами к типологизации общества?
5. В чем различие между аграрным и индустриальным обществами?
6. Из каких основных подсистем состоит общество?
7. Что такое социальный институт и какова его роль в обществе?