САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1. Материки Северного полушария.
Рекомендации: Самостоятельная работа выполняется студентами в межсессионный период в тетради (рукописный вариант) или на белой бумаге формата А4. Первый лист – титульный, где под фамилией студента ставится его роспись. Работа должна быть скреплена скоросшивателем в папке и представлена в мае, до начала сессии. Без выполненной самостоятельной работы студенты до экзамена не допускаются.
ТЕМА: Физико-географическое районирование Евразии и Северной Америки
ЗАДАНИЕ 1. Выучить по физической карте географическую номенклатуру по теме: Евразия и Северная Америка. Список объектов взять в Приложении Практикума.
ЗАДАНИЕ 2.На основе анализа тектонической, геологической, геоморфологической, гипсометрической карт составьте характеристику рельефа Зарубежной Азии в форме таблицы:
Форма | Размеры | Особенности гипсометрического расчленения | Особенности | Прилож. | ||
рельефа | Ср. высота, (м) | Макс. высота, (м) | Протекающие геоморфологические процессы | рельефа | ||
Тянь-Шань (горная система) | с З на В = 2500 км | 3000 - 4000 | 7439 - пик Победы 6995 - Хан-Тенгри | Денудация | Сырты(тюркск.)- пенеплены, приподня-тые на различную высоту. Изолированность межгорных впадин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ РЕЛЬЕФА: Тавр, Эльбурс, Загрос, Гиндукуш, Карокорум, Куньлунь, Цинь-Линь, Наньшань, Восточный Тянь-Шань, Монгольский Алтай, Гоби, Большой. Хинган, Ордос, Гималаи, Тибет, Декан, Западные Гаты, Восточные Гаты, Месопотамская низменность, Сычуаньская котловина, Великая Китайская ранина, Индо-Гангская равнина.
ЗАДАНИЕ 3. Построить комплексный географический профиль по одной из территорий (выбрать самостоятельно и списка):
а). Скандинавские горы (по 60° с.ш.);
б). Полуостров Индостан (по 20° с.ш.);
в). Полуостров Индокитай (по 20° с.ш.);
г). Аравийский полуостров (по линии южного тропика).
Дать письменный анализ построенного профиля.
ЗАДАНИЕ 4. Изучить самостоятельно по учебникам тему: физико-географическое районирование Евразии и Северной Америки
а). На контурной карте Евразии и Северной Америки нанести границы субконтинентов (красным цветом) и физико-географических стран (чёрным цветом). В легенде дать названия выделенных регионов.
б). Используя учебники и тематические карты атласа составить сравнительную комплексную характеристику двух физико-географических стран (вариант по выбору студента: 1 вариант – 1 студент). План характеристики:
1. Физико-географическое положение
2. Границы и состав территории
3. Тектоническое строение
4. Рельеф и его характеристика, основные типы морфоструктуры
5. Климат и его характеристика
6. Господствующий тип(ы) растительности (спектр высотных поясов – для горных районов); типичные представители флоры
7. Почвы
8. Животный мир
9. Охрана природы (типы ООПТ и их география и роль в охране природы)
10. Региональная специфика природы (физико-географическое районирование)
После выполнения работы сделать выводы о сходстве или различии компонентов природы изученных регионов.
Вариант 1 | Фенноскандия | Лаврентийская возвышенность |
Вариант 2 | Альпы | Аппалачские горы |
Вариант 3 | Карпаты | Великие равнины |
Вариант 4 | Иранское нагорье | Береговые низменности |
Вариант 5 | Равнины Аравии | Кордильеры Аляски |
Вариант 6 | Низменности Инда, Ганга и Брахмапутры | Кордильеры Канады |
Вариант 7 | Британские о-ва и Герцинская Европа | Центральные равнины |
Вариант 8 | Индокитай (п-ов) | Гренландия |
Вариант 9 | Малоазиатское нагорье | Кордильеры США |
Вариант 10 | Нагорье Тибет | Центральная Америка |
Вариант 11 | Японские о-ва и Корея | Канадский Арктический архипелаг |
ТЕМА: Климатическое районирование Северной Америки
ЗАДАНИЕ 5. Характеристика климатических поясов и областей Северной Америки: арктический, субарктический, умеренный, субтропический и тропический пояса. Построить климатограммы для климатических областей арктического, умеренного и субтропического и тропического поясов Северной Америки. Выявить их характерные особенности.
ТЕМА: Гидрографическая характеристика озёр и рек Северной Америки
ЗАДАНИЕ 6. Пользуясь географическими атласами, учебниками и справочной литературой, дать характеристику крупнейших рек Северной Америки (Алабама, Атабаска, Юкон, Маккензи, Невольничья, Пис-Ривер, Саскачеван, Фрейзер, Колумбия, Снейк, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Арканзас, Ред-Ривер, Огайо, Св. Лаврентия, Гудзон, Ниагара, Рио-Гранде, Колорадо) в тетради по следующему плану:
1. Название реки.
2. Географическое положение, исток, устье.
3. Площадь бассейна, длина.
4. Основные притоки.
5. В каком типе климата протекает.
6. Типы питания (по Львовичу).
7. Сезон основного стока.
8. Типы водного режима.
9. Продолжительность ледостава.
10. Хозяйственное использование реки.
ЗАДАНИЕ 7. Используя дополнительную литературу и карты атласа ФГАМ, дать характеристику озер Северной Америки по типовому плану. Перечень озер: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Оленье, Атабаска, Виннипег, Виннипегосис, Большое Соленое, Никарагуа. План характеристики:
1. Географическое положение.2. Очертания береговой линии, и степень расчленённости.
3. Форма озёрной котловины. 4. Максимальная и средняя глубина.
5. Питающие озеро реки, источники поступления воды в озеро. 6. Водный баланс озера.
7. Внутригодовые изменения уровня. 8. Хозяйственное значение.