ОБЖ 7-Бкласс
Тема: Пожарная безопасность в общественных помещениях и организациях. Оповещение о пожаре. Алгоритм действий во время пожара в общественных помещениях.
Цели урока:
Обучающая: Изучить причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способов эвакуации.
Развивающая: Моделирование ситуаций, требующих знаний противопожарной безопасности.
Воспитывающая: Формирование ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.
Ход урока
Работа над новым материалом.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность – это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожары возникали и возникают периодически – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.
Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Именно там они представляют наибольшую опасность.
Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, - всё это приводит к наиболее трагическим последствиям.
Внимание!
Пожары возникают там, где человек пользуется огнём для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.
Чаще всего пожары возникают по причине так называемого человеческого фактора. Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности в области пожарной безопасности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.
Человеческий фактор превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию.
Огонь становится врагом человека:
· если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;
· если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности;
· если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооружённые конфликты);
· если теряется контроль над процессом горения.
Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.
Наиболее распространённые причины пожаров в быту
Неосторожное обращение с огнём:
· бросание непогашенных окурков и спичек, курение в неотведённых местах;
· разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
· отогревание в зимнее время замёрзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
· подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
· чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
· небрежное хранение горючих жидкостей;
· применение для освещения открытого огня;
· проведение газо- и электросварки без соблюдения правил безопасности.
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:
· перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
· повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
· оставление электронагревательных приборов включёнными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
· расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
· нарушение правил эксплуатации электроприборов, определённых в инструкциях предприятий-изготовителей;
· эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.
Неправильная эксплуатация печного отопления:
· неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
· своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
· установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
· оставление топящейся печи без присмотра;
· применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Шалости детей:
· игра со спичками;
· разведение костров в подвалах и на чердаках;
· поджог тополиного пуха в летнее время;
· нарушение правил обращения с пиротехникой.
В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.
В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.
Первое направление – это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются федеральными законами или другими нормативными правовыми актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Данные условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.
Второе направление – это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность подобных действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Третье направление – это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
· Государственная противопожарная служба;
· муниципальная пожарная охрана;
· ведомственная пожарная охрана;
· частная пожарная охрана;
· добровольная пожарная охрана.
IV. Выводы.
1. Чаще всего пожары возникают в жилом секторе и общественном месте.
2. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения и умения адекватно действовать во время пожара.
Домашнее задание.
1. Какие наиболее распространённые причины пожаров в быту вы знаете?
2. Почему подключение к одной розетке нескольких электроприборов может привести к пожару? Обоснуйте свой ответ.
.